Сверхмарафонский пробег Североморск- Москва. 1988
Сверхмарафонский пробег Североморск – Москва. 1988 год.
Группа бегунов в количестве 8 человек из КЛБ «Энтузиаст» г. Ревды Свердлов-ской области совместно с группой бегунов из г. Химки Московской области в количестве 10 человек решили провести сверхмарафонский пробег по городам-героям по маршруту Североморск – Мурманск – Ленинград – Москва.
25 апреля 1988 года ревдинцы выехали в г. Химки поездом Свердловск – Москва. Уже в вагоне я вспомнил о медицинской справке, которую надо представить в Химки, а я забыл её дома. В Красноуфимске на вокзале я дал телеграмму домой, чтобы выслали справку с нашим бегуном Рыбиным, который прилетает прямо в Североморск. И эта оплошность испортила мне настроение в дороге до самых Химок. Надо сказать, что там справку никто и не потребовал.
26 апреля в 16:15 вместе с москвичами мы выехали автобусом из г. Химки в Североморск.
27 апреля рассветало в 5:00 утра. Был уже 248-й км от Ленинграда на Мур-манск. Далее за Олонцом 422-й км – Снег лежит как зимой. В 21:00 за 357-м км до Мурманска пересекли Полярный круг. Поскольку Североморск - закры-тая зона, до подъезда к городу на пограничном пункте ночью у нас всех прове-рили документы.
28 апреля в 3:20 утра прибыли в г. Североморск. Нас разместили в гостинице. Утром из окна гостиницы между домами увидели Кольский залив. В правую сторону он уходит в море. Утром сбор у гостиницы и на своём автобусе мы отправились на большой противолодочный корабль «Удалой». Надо отметить, что свой автобус в дальнейшем нам очень помогал при знакомстве с городом.
На «Удалом» нам был организован завтрак. Питание матросов – на высоте. Меня поразило обилие зелени в этом меню. Всё очень вкусно. После завтрака хозяева познакомили нас с внутренним устройством корабля. Меня, как конст-руктора –металлурга, поразило обилие кабелей. Думаю, конструкторам корабля тут пришлось поработать.
После знакомства с кораблём «Удалой» отправились на знакомство с г. Североморск. Затем познакомились с подводной лодкой К-21. Она стоит постоянно у пирса и внутри лодки организован музей. Очень интересно своими глазами посмотреть внутреннее устройство подводной лодки. Если бы не наш пробег, я так и не узнал бы за всю свою жизнь, а что же там внутри подводной лодки. Затем нам показали Учебную базу флота. Ознакомились мы и с музеем авиации Северного флота.
После этого нас ждал обед на корабле «Удалой». После обеда отправляемся на экскурсию в город-герой Мурманск. В Мурманске проехали по городу. Побывали на сопке города у памятника Солдату. Здесь нам вручили капсулу с землёй города героя. Проехали и вблизи посмотрели Долину уюта, где весной проводится лыжный марафон. Видели на лыжне даже двух лыжников.
Координаты города Мурманска 68* 58 мин. N; 33* 03 мин. O.
29 апреля. Утром из гостиницы со всем своим багажом грузимся в автобус и едем на прощальный завтрак на большом противолодочном корабле «Уда-лой». После завтрака общее фото с командирами на фоне корабля. Отправля-емся на место старта. Старт назначен от памятника «Алёша» на площади у пирса базы Северного флота. В 9:10 утра стартуем. По городу бежим всей группой вместе.
За городом начинаются трудовые будни. Смена на этапах через 10 км. Выпустив на старт первого бегуна, автобус с остальными бегунами уезжает на 10 км и там стартует второй бегун. Автобус с группой ждёт первого бегуна, бегун садится в автобус и снова уезжаем на 10 км. Там выпускает третьего бегуна и ждёт второго. Дальше операция повторяется, меняются только бегуны.
На обочинах дороги снег. Бежать приходится в олимпийке и брюках. Асфальт отличный, а кругом глухая тайга. Пейзаж Заполярья иногда оживлялся живот-ным миром. Мы видели два гуся и два журавля на льду у дороги. Проехали мимо шести оленей в 50 м от дороги. Видели лосиху у дороги и дальше в 100 м от неё огромный лось с бородой.
30 апреля ужинали на дороге сухой паёк. Ночью бежали по 5 км. О себе должен сказать, что ночью в тайге одному бежать – чувствуешь себя не очень уютно.
