статья 12. Санька и Цаинька, Дэн и Мао

Александр Никитин

 «САНЬКА» И «ЦАИНЬКА», ДЭН И МАО

Наши с вами КИТАЙЦЫ

Как там Цао? Первая моя мысль при сообщениях о короновирусе в Китае. Для всех Цао Чжун Дэ - один из миллиарда четырехсот миллионов жителей Китая. Для меня дружок с далеких юношеских лет. В общежитии МГУ на Стромынке, набитом студентами, наши койки рядом стояли. И звали нас по аналогии - «Санька» и «Цаинька». Наши соседи в основном были постарше. Многие фронт прошли. Ребята мечтали о семье, о спокойной домашней жизни. Я и другие молодые - о великих деяниях на ниве коммунистического строительства. Цао обычно подводил резюме яростных споров. Делал это так спокойно, тактично и убедительно, что с ним все соглашались. Он, кстати, уже тогда хорошо говорил по-русски. И не было в нем того, что нас раздражало в некоторых других китайских студентах - туповатой «идейности», будущего «хунвейбинства». Соберутся, бывало, на лестнице и часами критикуют коллегу за «беспринципную» кружку пива… 

Коромысло или Гарвард?

В конце нашей учебы грянул ХХ съезд КПСС, разоблачение культа личности Сталина. Мы разъехались по периферии с мощным перестроечным зарядом в душе. Китайцы, вероятно, тоже. По возвращении Мао Цзедун взялся их перевоспитывать, вышибать советский ревизионизм. Был слух, что Цао и других выпускников отправили в народные коммуны – дерьмо таскать на коромыслах. Мао умер в 1976, а в 1989-м я получил первую весточку от Цао. Не из коммуны - нет! Из элитного университета в США! И фотка - лыбится наш Цао на весь Гарвард! Причем не эмиграция, а дополнительная учеба. Ну, куда ему больше знаний и званий? Он и так профессор. Журналист. Социолог. Экономист. Советник Гонконгской фирмы по торговле с Россией. Советник международной компании Джонсона в США. Член Совета всекитайского общества переводчиков. Член Совета общества российско-китайской дружбы. На визитке места мало для иероглифов и русских букв… Правда, без «дерьма на коромысле» в биографии не обошлось. В письме этот этап Цао дипломатично называет «трудовой закалкой в селе» Но дети его эту самую закалку благополучно миновали. Сын - доктор наук биохимик. Дочь кончает высшую школу экономики.
 
 В 1992-м мы снова увиделись в Москве.Цао приехал к родне и по каким-то общественным и коммерческим делам. У нас был самый разгул стихийного рынка. Мы с женой сочетали работу в редакциях и в школе с торговлишкой цветами и клубникой со своего участка. Цао расширил наш ассортимент чудесными пуховыми одеялами… За «рюмкой чая» у меня дома мы обсуждали проблемы наших великих стран. Что, собственно, мы строим - капитализм или коммунизм? Если первое, то почему коммунисты этим заняты? У Цао - целая компартия. У меня бывшие коммунисты, ныне капиталисты. Социализм мы с ними построили безобразный и безжалостный. Не получится ли капитализм еще хуже? Кстати, в обеих странах новое, гибридное начальство так и норовит подлакировать грехи предшественников – сталинистов - маоистов. Может, новые не против кое-что повторить из опыта старых? Цао с чем-то соглашался, против чего-то возражал, в частности по «неоднозначной» роли Мао и Сталина. А когда моя критика дошла до Ленина, он мне напомнил мой же давний, стромынский рассказ. О встречах Ильича с моей матушкой.

Пирожки Ильича

 В Питере дело было, в 1919 году на конгрессе Коминтерна. Для делегатов было устроено скромное угощение - пирожки, лепешки. Отец был на фронте. Охрана, знавшая его по прежней должности - командира батареи по охране Смольного, допустила маму к этим роскошным блюдам. Она подавилась третьим пирожком при появлении Ильича. Тот наклонился и шепнул на ухо: «Ешь, ешь»… Потом - оба маленькие, стремительные, они столкнулись в коридоре. Ленин показал глазами на ее беременный живот и сказал с укором: «Надо же быть остоГожнее»…

