Старообрядцы часть 2 глава 14

                Судьбы поколений
       Рассказывает дочь Сергея:
       - Только папу проводили, я взяла веник и убрала шелуху от семечек, которую насыпали провожавшие. Мама вернулась, наказала.
       - Что ж ты наделала!? След замела отцу! - и давай реветь, а я с ней вместе.
       - Писала ему письма, которые наверно не смог прочитать, потому что все были залиты слезами. Я тогда уже училась во втором классе. Он уходит на фронт, я реву, а папа говорит:
       - Не плачь. Выбьем Гитлеру последний глаз, и я вернусь.
       - Почему-то все считали, что Гитлер был одноглазый. Когда пришла похоронка на папу, вся деревня не плакала, а голосила - так его любили. Мама никогда не отличалась нежностью, а после похоронки словно бес в неё вселился: за любую провинность секла с каким-то остервенением.
       Помню, училась в 7 классе. У Огурнёвых было двое детей, и
они пригласили отпраздновать 7 ноября. Их мать достала                немного самогонки, а кто-то наябедничал учителям. Те устроили разнос родителям. Пришла мать из школы и так меня палкой по голове огрела, что шрам по сей день сохранился. А потом побоями загнала под кровать, где я сидела двое суток, а она всё ходила и пинала. Я Венку часто защищала от неё: под стол прятала, когда она лупила его за то, что снял пенку с молока.
       Когда папу увозили на фронт, Венке было три годика. Видел, по какой дороге уехал отец, и побрёл вслед за ним по степной дороге. После проводов народ возвращался из Беи - нашли Венку километрах в пяти от деревни. Ещё помню, как незадолго до Дня Победы лежали мы с подругой Марусей на сене и вдруг на небе появились всполохи северного сияния. С полчаса длилось зрелище неописуемой красоты – мы полдеревни переполошили, потому что ни до, ни после не случалось этого явления природы.
       Сегодня, когда 72 года отделяют Светлану от событий тех лет, она пытается увязать судьбы дорогих людей с правдой Бога, найти выход из тупиковой ситуации.
        Из-за гонений, переселений и истребления хранителей древлеправославной веры старообрядцы испытывали недостаток в женихах и невестах. Поэтому было издано поместное решение: принимать к себе невест и женихов, приписанных к господствующей церкви, с условием, что   примаки обратятся к древнему вероисповеданию.
       Однако со стороны священников господствующей церкви, которые боролись против растаскивания «стада», пришлось терпеть жестокие притеснения. Для венчания в разрешённых церквях, чтобы брак был узаконенным, они требовали письменного отказа от веры предков.
       ... По законам Российской империи детям, рождённым вне брака, было отказано в правах так называемых "законных" детей на основании того, что если такие права предоставлять "незаконнорожденным", то последствием этого стала бы "нравственная распущенность и попрание семейных отношений" в обществе*. Этим моментом умело воспользовались церковники.
Они отказывались венчать "блудников", если даже у тех было пять и более детей, могли разлучить и насильно повенчать с другим человеком. В архивных переселенческих документах можно
встретить многочисленные записи, подобные этой: «Незаконнорожденный Данило Пепеляев (4 души): одна нагольная шуба, 2 понитка, из них один чёрный, другой синий, 4 муж. рубашки, 2 бухарских выбивки, одна белая и одна синяя, 3 порты холщовые, 1 ситцевый сарафан, 1 вехница холщовая набивная, 1 бумажная клетчатая шаль»*.               
         Незаконнорожденные, не зависимо от вероисповедания, лишались гражданских и имущественных прав. Поэтому от староверов требовали или отречения от веры для узаконения семьи, или их дети попадали в разряд незаконнорожденных. Многим
приходилось присутствовать на богослужениях, скрывая истинные убеждения, или получив документ, пускаться в бега. Синодом была выдумана уловка, для разоблачения «лукавых» прихожан. В церкви велись записи о количестве причащений, и, если выяснялось, что кто-то в течение года ни разу не подходил к причастию, их принуждали говеть и причащали насильно, принимая меры к тому, чтобы они не уносили причастие за щекой и не сплёвывали.
        Апокалипсис неизбежен. От нас зависит, как скоро это случится: через десять, или тысячу лет. Незнание законов не избавляет от ответственности. Те, что ушли из этого мира уже помочь себе не могут, если, по милости Бога, их пролитая кровь и принятые мучения не будут приняты искупительной жертвой. Им могут помочь только наши не осквернённые молитвы. А нам, пока живы, надо приложить усилия к спасению души.
