На пороге жизни и смерти

               


             Свидетельства людей, переживших клиническую смерть

                Введение

           «Я лежал в кабинете скорой помощи (inienziyecare) в Сиэтлской детской больнице, - рассказывает 16-летний мальчик Дин, у которого перестали работать почки, - как вдруг я почувствовал себя в стоячем положении, двигаясь с невероятной скоростью через какое-то темное пространство. Я не видел вокруг себя стен, наоборот мне казалось, что это было что-то вроде тоннеля. Ветра я не чувствовал, но понимал, что двигаюсь с огромной скоростью. Хотя я не знал, куда лечу и зачем, и все же чувствовал, что в том конце моего стремительного полета меня ждет что-то очень важное, и мне хотелось быстрее достичь цели. Наконец я попал в место, наполненное ярким светом и заметил, что кто-то находятся около  меня. Это был человек высокого роста, с длинными золотистыми волосами, в белой одежде, подпоясанный посередине поясом. Он ничего не говорил, но я не чувствовал страха, потому что от него веяло большим светом и любовью. Если это не был Христос, тогда, наверное, был один из Его ангелов ». После этого Дин почувствовал, что он возвращается в свое тело и пришел в себя. Эти короткие, но очень яркие и светлые впечатления оставили глубокий след в душе Дина. Он стал очень религиозным молодым человеком, что положительно повлияло на него и на всю его семью. Это одно из типичных рассказов, собранных американским врачом-педиатром Мелвином Морзе, которые он опубликовал в книге «Ближе к свету».
            Впервые с подобным случаем временной смерти он столкнулся в 1982 году, когда оживил 9 летнюю Екатерину, утонувшую в спортивном бассейне. Екатерина рассказывала, как во время своей смерти она встретилась с какой-то милой «госпожой», которая назвала себя Елизаветой. Как утверждает Екатерина, Елизавета должна быть ее Ангелом-хранителем. Елизавета очень ласково встретила душу Екатерины и разговаривали с ней. Зная, что Екатерина еще не готова перейти в духовный мир, Елизавета позволила ей вернуться в свое тело.
            В этот период врачебной карьеры доктор Морз работал в больнице  городка Покатело штата Айдахо. Рассказ девочки произвел на него сильное впечатление, ведь он к тому времени достаточно скептически относится ко всему духовному и религиозному. Этот рассказ побудил его глубже изучить вопрос о том, что происходит с человеком сразу после его смерти. В случае с Екатериной врача Морзе особенно поразило то, что она достаточно подробно описала все, что происходило во время ее клинической смерти - как в больнице, так и у нее дома, как будто она там присутствовала. Доктор Морз проверил и убедился в правильности всех наблюдений Екатерины во время ее клинической смерти.
           После того, как врача Морзе перевели в Сиэтл в детский ортопедический госпиталь, а затем в Сиэтлский медицинский центр, он занялся систематическим изучением вопроса клинической смерти и рассказов о жизни после смерти. Врач расспрашивал многих детей, переживших клиническую смерть, сверял и записывал их рассказы. Кроме того, он продолжал поддерживать общение со своими молодыми пациентами по мере того, как они взрослели и наблюдал за их умственным и духовным развитием.
          В своей книге «Ближе к свету» врач Морз утверждает, что все известные ему дети, пережившие временную смерть, становились серьезными и верующими людьми, морально требовательными, в отличии от обычных молодых людей. Все они воспринимали пережито ими, как милость Божию и указание сверху, что надо жить для созидания добра. Еще, до сравнительно недавнего времени, подобные рассказы о загробной жизни содержались только в специальной религиозной литературе. Светские журналы и научные книги, как правило, избегали подобных тем. Подавляющее большинство врачей и психиатров отрицательно относились к различным духовным явлениям и не верили в существование души. И вот каких-то двадцать лет назад, при самом, казалось бы, триумфе материализма, некоторые врачи психиатры всерьез заинтересовались вопросом бытия души и жизни после смерти. Толчком к этому стала знаменитая книга доктора Раймонда Муди «Жизнь после жизни» вышедшей в 1975 году. В этой книге доктор Муди собрал ряд рассказов от лиц, переживших клиническую смерть.
      Рассказы некоторых знакомых пациентов побудили Муди заинтересоваться вопросом умирания, и когда он начал собирать информацию, то к своему удивлению обнаружил, что существует немало людей, которые во время своей клинической смерти имели возможность путешествовать в реальности. Однако, они не рассказывали об этом, чтобы их не высмеяли и не объявили сумасшедшими. Вскоре после появления книги доктора Муди, жаждущая на сенсации пресса и телевидение широко раструбили собранные им данные. Началось активное обсуждение темы жизни после смерти и даже публичные диспуты на эту тему. Тогда ряд врачей, психиатров и духовных лиц задались целью проверить данные  выводы доктора Муди. Велико было удивление многих из них, когда они убедились в достоверности наблюдений доктора Муди, а именно в том, что и после смерти человек не прекращает своего существования, а его душа продолжает видеть, слышать, думать и чувствовать. Среди серьезных и систематических исследований вопросов умирания следует разказать о книге доктора Майкла Сабома "Воспоминания о смерти". Доктор Сабом является профессором медицины при Университете Эмори и штатным врачом в госпитале для ветеранов в городе Атланта. В его книге можно найти глубокие документальные данные и глубокий анализ данного вопроса. Содержит ценную информацию, которая касается данной тематики, и заслуживают внимания систематическое исследование психиатра Кеннет Ринга, которое опубликовано в книге "Жизнь при смерти". Доктор Ринг составил стандартное письмо для опроса людей, переживших клиническую смерть, и имена других врачей, которые занимались этим вопросом. Многие из них начали Свои наблюдения, будучи скептиками, но проанализировав все новые случаи, которые подтверждают существование души, они меняли свое убеждение.