Цао и сегодня эти ситуации казались трогательными. Мне уже нет. Почему, собственно, пирожком можно было разжиться только в Смольном? Зачем частную торговлю придушили? За каким чертом устроили продразверстку - выгребание хлеба из мужицких закромов? Имея в стране мизерный процент любимого «пролетариата», зачем поссорились с огромным большинством - крестьянством и на многие годы растянули братоубийство гражданской войны? И какой жуткой иронией судьбы обернулся для моего старшего брата Левки ленинский совет маме «быть осторожнее». После расстрела отца и ареста матери в 37-38 году, Льву дали погулять пару лет, а потом посадили по такому же лживому «делу». Он из тюрьмы отпросился на фронт, в штрафбат и погиб - хорошо еще если с винтовкой, а не с деревяшкой - макетом…

Китай при Мао усугублял у себя все эти наши прелести: репрессии внутри страны, конфликты на всех границах, идиотские хозяйственные кампании - истребление воробьев, деревенские домны… В итоге правления Мао миллионы погибших от голода. Коллапс… Так и остался в нашей памяти Китай как второе, ухудшенное издание СССР. А между тем после смерти Мао там пошли фантастические перемены, и до нас то и дело долетали поистине оглушительные новости. То ракета на обратной стороне Луны, то самый длинный в мире мост, то поезда, парящие над рельсами на магнитной подушке…

Иван Дозоров, великий китаец(см.фото 2)

 Все эти технические чудеса, как короновирус, тоже пришедший из Китая, заслоняют более поразительное явление. Основу, суть произошедшего, первоначальный толчок процесса, который за одну нестарую человеческую жизнь, за 40 с небольшим лет из жуткой нищеты, из голода с людоедством вытащил страну фактически на второе место в экономике мира. Пожалуй, самое отрадное «новье» из Китая: вид уличной толпы в снимках русских туристов и россиян, работающих в КНР. Не угрюмые туземцы в одинаковой синей робе. Веселые и красивые, со вкусом одетые парни и девушки. Сытая нация - впервые за тысячи лет!

 В чем суть перемен?

 Об этом рассказывают ученый Глеб Тюрин и его сын Владимир Тюрин в интереснейшей книге «Как поднять нашу глубинку. Локальная экономика в России и в мире» (Издательский проект «Живая провинция», Петербург) Книгу эту стоит прочесть всем, кто болеет за нашу основную, периферийную Россию. Им ох, как может пригодиться опыт Китая, его великого реформатора Дэн Сяопина. Потрясающая подробность его биографии. Он был Иваном! «Дозоров Иван Сергеевич» — под таким именем он числился студентом института Сун Ятсена в красной Москве в двадцатых годах. И очень ему нравился наш НЭП. Порядок, при котором вдруг везде появилась ЕДА. Из НЭПа мог бы возникнуть «строй цивилизованных кооператоров», по Бухарину, Чаянову и поздно опомнившемуся предсмертному Ленину. И у нас, и в Китае диктаторы эту возможность придушили. Бухарина и Чаянова расстреляли. «Дозорова» посадили, потом сделали слесарем. В порядке «перевоспитания».
 Но после смерти Мао, Дэн возглавил великую страну и дал ей новую программу.

Суть - вовлечение народа, многомиллионных масс в самостоятельную, активную экономическую. деятельность. Суть - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СВОБОДА И ДЕМОКРАТИЯ КАЖДОМУ ЖЕЛАЮЩЕМУ ГРАЖДАНИНУ. Ведь и сегодня, сейчас больше половины продукции стране дают «малыши» - «волостные поселковые предприятия». ВОСЕМЬДЕСЯТ ПРОЦЕНТОВ РАБОТАЮЩИХ, ДЕВЯНОСТО СЕМЬ ПРОЦЕНТОВ КИТАЙСКИХ ГОРОЖАН -МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС. То - есть нигде в мире среди работников нет такой доли ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, активных, думающих, решающих на своем рабочем месте граждан. Товарами с этих свободных индивидуальных и кооперативных предприятий все рынки мира запружены. Некоторые деревенские «ВПП» умудрились филиалы за рубежом организовать - в Африке, в Латинской Америке.

