Чудеса в Можайске, ужин под прожектором и...
Дорогие жители Можайска, может, кто не в курсе, но «сие чудо» произошло в вашем городе 17 ноября 1957 г. после прохождения через него скорого поезда «Москва - Берлин». Надо сказать, что на этом «чудеса» в указанное время и в указанном месте себя не исчерпали. Начнем с того, что в этот позднеосенний день установилась летняя погода и в вечернее время (поезд с Белорусского вокзала отправился в 17-30!) было светло и даже солнечно. Раз уж тут такая небывалая метаморфоза в природе, то, действительно, ничего не стоит в легкой обуви (не в бутсах!) вдарить по кочану и при этом не почтить своим посещением городскую больницу с многочисленными переломами в голеностопе.
Тем временем уже за пределами города развернулась настоящая погоня на грузовике за уходящим поездом. Продолжительное время грузовик мчался на предельной скорости параллельно поезду, нагоняя нужный вагон. Стрельцов, на ходу выбравшись из кабины в кузов, ждал удобного момента, чтобы запрыгнуть в поезд. Увидев открывших дверцу тамбура друзей-футболистов (вагоновожатый в этот момент, видимо, нервно курил в служебном купе), расплылся в улыбке: привет, мол, парни, вот он я, с вами! Если бы он скакал на коне, то похоже было бы на сюжет из «Неуловимых мстителей».
Как на счастье, грунтовая поверхность вдоль железной дороги за городом была довольно ровной, без откосов и овражков. Но такие идеальные условия для погони, конечно же, не могут долго продолжаться: на пути грузовика нарисовался столб. Если попытаться сбавить скорость и объехать, то прощай, поезд… а иначе - катастрофы не избежать. Но не тут-то было! Стрельцов таки запрыгнул в тамбур вагона. А водитель грузовика после столь удачного трюка… резко затормозил прямо перед столбом. Ох, только не надо рассуждать про тормозной путь или про какие-либо другие инерционные факторы, которые бы в данной ситуации при резком торможении перед препятствием ничего хорошего грузовику бы не сулили… Это же был день «чудес»!
Благодаря водителю грузовика (жизнью и имуществом рисковал!), имя которого, увы, история умалчивает, сборная СССР смогла в Лейпциге выйти в полном боевом составе на решающий матч за выход в финальную стадию чемпионата мира 1958 года против сборной команды Польши и победить!
Однако, из «мира чудес» вернемся на грешную землю, так как (может, кого разочарую!) это «чудо в Можайске» имеет вполне рукотворное происхождение. Творцами здесь являются создатели художественного фильма «Стрельцов». Надо сказать, что это далеко не единственное «чудо» в этом фильме: он почти весь состоит из «чудес», - просто можайское событие выглядит наиболее колоритным.
Это фильм, созданный, как указано в трейлере, «по мотивам реальной истории», недавно вышел на экраны кинозалов, а совсем недавно, аккурат в День защитника Отечества, был показан по телевидению на канале "Россия 1". Такой вот подарок тем, для кого судьба страны, с ее прошлым, не пустой звук! И это после того, как фильм во время и после показа в кинозалах собрал в СМИ массу критических публикаций, в которых весьма аргументировано была показана абсурдность как сюжета в целом, так и отдельных сцен.
Что же касается Можайска, то на самом деле в этот памятный день кто-то из высоких транспортных руководителей, взяв на себя сверхответственность, приказал поезду на вокзале в Можайске (где остановка была не предусмотрена!) насколько возможно замедлить ход, чтобы осуществить посадку двух доставленных туда на машине футболистов сборной СССР - Иванова и Стрельцова. Оба опоздали к отправлению поезда из Москвы по причине, которая никогда ни для кого не была секретом.
Тем не менее, кому-то очень сильно захотелось, чтобы этот фильм-фэнтези проглотила или хотя бы попробовала на вкус многомилионная аудитория. Прайм-тайм в праздничный день, канал "Россия 1"… Вот и я, волей-неволей, как-то приобщился к массовому просмотру. Надо заметить, что со дня премьерного показа в кинозалах не прошло и года, как «Стрельцов» попал на телевидение, - это тоже о чем-то говорит, хотя нас всячески убеждают, что фильм оказался рентабельным и себя вроде как окупил.