                Что видит душа в «другом» мире

             Смерть не такая, какой многие себе ее представляют. Всем нам в час смерти придется увидеть и пережить многое, к чему мы не подготовлены. Цель этой книги - несколько расширить и уточнить наше понимание когда-то неизбежного расставания с бренным телом.
              Для многих смерть - это что-то вроде сна без сновидений. Закрыл глаза, заснул и ничего больше нет. Темнота. Только сон утром закончится, а смерть - это навсегда. Многих больше всего пугает неизвестность: "А что со мной будет?" Вот поэтому мы стараемся о смерти не думать. Но где-то в глубине, всегда есть ощущение неизбежного и тревога за свое существование. Каждому из нас придется перейти через этот рубеж смерти. Следовало бы подумать и подготовиться, чтобы понять, что нас ждет после перехода от жизни к жизни.
           Благодаря сравнению многих рассказов людей, переживших клиническую смерть, вырисовывается следующая картина того, что видит и чувствует душа, расставаясь с телом. Когда в процессе умирания тело расстается с душой, человек слышит, как врач объявляет его (ее) умершим (-ой). Затем душа видит своего "двойника" бездыханное тело, лежащее внизу, а врачи и медсестры - пытаются его оживить. Эти неожиданные картины вызывают у человека большой шок, потому что он впервые в своей жизни видит себя со стороны. И здесь человек обнаруживает, что все ее обычные способности - видеть, слышать, думать, чувствовать и т. д. - продолжают нормально функционировать, но теперь вовсе не зависят от внешней оболочки. Оказавшись вне тела, душа парит в воздухе чуть выше людей, находящихся в комнате, человек инстинктивно пытается дать о себе знать: что-то сказать или дотронуться до кого-нибудь. Но узнает, что он отрезан от всех: ни голоса его никто не слышит, ни его прикосновения никто не замечает.