 На селе вместо «народных коммун» с рабским трудом, общим котлом и всеобщим равнодушием, миллионы единоличных, свободных, надежно и надолго арендуемых (НЕ ПРОДАВАЕМЫХ!) крестьянских «му» (0,1 га) земли. Хочешь - рис расти, хочешь - промыслом занимайся, не покидая родной деревни (не могу забыть телефильм про фермера, облетающего свой участок на каком-то стуле с пропеллером. Физиономия невозмутимая, в глазах загадка Востока: захотел и летаю - на чем, не ваше дело…)

А уж на этой, низовой народной основе рост Большой Экономики. Национальных проектов в кооперации с малым бизнесом.  Деревенских промыслов, делающих детали, и городских заводов -автоматов, собирающих из них конечные изделия. Диаспоры с капиталами и свободных экономических зон. Капитализма и социализма. Дэн: «Неважно, какого цвета кошка, лишь бы мышей ловила» … Цель - освободить хотя бы в производстве умы и руки низов, глубинки, миллиарда китайских «Иванов». Результат налицо. За 28 лет (1990- 2019) ВВП мира вырос в 2,2 раза, в России – в 1,2 раза, в КНР - в ЧЕТЫРНАДЦАТЬ РАЗ…

«Тащить и не пущать» в переводе на китайский.

Однако в последнее время нарастает опасность, что и в КНР «политика» оседлает «экономику», что бюрократия, она и там отнюдь не маломощная, вспомнит любимую привычку «тащить и не пущать». «Тащить» чиновники пытались и при Дэне, и позже. После ареста видного военачальника Сюй Цайхоу из его дома 12 грузовиками вывозили награбленное. Одной валюты - тонна! Только смерть от рака спасла его от расстрела - судьбы многих других коррупционеров Китая. «Тащить» вроде бы обуздали. А как с «не пущать»? С чиновничьей привычкой контролировать и регулировать каждый чих гражданина?
 
В Китае сейчас внедряют цифровизацию всей жизни. В чем цель? Упорядочить, «оразумить» эту самую жизнь? Или взять каждый шаг человека под неусыпный контроль государства, «Большого Брата»? Чтобы не рынок, не потребитель, не партнер по кооперации решал, кто хороший, кто плохой, а чиновник. Вот тогда ждите всеобщего равнодушия и снижения темпов роста «ВВП», которое непременно спишут на коронавирус.

 В 2014 году правительство КНР объявило о начале разработки Системы социального кредита - базы данных полезности каждого гражданина. От нее поощрения и наказания. Будет вестись подсчет баллов. Покурил в неположенном месте - минус балл. Поучаствовал в субботнике плюс балл. И все это на электронной системе учета - никуда не денешься от всевидящего ока государства – специальных чиновников. Вылетел однажды из этой сетки поощрений и наказаний, попасть обратно будет очень трудно - станешь вроде индийского «неприкасаемого». Один только вопрос: А СУДЬИ КТО? Разве не факт, что именно чиновничество - класс надсмотрщиков то и дело становится эпицентром коррупции, тормозом развития? И, напротив, рядовой китаец ДИСЦИПЛИНИРОВАН настолько, что прочие нации позавидовать могут. Это в один голос отмечают русские, живущие в Китае. Так что речь не о наведении порядка идет, а об усилении чиновничьей власти. Как в русской сказке: «Битый небитого везет» … Как же это тревожно! Великий Китай! Где теперь нам – России, человечеству - взять образцы НАРОДНЫХ экономических реформ в БОЛЬШОЙ СТРАНЕ, их перехода – постепенного, аккуратного в реформы политические? Если реформы Дэна и так давали великолепные результаты, зачем было руководителям мудрой нации искать «добра от добра» где-то совсем в стороне от экономической демократии этих реформ? ЭГОИЗМ ВЛАСТИ - вот наверно единственное объяснение…Как у нас после успешного нэпа –безумная коллективизация, раскулачивание, голод 30-х, сталинский террор, поражения 41-го… Далекий друг Цао! Как хочется, чтобы твоя великая родина избежала всего этого… Чтобы у вас или у нас в России, да в любой из достаточно крупных и влиятельных стран, нашелся бы новый Дэн Сяопин, способный обуздать главную беду и опасность мира – БЮРОКРАТИЮ.
ДВЕ ЕЕ КАТЕГОРИИ: ПРАВЯЩУЮ И ВОЕННУЮ. О ней следующий блог.

ЗАКОН ГЛАВНОГО БАБУИНА Наша с вами БЮРОКРАТИЯ. ЧИТАЙТЕ! ДУМАЙТЕ!


Рецензии