        Если сумеем воспылать любовью к Богу, должны порадовать Его той песней, которая принесена с небес и потому приятна Ему, чтобы не оборвался род людской, как это случилось с династией Рюриковичей и домом Романовых. Какое возмездие получила династия Романовых и господствующая церковь – всем известно, поэтому, бегло пробежим по генеалогическому древу старообрядцев Малафея и Матрёны.
       Феофан ни разу не ступил на порог господствующей церкви, но в душе хранил уклад матери: его немая проповедь звенела в трудолюбии, всепрощении и любви ко всему сущему. Поэтому его жизнь и жизнь его детей более стабильна и в духовном, и в материальном плане. В какую заводь и как долго им плыть решит Господь.
       Веточка Федосея за отречение от отчества, данного отцом, обломилась - у него не осталось наследников. Сам он, посвятивший себя воинской службе, прикоснулся к земной славе, но без вины лишился воинского звания, наград, узнал тяготы репрессий. Незадолго до кончины его реабилитировали, но жена отреклась от него, как он от отчества, бросила, как вещь, за ненадобностью. Его душу сегодня усладит только крюковое пение молитвы за усопших.
        А с Марфой настолько всё сложно, серьёзно и запутано, что потребовалось 17 лет кропотливых поисков ответа на вопрос: «За что…»? Прочитаны горы книг. Светлана на себе испытывала результаты различных поступков, которые порой доходили до абсурда.
       Помнит, как водила малышей в детсад. Обруч перестроечной нищеты сдавливал дыхание, приходилось дорожить каждой крошкой, начали появляться первые пацаны - попрошайки, стаи замызганных, истощённых собак, которые раньше выживали за счёт лакомых кусков со свалок мясокомбината. На полпути к садику к ним постоянно приставала рыжая собачонка, и они всегда угощали её чем-нибудь.
       Однажды, разжились кусочком колбаски. Такая вкусная! Не успели доесть - появилась провожатая. И колбасы жалко, и собаку жалко. Поборола жадность – бросила ей остатки, и в очередной раз убедилась, что всё, отданное во славу Господа, возвращается десятикратно. Не знала, кому адресовала мысли -  Богу, или собаке, когда подумала: «Вот ты-то ничем не сможешь оплатить долг». А метров через сто, видит: стоит на рельсах запечатанная бутылка водки! Вокруг - ни души. С одной стороны - глухой забор какого-то предприятия, с другой – пустырь! Невозможно описать изумление и недоумение из-за находки, да только пригодилась она в свой срок: рассчиталась за перекопанный участок на даче.
       Потом всегда брали из дому еду для пёсика, и, как от «серебряного копытца», получали награды. А однажды прикоснулись к чуду. Помнит пасмурное небо, вдоль заснеженной дороги камыш выше её роста. И вдруг впереди вспыхнула галерея из радуг: первая самая высокая, а следующие пять меньше, меньше и до самого горизонта! Зрелище необыкновенной красоты. А собачонка в тот день чуть не попала под машину, с визгом убежала, больше её не видели.
         При познании Бога прикасались ко множеству чудес, которые не приниматло отравленное атеизмом сознание. Окружавшие Светлану люди,  объясняли их случайностью или крутили пальцем у виска.   
       Поиск Бога начался в 1979 году, когда о духовных наставниках не могло быть и речи, а одно время даже пришлось вести кружок "Юного атеиста". Именно в богоборческой литературе почерпнула первые сведения о неведомой жизни святых угодников!
      С бабушкой всё обстояло иначе. То, что для Светланы граничило с чудом, для неё было естественным и обыденным. Если за богохульства по неведению, Света получала воздаяния - они оценивались по иному тарифу, чем осознанное отступлении Марфы. Мог Сергей при сватовстве принять веру свёкра? Могла Марфа обратить мужа к вере предков? Но этого не произошло и оброненное на их головы проклятие упало на потомков до четвёртого поколения. Оглушительные громовые раскаты бед, заставили Светлану искать первопричины жизненных неурядиц, чтобы защитить от них детей и внуков. Удивительным оказался итог поисков! Когда были готовы анализы жизни прабабушки, бабушки, матери, сестры, их детей и внуков, там оказался один общий ключевой момент жизни. Светлану одолело необъяснимое беспокойство, пока не вспомнила: через «Откровение» Иоанна Богослова во 2 и 3 главах, Господь словно беседует с каждым человеком, открывает, что было, есть и может быть, если люди не будут послушны Его воле…

      Ляпидевский Н.П. "О дополнении нашего действующего законодательства постановлениями об узаконении и признании детей рождённых вне брака" - М., 1876, стр.14
      Источник: ГАОИ. Ф. 24, оп. 10,  д. 191, т. 1, л. 182 – 186 об, 191об.


Рецензии