А. Акмаев. Меня учила война

Полковник Акмаев Александр Емельянович участник Великой Отечественной войны родился 6 декабря 1923 г. на Донбассе, Луганская обл. п. Антрацит
Служил на разных должностях в Железнодорожных войсках, последняя должность начальник штаба 1-го отдельного учебного железнодорожного полка им. Ленинского комсомола, в настоящее время проживает в г. Москва.

Меня учила война.

За несколько дней до начала войны небо в нашем районе покрылось красным заревом. Старые люди заговорили — это к беде!
21 июня 1941 года на выпускном вечере нашего 10-го класса мы почувствовали себя совсем взрослыми. Наперебой делились своими дальнейшими планами. Одним словом, размечтались, гремела музыка, пели, плясали до утра и договорились на следующий день продолжить свой праздник на берегу Азовского моря.
Но недолго продолжалась наша радость. В 12 часов дня 22 июня по радио передали сообщение о вероломном нападении фашистской Германии на нашу Родину.
 Я сразу побежал в редакцию газеты «Знамя стахановца», где уже год работал и одновременно учился в школе. Город изменился, стал жить по-другому: озабоченные лица людей, слезы детей и женщин. Потом мобилизация, проводы на войну, первые раненые (в нашей школе развернули госпиталь) и печальные вести с фронта.
В ноябре 1941 года, когда враг почти вплотную подошел к городу Антрациту, мы получили приказ закрыть редакцию, где я работал, и в пешем строю в последней шахтерской колонне Донбасса убыли на формирование воинских частей по маршруту Ворошиловград – Сталинград. Около 700 километров.
Этот переход в морозную зиму был очень трудным. Шли, обдуваемые колючими степными ветрами, в лютый мороз, в обход городов, останавливаясь по ночам только в небольших населенных пунктах. Жители нас встречали как своих сыновей и с надеждой смотрели на нас. Были и отдельные антисоветские и провокационные выступления, призывы разойтись по домам. Были случаи, когда нас не пускали переночевать даже в сарай или конюшню, оскорбляли нецензурной бранью. Но мы шли и мужали. Для мальчишек, только ставших в армейский строй, это было серьезным испытанием на выживаемость.
Никогда не забуду, как на одном из привалов старый бывалый солдат собрал нас, выбившихся из сил юнцов, в кружок и начал объяснять, как можно сберечь силы, как подгонять одежду и обувь, чтобы не обморозиться, похвалил за стойкость. И он нас опекал до конца марша. Это был Материнский из Красного Луча, и после войны приезжал он к моим родителям в гости в Антрацит.
Мы еще не были солдатами и военную присягу не принимали. Но мы были нужны Родине и знали, что на наши плечи легла защита нашего народа и государства.
Начальный период войны в корне перевернул мои прежние понятия о войне. И стал я смотреть на все происходящее другими глазами.
В нашей колонне были люди разных возрастов, разных специальностей, был и директор нашей школы Филипп Павлович Петренко. Отдельных специалистов отбирали и направляли на заводы, в основном на Урал.
Командиром нашей колонны был раненый фронтовик, капитан, командиром роты – раненый сержант, врач – женщина, старший лейтенант, комиссар - инструктор политотдела ЦК КПБУ, квартирьеры были из числа нашей колонны.
Шли мы около двух месяцев. Доходила до нас информация о положении на фронтах и о битве под Москвой.
В отдельных населенных пунктах мы задерживались на 3-5 дней и привлекались к различным работам в колхозах. Я научился даже управлять быками по команде «цоб-цобе».
Питались выдаваемыми продуктами, готовили сами кашу, кипяток- иногда на квартирах в населенных пунктах. В колонне поддерживалась дисциплина.
Этот многокилометровый пеший переход в морозную зиму я выдержал и всегда вспоминал слова отца, сказанные на моих проводах – Иди сынок, не оглядывайся назад, ты мужчина и обязан защитить нас!
В декабре месяце дошли до Сталинграда и разместили нас в 8 км от тракторного завода на берегу Волги в летних дачных домиках в пос. Лотошинском, где формировался 30-й отдельный мостовой железнодорожный батальон 47-й железнодорожной бригады. Командиром батальона был капитан Перов Н.И. Переодели нас в военную форму, в ботинках и обмотках, зачислили меня на штатную должность плотника-мостовика, затем наводчиком взвода ПВО.
Так началась моя военная служба.