При этом человека удивляет необычное чувство облегчения, умиротворения и даже радости. Нет больше той части "я", которая страдала, чего требовала и все время на что-то жаловалась. Почувствовав такое облегчение, душа умершего обычно не хочет возвращаться в свое тело.
         В большинстве зафиксированных случаев временной смерти, душа после нескольких мгновенных наблюдений, что происходит вокруг, возвращается в свое тело и на этом познания о том мире обрываются. Но иногда бывает, что душа движется дальше, в духовный мир. Это состояние некоторые описывают как движение в темном тоннеле. После этого души одних людей попадают в мир большой красоты, где они иногда встречаются со своими родственниками, умершими раньше. Другие попадают в область света и здесь встречаются со светлым Существом, от которого веет большой любовью и пониманием. Одни утверждают, что это - Господь Иисус Христос, другие - что ангел. Но все согласны с тем, что Существо полно добра и сострадания. Некоторые же попадают в мрачные места "ада" и, вернувшись, описывают увиденных ими отвратительных и жестоких существ.
         Иногда встреча с таинственным светлым Существом сопровождается "просмотром" жизни, когда человек начинает вспоминать свое прошлое и дает нравственную оценку своим поступкам. После этого некоторые видят нечто вроде ограды или границы. Они чувствуют, что, перейдя его, не смогут вернуться в физический мир.
              Не все люди, пережившие временную смерть, испытывают все перечисленные здесь фазы. Значительный процент людей, вернувшись к жизни, ничего не могут вспомнить о том, что произошло с ними "там". По данным доктора Ринга, примерно, один из 7 помнит свое пребывание вне тела, испытав созерцания другой реальности и общением со светлым Существом. Благодаря прогрессу медицины, реанимация умерших стала почти стандартной процедурой во многих современных госпиталях. Раньше она почти не применялась. Поэтому существует определенная разница между рассказами о загробном мире в древней и в современной литературе.
              Религиозные книги древнего времени, рассказывая о появлении душ умерших, рассказывают о виденном в раю или в аду и о встрече в том мире с ангелами или демонами. Эти рассказы можно назвать описаниями "далекой реальности", поскольку они содержат картины удаленного от нас духовного мира. Современные же рассказы, записанные врачами-реаниматологами, наоборот, описывают преимущественно картины "близкой реальности", первые впечатления души, только что вышедшей из тела. Они интересны тем, что дополняют первые и позволяют составить более полную ясную картину того, что ожидает каждого из нас. В качестве примера, приведем случай К. Искуля. Это сообщение было впервые опубликовано архиепископом Никоном в "Троицких листках" в 1916 году, а позже перепечатана в журнале "Православная жизнь" (№7, 1976) и в третьем выпуске сборника "Надежда" под заголовком "Невероятные для многих, но правдивые событие" .
 К. Искуль, который рассказал о своем переживании, вскоре, после этого события ушел в монастырь. Сообщение архиепископа Никона подается в сокращенном формате. Он пишет, что ранее К. Икскуль не задумывался над смыслом своей жизни, не читал священные книги, и всё же признавая, что все в них написано – правда, но чувство веры у него не было, а смерть осталась для него простым финалом человеческого бытия. Он много лет был формальным христианином. Ходил в церковь, крестился, но по сути не верил в правду христианской веры.
              После многих лет спокойной жизни он заболел воспалением легких. Болел долго и трудно, но как-то утром вдруг почувствовал себя совсем хорошо. Кашель исчез, температура вернулась к норме. К его удивлению, врачи были обеспокоены состоянием его здоровья и принесли кислородную маску. А потом - полное равнодушие к окружающему миру. Он говорит: "Все внимание я сосредоточил на самом себе и произошло как бы раздвоение: появился внутренний человек - главный, в котором полное равнодушие к внешнему (к телу) и к тому, что с ним происходит" он продолжает: "Странно было жить, видеть и не понимать ничего, чувствовать ко всему отчужденность. Вот врач задает вопросы, а я слышу, понимаю, но не отвечаю.