1 мая. Завтрак прошёл в автобусе в 9:00 утра. А в 16:30 мы прибежали в город Медвежьегорск. Здесь у нас была ночёвка.
2 мая. Столовые не работают. Обед прошёл в лесу у дороги. Снова сухой паёк. Группа обеспечения из бегунов Москвы готовит продукты для обеда. Обед, естественно, завершился горячим чаем.
На 357-м км от Мурманска пересекли Полярный круг. Здесь установлена соответствующая стела с надписью «Полярный круг». Мы, естественно, остано-вились зафиксировать этот факт фотографией. Здесь ещё зима. Кругом снег. Одежда у всех бегунов зимняя.
За 40 км до Петрозаводска перед нами и встречной машиной пробежал через дорогу лось. Оказалось – рядом с дорогой, с другой стороны, его ждал второй лось.
За 5 км до Петрозаводска снег растаял, мы прибежали в лето. Появились поля и совхозы.
В городе Петрозаводск мы остановились в гостинице на ночёвку. После сто-ловой отправились знакомиться с городом. Мнения по маршруту разделились, ну и, естественно, разделилась группа. Я пошёл с группой на набережную порта. Несмотря на отсутствие снега в окрестностях Петрозаводска, на Онежском озере ещё лежит лёд. Мы даже наблюдали, как мотоцикл с коляской умчался по льду вдоль озера. У берега с правой стороны от набережной порта стоят на зимовке пассажирские и грузовые суда.
На очередной остановке все вышли из автобуса размяться. Однако, несмотря на солнце, ветерок прохладный. Все ещё в тёплой одежде. Бегуны на трассе уже в трусах и майке. В окрестностях дороги поле, которое сплошь загромож-дено валунами. По моему тут даже уральскому садоводу не возделать участок.
А жизнь в салоне автобуса идёт своим чередом. Кто-то отдыхает после оче-редного пробега, другой что-то грызёт. Комиссар пробега Алексей Фёдорович Боченко ведёт записи пробега. Кто-то, отдыхая, перекинул ноги со своего крес-ла на кресло с другой стороны прохода. В этом случае при передвижении по проходу нужно проползать на четвереньках.
По городу Колпино под Ленинградом я бежал свой этап уже в 0:30 ночи 4-го мая. Финишировал на Московском шоссе города Ленинграда. С места моего финиша мы поехали на турбазу «Турист». В 2:30 ночи 4 мая устраивались там на ночлег.
4 мая – день отдыха. Знакомство с городом Ленинград. В начале была экс-курсия по городу на автобусе с гидом, а потом личное время.
5 мая. Ночью прошла гроза, сейчас ветер и довольно прохладно. 10:00 утра, мы прибыли к месту старта на площадь Победы. Здесь на площади уже группа туристов и пионеров. Мы отправились к монументу Памяти и Вечному огню. Здесь нас встретили ветеран- защитник Ленинграда и двое работников Москов-ского райкома комсомола города Ленинграда. Здесь руководителю нашего пробега Валерию Ильясову вручаются капсулы со священной землёй города-героя Ленинграда. Председатель КЛБ города Ревды Виктор Мякутин и участ-ник бега москвичей Иван Шипилов возложили цветы к Вечному огню.
Официальная часть встречи закончена. Делается общий снимок участников пробега на память и вперёд на Москву!
Ближе к Москве Дорога оживляется. Появилось больше транспорта. В кюве-тах дороги местами бегут ручейки. У нас появилась возможность смыть пот подручными средствами. На очередной остановке выходили из автобуса от-дохнуть уже босиком. Но, не только отдых сопровождал нас. Бегущим свой этап, приходилось и пОтом зарабатывать свой хлеб.
Ещё немного о жизни в салоне автобуса. Это наш дом на время пробега. Здесь каждый занимается во время отдыха тем, чем он хочет. В разговоре с комисса-ром пробега я узнал, что он уже 6 лет не ест мясо. Частично организм не тре-бует. Употребляет много сыра, творога, каш различных.
5 мая мы финишировали в посёлке городского типа Крестцы. Спали в спорт-зале. На одном из домов посёлка видел табличку: «Дом трезвого образа жиз-ни».