40 лет в строю.
До войны я никогда не думал быть военным, хотя к армии и офицерам относился с особым уважением.
Военную подготовку мы начали с первого дня зачисления в воинскую часть. Военную присягу приняли в день Красной Армии 23 февраля 1942 года.
В конце апреля, уже кое-чему обученные, прибыли на Северо-Кавказский фронт и для вывода наших войск из Крыма за три месяца построили железнодорожную линию Крымская – Тамань. Это была для меня, как рядового плотника-мостовика, первая практическая школа.
Почти вся работа выполнялась вручную. На техническом вооружении в нашем батальоне (комбат Перов Н.И.) была одна автомашина, один копер «треугольник», 3-4 лебедки, тачки и ручной инструмент.

В августе 1942 года мы строили паромную переправу через Волгу в районе города Астрахань для перевозки железнодорожных цистерн с нефтью и других грузов с Северного Кавказа из Баку и Грозного.
Немцы ставили своей целью не допустить строительство и работу переправы (это же горючее для наших танков, самолетов) и они не жалели бомб, часто бомбили переправу. Не раз она оказывалась в огне и бойцы, презирая смерть, спасали сооружения. Паромная переправа работала. В один из таких дней, я уже был зенитным пулеметчиком, в октябре 1942 года при бомбежке сильно повредило и присыпало нашу защитную огневую точку. К счастью, обошлось без жертв. Мы быстро расчистили завалы, все восстановили и продолжали выполнять боевую задачу.
Командир нашего батальона Перов Н.И. подошел к нам и поблагодарил за умелые действия и мужество. Это для меня, красноармейца, стало первым, самым приятным днем войны.

Учеба в военном училище.
В феврале 1943 года меня и моего друга Михаила Каралкина (он тоже из Антрацита) направили в г. Ярославль на учебу в Ленинградское училище военных сообщений имени М.В.Фрунзе (пятый военный набор).
Из Астрахани до Москвы мы ехали более двух суток: в товарных переполненных вагонах, стоя, сдавленные со всех сторон. С собой в дорогу нам дали только хлеб, пшенку и копченую рыбу. Сложно решались вопросы туалета – очень редко, с остановкой на 20-40 минут на перегонах.
По прибытии в Ярославль, в училище – оно еще переезжало из Торжка и обустраивалось, нас помыли, обмундировали и распределили по специальностям, в роты. Меня определили в мостовики.
Начальником училища был Гапоненко, комиссаром – Гавенко, командиром роты – Корзун, люди очень требовательные, опытные командиры-воспитатели. Командиры взводов были из числа выпускников училища. Старшинами рот и командирами отделений назначали курсантов, уже имеющих воинское звание «старшина» или «сержант».
Обстановка в городе была напряженно военная. Немцы бомбили часто, большим количеством самолетов – до 120, как правило с двух часов ночи, а в 6 часов утра – подъем и на занятия.
Программа обучения предусматривала много общевойсковых и специальных предметов и рассчитана на девятимесячный период (для сравнения в это время в общевойсковых училищах «лейтенантов» готовили 3 месяца. Занимались мы по 10 часов, имея при себе постоянно винтовку и противогаз. От учебы нас никуда не отрывали, кроме разгрузки дров для училища. Соблюдалась строжайшая дисциплина и опрятный внешний вид. Передвижение по территории было установлено только строем или в одиночку строевым шагом. Однажды я шел по городку обычным шагом. Командир роты увидел меня в окно из канцелярии и объявил мне перед строем роты «один наряд вне очереди».
Преподаватели были опытные. Теоретический и практический материал давали доходчиво и грамотно. На занятиях я уставал, а иногда и засыпал. Это видимо, оставалось с первых дней прихода в часть и проявлялось даже в строю. Помню, в баню мы ходили в Сталинграде на тракторный завод, поздним вечером, - 8 км. Я ростом невысокий и мое место в строю было в последних рядах. И засыпал я на ходу, отставая от строя на 15-30 шагов. Меня теряли. А когда ставили в первые ряды, я наступал на пятки своим товарищам. Что только со мной ни делали!
Так было и на классных занятиях. Слышу голос уважаемого преподавателя по минно-подрывному делу, подполковника
– Курсант Акмаев, вы спите?
Вскакиваю и отвечаю – Так точно. – И повторяю последние его слова, сказанные на занятиях.
 Он высоко поднимает указательный палец и говорит
 – Я уже много лет преподаю, но впервые встречаю, чтобы курсант сказал правду.
В период учебы зимой был выход по тревоге на 3-х суточные полевые учения на расстояние 150 км от училища.
Отрабатывали марш на лыжах, встречный бой с противником, ночлег в полевых условиях и приготовление пищи в котелках (по «вводной», когда плохо сработали квартирьеры), оказание помощи раненым и больным и ряд других практических мероприятий.
Нас по-настоящему готовили к предстоящим задачам на фронте.
Однажды меня с одним курсантом отправили в Москву за книгами для училища. В это время в Академию с фронта приехал учиться мой брат Назар. Я пять дней жил с ним, в одной комнате с фронтовиками. Один из них, командир стрелкового полка, участвовал в боях в Донбассе на моей Родине и в беседах с ними я больше узнавал о реальной жизни и событиях на фронте.
После окончания училища, 6 апреля 1944 года, мне присвоили воинское звание «лейтенант», и я вернулся в свою 47-ю железнодорожную бригаду 115 ОМЖДБ на должность командира плотнично-мостового взвода.


