Под музыку Вивальди...

Антонио Вивальди, род. 4 марта 1678 г.
Изысканная роскошь, пышность и причудливая эстетика эпохи барокко в полной мере нашли воплощение в творчестве знаменитого венецианца - Антонио Вивальди. Его неспроста называют «итальянским Бахом»: за 63 года жизни музыкант написал около 800 произведений, являясь самым плодовитым композитором своего столетия! По его признанию, он обыкновенно мог написать по два концерта в месяц и по две-три оперы в год! Правда, только для 40 опер из 97, о которых упоминает композитор, удалось подтвердить его авторство. В его наследии значатся сотни произведений для хорала, более 500 концертов для различных инструментов и оркестра (некоторые предназначались для исполнения в сопровождении органа). Талантливый композитор-новатор, виртуозный скрипач, блестящий дирижер и педагог, он оставил после себя не только богатейшее творческое наследие, но и множество нераскрытых до сих пор загадок. Впрочем, необыкновенная музыка Вивальди, над магнетизмом которой не властно время, сохранилась в своём первозданном виде и сегодня занимает почётное место среди величайших достижений искусства звукосочетания. "Партитуры, как принято выражаться, тоже не горят!"

4 марта 1678 года в Венеции в семье цирюльника Джованни Батиста Вивальди появился на свет сын Антонио. В конце XVII века Венеция была признанной столицей развлечений, городом-праздником, где вся жизнь проходила вокруг торговли и разговоров о портовых делах и мореплавании. Семья будущего композитора не являлась в этом смысле исключением, однако глава семейства и отец будущего композитора настолько прекрасно владел ещё и мастерством игры на скрипке, что его пригласили выступать в составе оркестра собора Св. Марка.
        Антонио с рождения страдал одной из форм бронхиальной астмы, но это не помешало его музыкальной одарённости дать о себе знать с раннего детства. Из шестерых детей Вивальди он был более всех похож на отца - не только редкой для жителей Венеции огненно-рыжей шевелюрой, но главное — умением слышать и чувствовать музыку. К 10 годам он освоил скрипку так, что уже мог заменять отца в соборном оркестре. А в 13 лет мальчик впервые попробовал сочинять собственные композиции.
        Тем не менее, в 15-летнем возрасте жизнь Антонио сделала крутой вираж — по настоянию родителей он выбрал карьеру священнослужителя и следующие 10 лет жизни посвятил себя изучению богословских наук, не бросая при этом занятия музыкой. Так, к 25 годам (к 1703 году) он не только получил духовный сан, но и успел прославился как виртуозный скрипач. За цвет волос его прозвали «рыжим падре», однако церковные обязанности Вивальди исполнял недолго. Очень скоро он обратился к своему священноначалию с просьбой освободить его от совершения Мессы по состоянию здоровья, на что быстро и без проволочек получил одобрение. Это в свою очередь позволило о. Антонио больше времени и сил уделять музыкальному и педагогическому творчеству.
        Почти сразу, после получения сана, Вивальди стал работать в одной из школ Венеции - «Госпитале делла Пьета» - так назывался дом приюта при монастыре для сирот. Здание этой богадельни сохранилось до сих пор - сейчас там располагается ресторанно-гостиничный комплекс. Эта студия, которые некоторые называют даже Консерваторией, стала настоящей колыбелью творчества Вивальди. В статусе преподавателя игры на скрипке и хормейстера он приобрёл уникальную возможность осуществлять самые смелые творческие идеи. По долгу службы о. Антонию приходилось писать для воспитанников школы очень много музыки как духовного, так и светского содержания — кантаты, хоралы, оратории, вокально-симфонические композиции, концерты.  Вивальди сочинил здесь больше 450 концертов и нередко сам исполнял солирующие скрипичные партии. Такого уровня мастерства игры на скрипке, рождавшей звуки будто бы из глубин человеческой души, Венеция до сих пор не слышала. Результаты такой кипучей и разноплановой деятельности быстро дали о себе знать - у знатоков и ценителей музыки школа стала считаться лучшей в городе.
        Очень быстро популярность молодого композитора шагнула далеко за границы родного города. Каждый знатный гость, приезжающий в Венецию, считал своим долгом побывать на выступлениях от. Антонио. В 1705 и 1709 годах сонаты музыканта были изданы отдельными сборниками. Но маэстро Вивальди уже был увлечён другой идеей – стать оперным композитором. На тот момент опера считалась самым востребованным жанром у зрителей и Вивальди с присущей ему целеустремленностью и неукротимым темпераментом погрузился в новый для него вид творчества. Его оперный дебют под названием «Оттон на вилле», поставленный в 1713 году, прошёл с грандиозным успехом. Вивальди начинает работать в сумасшедшем ритме - он успевает создавать по 3-4 оперы за год. Слава от. Антония как композитора растёт и он получает приглашение принца Гессен-Дармштадского, тонкого ценителя музыкального искусства, занимающего должность губернатора Мантуи, стать его личным дворцовым капельмейстером. В 1721-22 годах Вивальди работает в Милане и Риме, продолжая сочинять новые оперы.