6 мая бег продолжается. Так же встречаются ручейки вдоль дороги в кювете. Только пробежав 10 км ты можешь понастоящему оценить – какое удовольст-вие освежиться в весеннем ручье! Здесь на стоянках уже появилось всё боль-ше любителей отдохнуть босиком. Прогуливаются спокойно по нагретой солн-цем земле. С нами из Североморска с большого противолодочного корабля «Удалой» бежали в Москву три матроса. Так вот один из них, Евгений Пашин, считает, что восстанавливаться лучше пятками к солнцу. И в отличие от других бегунов, он ходил на руках.
Бежим дальше. У города Калинина мой этап совпал с форсированием реки Волги по мосту. Ширина реки здесь 162 м. В городе Калинине остановились на ночлег на турбазе «Берёзовая роща». Здесь спали на раскладушках.
7 мая. Стартовали в 7:00 утра. Завтракали в городе Клин. Здесь уже пошло Подмосковье. В районе города Солнечногорска вдоль автотрассы находится коллективное захоронение воинов-защитников города-героя Москвы. Сегодня впервые пришлось бежать под мелким устойчивым дождём. Надо отметить, что с погодой нам повезло. Весь маршрут от Североморска мокли только от пота. В 14:00 дождь перестал. У нас последняя остановка перед городом Сходня. Дальше будет общий финиш пробега. Как-то плохо представляется, что весь этот длинный путь позади. И от финиша нас отделяет всего 2 км. И вот 15:00 часов 7 мая. Группа в полном составе финиширует у памятника павшим воинам стекольного завода города Сходня.
На встречу собрались рабочие завода. Провели митинг. С литературной ком-позицией выступили воспитанники детского сада. Всем участникам пробега вручили памятные подарки: книга «Удаль молодецкая».
И вот прощальные кадры всей группы участников Сверхмарафонского пробега. До свидания, друзья! Эти дни , проведённые в дороге, останутся в памяти на всю жизнь.
Проводили москвичей домой. Моряков-североморцев поселили в гостинице. И мы остались одни. Состояние такое, что как будто мы что-то потеряли. Грустно. Всё-таки сдружились за дорогу.
Ночевали мы в городе Химки. 8 мая самолётом вылетели домой. 9 мая все бегуны, учавствовавшие в пробеге Североморск- Москва, приняли участие в митинге у мемориала павших воинов СУМЗа. Здесь мы вручили капсулы с землёй городов-героев Мурманск. Ленинград, Москва.
Итоги пробега. Всего пробежали 2 104 км. В том числе: Малюченко В.П. – 176 км; Сарычев А.М. – 175,5 км ; Рыбин Л.А. - 174 км; Мерзляков Г.М. – 159 км. Чистое время бега 4 суток 14 часов 51 минутя.
Ну, и здесь я считаю для себя обязательным назвать всех участников сверх-марафонского пробега 1988 года.
Команда города Химки: Ильясов Валерий Антонович - 1954 г.р. – командир; Боченко Алексей Фёдорович -1930 г. р; Ларионов Анатолий Александрович – 1939 г. р.; Шипилов Иван Пантелеевич – 1939 г.р.; Прохоров Николай Семёнович – 1947 г. р.; Рязанов Виктор Константинович – 1942 г. р.; Демидов Алексей Анатольевич – 1954 г. р.; Уксусов Александр Сергеевич – 1945 г.р.; Вишняков Василий Михайлович – 1951 г.р. – водитель; Шутаев Павел Николаевич – 1954 г.р. – водитель.
КЛБ «Энтузиаст» города Ревда: Рыбин Леонид Александрович – 1953 г.р. – руководитель. Мякутин Виктор Васильевич – 1924 г.р.; Малюченко Виктор Павлович – 1939 г.р.; Крутиков Василий Фролович – 1938 г. р.; Свалов Виталий Иванович – 1932 г.р. ; Мерзляков Геннадий Михайлович – 1932 г.р.; Логиновских Николай Иванович – 1930 г. р.; Сарычев Александр Михайлович – 1955 г.р.
Моряки североморцы: Жичин Константин Владимирович – 1957 г.р.; Чайкин Иван Васильевич – 1968 г.р.; Пашин Евгений Михайлович – 1967 г.р.
Здесь я с великой грустью должен отметить, что на сегодняшний день из ревдинских участников пробега осталось только три человека в живых Малюченко В.П., Сарычев А.М., Мерзляков Г.М.
Вот на этом я и закончу рассказ о сверхмарафонском пробеге Североморск –Москва. А впереди у меня ещё два таких пробега. 04.03.2021 года.
Свидетельство о публикации №221030401251