Нет смысла перечислять многочисленные ляпы и алогизмы, уже многократно отмеченные в критических публикациях. Любой, кто интересуется, может без особого труда с ними ознакомиться и воспроизвести для себя реальную историю знаменитого футболиста как в плане спортивных достижений, так и в личной жизни.
Не выходят из памяти лишь наиболее абсурдные «чудеса». Например, сцена романтического ужина, в темноте, при свете прожектора, в центре футбольного поля… и не какого-нибудь, а Большой спортивной арены на стадионе в Лужниках (главной арены страны, на минуточку!). Стрельцов подводит к столику свою девушку Аллу, которой собирается предложить руку и сердце, с завязанными глазами. (Интересно, как долго она, в его сопровождении, передвигалась вслепую, чтобы не догадаться, что находится на Центральном стадионе?). Если бы мне сказали, что что-нибудь подобное устроил для себя какой-либо современный олигарх, вытряхнув из кармана миллион-другой, поверил бы сразу и заморачиваться бы не стал. Но вот была ли такая возможность в 1957 году у 20-летнего советского футболиста, пусть даже и титулованного? К чему тут не придерешься, так это к тому, что БСА в Лужниках уже год как была построена и теоретически могла принять клиентов для совместного времяпровождения.
Сцена же, когда Стрельцов и легендарный Пеле на поле друг против друга, - просто высший пилотаж «фабрики чудес». По фильму, начало товарищеского матча СССР-Бразилия 4 июля 1965 года с символизирует триумфальное возвращение Эдуарда Стрельцова в большой футбол после многолетнего перерыва, связанного с пребыванием в местах лишения свободы. Во-первых, Стрельцов в этом матче не участвовал, так как в сборную СССР вернулся только спустя год. Во-вторых, как можно матч, в котором сборная СССР показала невнятную игру в противостоянии с тогдашними чемпионами мира и вполне закономерно проиграла с крупным счетом (0:3), изображать как нечто символическое? Неужели нельзя было подобрать для этого что-нибудь более оригинальное?
Впервые в отечественном кинематографе был создан образ Пеле (внешне, кстати, очень убедительный!), только вот жаль, что в такой абсурдной ситуации.
И еще… перед этим историческим матчем, если по фильму, 80-ти тысячный стадион чуть не превратился в своего рода неуправляемый майдан, требуя разрешения Стрельцову выйти на поле. Жгли скрученные газеты (типа фаеры того времени). Трагическое развитие событий остановил не кто-нибудь, а сам глава государства - Леонид Ильич Брежнев, лично распорядившись выпустить Стрельцова на поле. Вот ведь чем приходилось заниматься государственным деятелям! Самое интересное, что подобный инцидент реально имел место, но совершенно в другой ситуации и других масштабах: трудяги-рабочие на ведомственном футбольном поле решили побуянить, чтобы недавно освободившемуся Стрельцову дали возможность сыграть в матче заводских команд. Это ж надо какой фантазией обладать, чтобы сюжет локального конфликта отобразить в масштабе страны?
Очень неприятно, когда реальные события и образы исторических лиц преподносятся в искаженном виде. Сейчас принято апеллировать к авторскому видению образа. Но ведь все-таки надо придерживаться определенных принципов, которым старались следовать классики исторического жанра. Факты, мол, вещь упрямая, а вот пространство между известными фактами-событиями вполне можно использовать для авторского вымысла в сюжетах и образах.
Мы в последние годы много и красиво говорим о воспитании патриотизма, бережном отношении к истории своей страны, ценим достижения страны во многих сферах деятельности, в том числе и большом спорте, но тогда какое ко всему этому отношение имеют усиленно продвигаемые фильмы-фэнтези, подобные «Стрельцову»?
Если бы мне поручили смонтировать трейлер к этому фильму, то я просто вырезал бы сцену в том самом Можайске, когда герой Александра Петрова, обращаясь к водителю грузовика за помощью, говорит: «Я – Стрельцов!» - на что тот, не моргнув глазом, отвечает: «Тогда я – Яшин!».
Свидетельство о публикации №221030401316