        На склоне лет дела композитора сильно пошатнулись. Он решил вернуться в Венецию, надеясь обрести душевное равновесие в родном городе, который рукоплескал ему без малого 40 лет. Но его поджидало разочарование. Сочиненная им музыка уже не вызывала былого восторга - у публики появились новые кумиры. Даже в родной музыкальной школе при богадельни, с которой его связывали 38 лет плодотворной работы, ему дали понять, что в его услугах не очень нуждаются. Согласно официальной биографии, Вивальди в 1740 году в поисках выхода из бедственного положения отправился в Вену, ко двору императора Карла VI, своего давнего и могущественного почитателя в надежде, что там его талант будет востребован. Но судьба приготовила Вивальди очередной удар - не успел он приехать в Вену, как Карл VI скончался. Композитор пережил своего несостоявшегося покровителя совсем ненадолго. Он умер 28 июля 1741 года и был похоронен в Вене в могиле для бедняков, точное место нахождение которой до сих пор не установлено! На этом же "социальном" кладбище (для убогих) покоится между прочим и знаменитый В. А. Моцарт!!
        После 1840 года многие рукописные варианты сочинений Вивальди были утеряны и надолго исчезли из памяти людей. Некоторые ноты попали в руки его коллег-композиторов, а также близких родственников. Своему «второму рождению» Вивальди обязан итальянскому музыковеду Альберто Джентили, который занимался активным поиском его произведений. В 20-е годы XX века до него дошёл слух о распродаже рукописных партитур, которые хранились в монастырском колледже в Сан-Мартино. Среди них Джентили обнаружил 14 томов сочинений Вивальди, до сих пор остававшихся неизвестными публике - 19 опер, более 300 концертов, множество духовных и светских вокализов. Поиски потерянных сочинений Вивальди ведутся по сей день. В 2010 году в Шотландии был найден его Концерт с флейтой, а в 2012 году мир узнал его неизвестную оперу «Orlando Furioso».
       «Визитной карточкой» Вивальди является цикл скрипичных концертов - «Времена года», который в оригинальной версии именуется «Четыре времени года - Le quattro stagioni». Эпиграфами к ним поставлены сонеты, точное авторство которых неизвестно, но предполагают, что они тоже принадлежат Вивальди. В знаменитом голливудском фильме «Красотка» музыка Вивальди, по замыслу режиссеров, стала одной из иллюстраций мира высшего общества. В ленте звучат три концерта из четырёх. Скрипач и дирижёр Владимир Спиваков поэтически именовал «Времена года» «фреской человеческой жизни, поскольку человеку предстоит преодолевать тот же путь, что и природе — от рождения до смерти, от "Весны" до "Зимы"». Итальянские учёные, между прочим, сделали потрясающее открытие - выявили так называемый «эффект Вивальди». Они провели эксперимент, в результате которого выяснилось, что периодическое прослушивание «Времён года» укрепляет память у людей преклонного возраста.
        В 1939 году в рамках «Недели Вивальди» было возрождено исполнение широко известной композиции «Глория» (латинского аналога нашего Великого Славословия из Всенощного Бдения). Она прозвучала в Сиене, где местный институт носит имя Вивальди. Именем композитора назван один из открытых кратеров на планете Меркурий. Его же светлым именем именуется уникальный коллектив - «Вивальди-оркестр», создателем которого в 1989 году выступила скрипачка и дирижер Светлана Безродная. Уникальность этого коллектива в том, что в его состав входят исключительно женщины, чтоб и в этом нюансе соответствовать своеобразному «ремейку» оркестра воспитанниц организованного Вивальди при школе «Госпитале делла Пьета» в начале XVIII века.

       В биографии композитора немало «белых пятен» и его личная жизнь не является исключением. Вивальди тесно связывают только с одной женщиной — певицей Анной Жиро. Музыкант познакомился с Анной в период своей работы в Мантуе. В Венецию они вернулся уже вместе. Известный драматург-венецианец К. Гольдони упоминает, что Вивальди представил ему Анну Жиро, назвав её своей "лучшей ученицей". Но злые языки быстро окрестили молодую певицу «подругой рыжего священника» и не без основания. Композитор ей явно благоволил: с момента их знакомства писал оперы специально для неё, и именно Вивальди Анна обязана славой оперной певицы. Она вместе со своей родной сестрой Паолиной входила в его ближайшее окружение, сопровождала композитора во всех поездках. Это породило кучу кривотолков о том, что, мол, композитор ведёт образ жизни, не подобающий духовному лицу. Однако, прямых доказательств их любовной связи нет. Более того, Вивальди яростно защищал честь Анны, объясняя всем, что из-за проблем со здоровьем он постоянно нуждается в посторонней помощи, и Анна с Паолиной (которая была медсестрой) лишь ухаживают за ним. В письме своему покровителю Бентивольо от 16 ноября 1737 года он объяснял, что их с Анной связывают только дружба и профессиональное сотрудничество. Единственным намёком на то, что Анна всё же была Музой композитора и дамой его сердца, является волшебная музыка, написанная им после их знакомства. Именно тогда появился обессмертивший его имя цикл «Времена года», концерты «Ночь», шедевр духовной музыки «Глория». Кем бы ни являлась для Вивальди Анна, надо отдать ей должное - она не оставила композитора в трудное для него время и была преданной спутницей и подругой до последнего вздоха своего учителя.