Командир взвода.
У меня командиром роты был мой бывший командир взвода Терский. По его просьбе меня направили в училище и по окончании вернули к нему же.
В этом батальоне я прослужил до конца войны и участвовал в восстановлении и строительстве многих мостов и других железнодорожных объектов в Украине, Румынии, Венгрии, Чехословакии Австрии, назову отдельные из них.
Весной 1944 г. во время большого половодья в Венгрии мы построили четыре моста через быструю и глубоководную реку Тиссу. Подъем воды в реке достигал 5 метров.
Первый мост у гор. Чонград длиной 180 п/м, подходы более 2-х км, построили за 10 суток. Копровики при глубине воды 8-10 метров в течение трех суток забивали сваи и закончили досрочно.
Вода в реке поднялась, видны были на мосту только рельсы. Мост держали лебедками. Поезда непрерывно шли на фронт.
Второй мост у города Сальнов строили ниже большого разрушенного капитального моста. Глубина воды в промоинах достигала 18 метров.
В целях разрушения понтонных мостов, наведенных инженерными войсками для пропуска наших наступающих войск, немцы по реке пустили плоты из 23-х метровых бревен в 5-6 ярусов. Эти плоты, разрушая все на своем пути, уткнулись в обрушенные металлические пролетные строения, и между плотами оказалось очень много почерневших, разложившихся трупов и многие наши солдаты не могли работать в этом районе. Нам пришлось все это расчистить и только после этого использовать лес для строительства моста. Вода резко поднималась. Мы с трудом успевали забивать сваи и обустраивать опоры. Мост построили за 10 суток, и открыли движение поездов.
К нам приехал начальник железнодорожных войск 2-го Украинского фронта генерал Беляев. Многие были награждены, мне генерал вручил орден Красной Звезды.
После спада воды и проверки состояния опор было принято решение на мост подавать только вагоны без тепловоза, а с противоположной стороны подхватывать их и отправлять на фронт.
Третий мост нами был срочно построен вместо второго выше разрушенного на кривой длиной около 500 метров.
Четвертый мост через Тиссу был построен во время ледохода в районе гор. Чоп.
И эти четыре моста были наиболее сложными и трудоемкими в их восстановлении.
В районе гор. Эстергом (Венгрия) необходимо было построить мост. Вторая линия нашей обороны рядом. Немцы примерно в 6 км. На высотах работать было возможно только ночью при строжайшей светомаскировке. Мы вынуждены были днем между домами, в 3-х километрах от моста, заготовить сваи, рамы для опор и ночью на путевых вагончиках перевезти и строить мост. Сваи забивали только ночью. Мост построили.
Не могу забыть наше участие и трудности в восстановлении малых мостов и путепровода в разгар боев за освобождение г. Будапешт. Меня в числе других наградили медалью «За взятие Будапешта».
Наш батальон не только восстанавливал мосты, но восстанавливал и перешивал на нашу колею железнодорожные пути. Это тоже сложная работа, тем более мы всегда были на виду.
Так, когда перешивали путь для бронепоездов в Карпатах в нейтральной зоне, расстояние между нами и немцами было 400м. Пехотинцы первой линии нашей обороны говорили:
 – Здесь кашлянуть нельзя, а вы пришли молотками стучать.
 Перебежчик со стороны немцев добавил:
 – Мы видим, как вы костыль ставите.
Но приказ есть приказ, и мы приступили к работе. Немцы сильнейшим минометным огнем приостановили нашу работу, и мы получили приказ о переезде на другие объекты.
Однажды наш батальон оказался почти в окружении. Предстоял большой танковый бой. Все наше хозяйство в трех собственных железнодорожных эшелонах было выведено в тыл. Нас четверых оставили (меня, двух подрывников и ездового с повозкой взрывчатки) с задачей заминировать мост и на случай прорыва немцев по приказу командира танковой бригады взорвать мост. Мы все подготовили и заминировали. Бой состоялся. Танкисты наши не дрогнули, и мост взрывать не пришлось.
Последним объектом войны для меня был большой разрушенный мост в районе австрийского города Лаа (в 60 км от г. Вены). Мы начали его разминировать, и в это время к нам пришло радостное известие – Победа!
И каждый объект – это глубоководные реки, разрушенные и заминированные мосты, бомбежки и минометные обстрелы, это новые решения и трудности, жертвы людей, мастерство и героизм наших воинов.
Все объекты, в строительстве которых мне пришлось участвовать в годы войны, от Сталинграда до австрийского города Лаа, глубоко вошли в мою память.
Командиры не прятались за нашими спинами, не отсиживались в окопах. Личным примером они воодушевляли нас на подвиги и сами всегда были в первых рядах. Разве можно об этом забыть!
Воспоминаний о войне у меня очень много, но обо всем написать сложно – и память, и возраст.