           --- "Мне не о чем говорить с ним".
      И вдруг меня со страшной силой потянуло вниз, на землю. Я задрожал. "Агония", - сказал врач. Я все понимал. Не испугался. Вспомнил, что читал, что смерть мучительная, но боли не было. Но мне было трудно, обременительно. Меня тянуло вниз, я чувствовал, что что-то должно произойти, я сделал усилие освободиться, и вдруг мне стало легко, я почувствовал спокойствие. Далее я все помню отчетливо. Я стою посреди комнаты. Справа от меня полукругом стоят врачи и сестры. Я удивился, что они там делают, ведь я не там, а здесь. Я подошел ближе, посмотреть. На кровати лежал я. Увидев своего двойника, я не испугался, а был только удивлен - как это возможно? Я хотел коснуться самого себя - моя рука прошла сквозь тело, как через пустоту. Себя, стоящего, я тоже видел, но чувствовать не мог, рука проходила через туловище насквозь. И пола я не чувствовал. Дотянуться до других я тоже не мог. Я позвал врача, но тот не реагировал. Я понял, что я совсем одинок, и меня охватила паника ".
           Взглянув на свое мертвое тело, я подумал о своей смерти. "Но это было трудно себе представить, я был еще более живым, чем прежде, я все чувствовал и осознавал. Кроме того, в существование души я не верил". Позже, вспоминая пережитое, Икскуль говорит: "Предположение, что, сбросив тело, душа сразу все знает и понимает, неверно. Я появился в этот новый мир таким, каким ушел из старого. Тело - не тюрьма души, а ее законное жилье, и поэтому душа продолжает существование в другом мире, в той степени своего развития и зрелости, которого достигла в совместной жизни с телом, перед смертью ". Он видел, как бабушка перекрестилась и сказала : "Ну, Царство ему небесное", и вдруг увидел двух ангелов. В одном он почему-то узнал Ангела-Хранителя, а другого он не знал, Ангелы взяли за руки и пронесли через стены палаты на улицу. Затем он описывает подъем, ведение  " уродливых существ "(" Я сразу понял, что этот вид принимают на себя бесы) и появление света ярче солнечного. "Всюду свет и нет теней". Свет был такой ясный, что он не мог ничего видеть. "Как во тьме". И вдруг сверху, властно, но без гнева, прозвучали слова: "Не готов", и началось стремительное движение вниз ". Я вернулся к своему телу. Ангел-хранитель сказал:" Ты слышал Боже определение. Войди в тело и готовься ". Оба ангелы стали невидимы. Появилось ощущение сжатия, холода и глубокая грусть об утраченном." Эта грусть всегда со мной ". Он потерял сознание и опомнился в палате на кровати. Врачи, наблюдавшие за Икскулем сообщили, что все клинические признаки смерти ( "он отсутствовал") были четкими, ведь пациент был мертв 36 часов. Чуть позже мы продолжим рассказ К.Икскуля и Глории Поло, женщины, также переживший клиническую смерть.
             Благодаря новым исследованиям в области реанимации и сравнив множество рассказов людей, переживших клиническую смерть, есть возможность составить достаточно четкую картину того, что чувствует душа вскоре после своей  разлуки с телом. Конечно, каждый случай имеет свои индивидуальные особенности, которых нет в других ситуациях. И это естественно, потому что когда душа попадает в другой внеземной мир, она - словно новорожденный младенец с неразвитым еще слухом и зрением. Поэтому первое впечатление людей, которые "ушли" в "другой" мир, носят субъективный характер. Однако в своей совокупности они помогают нам создать достаточно целостную, хотя не во всем понятную нам, картину.
           Приведем здесь характерные моменты потустороннего опыта, почерпнутые из современных книг о жизни после смерти…



Перевод с украинского языка: Ольга Кручковская


  4 марта 2021 года.


Рецензии