      Вклад Вивальди в эволюцию искусства оркестровки огромен - он первым ввёл в оркестровый состав гобои, валторны, фаготы и другие инструменты в качестве самостоятельных. По мнению австрийского учёного В. Коллендера, Вивальди на несколько десятилетий опередил развитие европейской музыки в использовании динамики и технических приёмов игры на скрипке. Несомненное достижение Вивальди состоит в том, что он воплотил на сцене особый вид концертов - для оркестра и скрипки и еще один вариант - для двух и четырех скрипок. Всего же в его творческом наследии около двух десятков подобных концертов, среди них единственный в мире концерт для двух мандолин. Вивальди принадлежит крылатая фраза: «Когда достаточно одной скрипки, не используют две».
        Сочинения Вивальди имели большое влияние на известнейшего представителя музыкального искусства эпохи барокко - Иоганна Себастьяна Баха. Некоторые музыковеды в знаменитейшей мессе h-moll Баха находят несомненные отзвуки произведений падре Вивальди. Впоследствии Бах переложил для клавира 6 концертов Вивальди для скрипки, ещё 2 преобразовал в органные концерты и один адаптировал для 4-х клавиров. По иронии судьбы, эти музыкальные шедевры более 150 лет считались сочиненными Бахом.

На рубеже XIX -XX веков австрийский композитор и музыкант Фриц Крейслер, признанный мастер стилизации, пишет Концерт для скрипки с оркестром до мажор, к которому ставит подзаголовок: «В стиле Вивальди». Огромный успех, сопутствующий этому яркому творению Крейслера, по инерции вызвал интерес и к сочинениям Вивальди. Так началось триумфальное возвращение знаменитого венецианца и его шедевров на музыкальный Олимп. Сегодня музыка Вивальди является одной из самых любимых у скрипачей всего мира и одной из самых узнаваемых у слушателей.
        «Вивальди — это праздник инструментальной музыки, скрипичная феерия», — как справедливо отозвался о творчестве великого маэстро современный скрипач Дмитрий Синьковский.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . фильмы о Вивальди: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Документальный фильм «4» (2007) - фильм митр. Илариона (Алфеева) - блестящая работа, размещено у меня "ВКонтакте" на личной странице.
«Вивальди, рыжий священник» (Великобритания, Италия, 2009)- режиссёр, вроде, обещал "биографический" фильм, а на самом деле экранизировал правду с несколькими инсинуациями и домыслами о его жизни и творчестве.
«Вивальди, принц Венеции» (Франция, 2006) - крайне слабый фильм, будто ученическая работа.
«Вива, Вивальди» (Франция, 2000) - в Интернете найти не возможно.
«Вивальди в Вене» (1979) - Яндекс не выдаёт.
«Антонио Вивальди» (США, Бельгия, 2016) - поисковик Яндекс не выдаёт...
        Творчество Антонио Вивальди стало квинтэссенцией всех лучших черт и выдающихся успехов итальянской музыкальной школы. Но судьба маэстро является яркой иллюстрацией того, что слава и забвение в человеческой жизни идут рука об руку. Как говорится, "Sic transit gloria mundi" - так проходит мирская слава! Всего через 30 лет после его смерти упоминание о Вивальди даже мимоходом не встречается ни в каких официальных источниках, в отличие от других итальянских композиторов. И лишь в начале XX века музыка Вивальди вернулась к нам, трогая души своей искренностью и мелодичностью. Сегодня она украшает собой репертуары самых именитых оркестров. Понадобилось почти два столетия, чтобы мир заново открыл музыку великого венецианца и смог по достоинству оценить её великолепие.


Рецензии
Наиболее популярным изображением композитора считается полотно французского портретиста Франсуа Морелон де ля Кавэ. Для портрета Антонио пришлось надеть белый парик - этикет тех времен не позволял мужчинам появляться в свете без парика.
«Под музыку Вивальди» - так называется песня корифеев авторской песни В. Берковского и С. Никитина на стихи А. Величанского. Музыка Вивальди в этом песенном тексте является символом душевной гармонии лирического героя.

Андрей Хачанов   05.03.2021 00:07     Заявить о нарушении