После окончания войны я продолжил службу в железнодорожных войсках на должностях от командира роты до командира отдельного мостового батальона. Участвовал в восстановлении и строительстве железных дорог Донбасса, Урала, ж.д. линии Белореченская – Туапсе, развитии железных дорог в Азербайджане, Молдавии, России.
Волго-Донской судоходный канал, где мы впервые в практике мостостроения на своем бетонном заводе освоили изготовление секционных предварительно-напряженных пролетных строений длиной 25 метров и наладили выпуск 61 разновидности бетонных и железобетонных конструкций для искусственных сооружений и гражданского строительства.
Поучительными были объекты Министерства обороны – ракетный полигон «Капустин Яр», где мы в кратчайшие сроки построили железную дорогу и мост к «площадкам».
И еще один объект в безлюдных местах Казахстана, в 40 км от ст. Шунгай. Там мы зимой, за 2 месяца, построили мост длиной 300 м и высотой 20 м от уровня воды для испытания вновь создаваемых ракет (на цель и поражение). Опоры деревянные, перекрытые четырьмя пролетными строениями, снятыми с Днепровского моста.
Последние годы службы продолжил в 1-м учебном железнодорожном полку, где свой опыт применял, будучи командиром учебного батальона и начальником штаба полка.



А.Е. Акмаев февраль 2021 г. г. Москва
 Архив ИМЗ ЖДВ март 2021 г. В. Петропавловский


Рецензии
Владимир!Низкий поклон Вам за то,что так хорошо напили воспоминания Полковника Акмаева.Как это важно сейчас для нас всех и для будущего поколения -знать из первых уст о второй мировой войне!

С большим интересом прочла...)))

С теплом и уважением,
Светлана

Светлана Карманова   01.09.2022 14:44     Заявить о нарушении