ГДР 1975 год. Трудная дорога домой
Гуляя по берлинским улицам, мы прошли мимо продуктового магазина, и я с надеждой посмотрела на Петера - «Может быть, зайдём и купим мне что-то в дорогу?» На что мой юный друг ответил – « Мы это сможем сделать на вокзале.» На вокзал мы пришли в сумерках, и Петер подвёл меня к одному из киосков на перроне, в котором продавалась всякая необходимая путешественнику в дороге мелочь, в том числе и какие-то продукты. Петер предложил мне выбрать то, что мне хочется. Но мне трудно было сделать выбор из выставленных на витрине коробочек, пакетиков, каких-то баночек и бутылок. Среди товаров на витрине я не увидела привычные для советского человека дорожные продукты питания, такие как колбаса, сыр, хлеб, варёные яйца, помидоры и огурцы. Я не представляла себе, что там скрывается за яркой немецкой упаковкой и не совсем понятной этикеткой. Расспрашивать продавца и задерживать других покупателей мне не хотелось, поэтому я попросила купить мне две пачки печенья и бутылку лимонада.
Приближалось время посадки на поезд. В зале ожидания перед тем, как забрать вещи из камеры хранения, мы присели на свободную скамью, чтобы отдохнуть. Я вытащила свой кошелёк, пересчитала неистраченные немецкие марки и подумала, что нет смысла везти домой через границу эту небольшую сумму валюты, чтобы потом снова обменять её уже на советские рубли. Без сожаления я отдала эти марки Петеру.
Купейный вагон, в который Петер закомпостировал мне место, оказался не советским, он принадлежал немецкой железной дороге. Двери в каждое купе наполовину были стеклянные, и таким образом пассажирам можно было видеть продвигающихся по коридору проводников поезда Берлин – Ленинград, а также попутчиков этой поездки. В моё купе попутчики пока ещё не пришли, и я была здесь единственным пассажиром. Купе выглядело весьма необычно для дальнего путешествия. Глаза радовались приятным пастельным тонам оформления купе - нежно- зелёный цвет в сочетании со светло-коричневым. Но спальных мест в купе не было! Только мягкие диваны с двумя перекладинами в виде кресельных ручек, разделяющих эти нижние полки на три сидячих места. Одно из них было моим… Небольшие верхние полочки предназначены для перевоза багажа, куда Петер и уложил мой тяжёлый чемодан и дорожную сумку. Последние объятия, мои слова благодарности и его пожелание счастливого пути…
За тёмным окном вагона проплывали улицы ночного Берлина с яркими рекламными огнями. Уже проводник проверил мои проездные документы и пробил дырочки на билете. Поезд набирал скорость, а в моём купе так и не появились попутчики и это хорошо, значит есть шанс поспать, только как же мне улечься на мягкой нижней полке, но с двумя ручками кресел? Так, под голову положим мягкую курточку вместо подушки, а ноги попробую просунуть под этими дурацкими ручками. Некомфортно конечно, но подремать можно! Но не тут-то было! В моём купе снова появилась объёмная фигура усатого проводника. Мне было указано на необходимость совершить доплату к моему билету. Почему? Что случилось за какие-то полчаса после выезда из Берлина? Проводник объяснил мне, что моё место в этом вагоне оплачено только для проезда по Германской Демократической Республике, а наш поезд уже приближается к польской границе, и моё нахождение в этом купе во время следования поезда по территории Польше будет считаться незаконным. Поэтому одно из двух – либо я делаю доплату, либо мне надо перейти в другой вагон ниже классом комфортности. «Есть ли деньги у фройляйн, чтобы сделать доплату?» - поинтересовался проводник. Марок нет, я же отдала Петеру все оставшиеся немецкие деньги! А польские злотые? Увы, тоже нет… Есть только советские рубли, которыми я могу расплатиться. Но от советской валюты проводник отказался. Я попыталась объяснить, что я не смогу перейти в другой вагон, потому что у меня тяжёлый багаж, который я не в состоянии тащить по вагонам движущегося поезда. Проводник вздохнул, поднял глаза к верхней багажной полке и спросил – «Этот чемодан?» Я утвердительно кивнула, после чего чемодан был спущен вниз, и проводник призывно махнул мне рукой – «Фройляйн, следуйте за мной!»
Мы прошли несколько немецких купейных вагонов – впереди твёрдой походкой шествовал проводник с моим чемоданом в одной руке, а другой рукой он уверенным жестом хозяина открывал все двери на нашем пути, и за ним, с грустной физиономией и в мрачном настроении, следовала я с тяжёлой дорожной сумкой, едва успевая проскользнуть мимо закрывающихся межвагонных дверей. Вагон, куда меня привёл проводник, был тоже купейный, но не такой комфортный и уютный, из которого меня увели. Стены здесь были серого мышиного цвета, и такого же цвета глухие двери закрывали купе вагона. Пройдя до конца коридора, проводник открыл передо мной дверь последнего купе, в котором на нешироких деревянных полках сидели (!) пятеро пассажиров. Свободным оказалось одно место в самом углу возле двери, вот на него и посадил меня проводник и забросил на верхнюю багажную полку мой чемодан. Всё! Он свою миссию выполнил!
Купе было узкое, мрачное и с неприятным запахом. Я пыталась разглядеть своих попутчиков, молчаливых и неприветливых… Вскоре в вагоне появились пограничники, а это означало, что мы подъехали к границе между ГДР и Польшей. Проверка документов прошла быстро и без проблем. В вагоне загорелись мощные электрические лампы, и вот теперь при ярком освещении я смогла увидеть других пассажиров купе. Мужчина и женщина средних лет, молодой человек, похожий на студента, и дедушка рядышком с бабушкой. По тому, как они общались с пограничниками, по их речи, я поняла, что все они поляки.
Тяжёлая была ночь в душном и тёмном купе. Пассажиры дремали сидя, кто уткнувшись носом в угол стены, кто-то положив голову на столик возле окна, а дедушка с бабушкой, сидевшие напротив меня, крепко спали, откинув головы к стенке. У них были открыты рты и их горла временами издавали странные звуки храпа… А мне не спалось! В голове моей вертелись мысли о том, почему же так удручающе заканчивается моё путешествие? Если бы я самостоятельно компостировала свой билет на этот поезд, то смогла бы узнать у кассира все детали поездки и полностью оплатила бы мой проезд в хорошем вагоне. Но этого не произошло, и еду я теперь в самом обыкновенном общем вагоне без спального места! Мой друг Петер оказался отнюдь не сведущим в вопросах путешествий человеком. Да и откуда взяться опыту? Юноша был на 3,5 года младше меня, если он и совершал поездки по своей стране, то, скорее всего, с родителями или в составе группы школьников под присмотром учителей, оставаясь при этом в неведении по поводу тонкостей дальних путешествий. Я же за свои студенческие годы имела за спиной и поездки на уборку урожая в колхозе, и работу в стройотряде, и путешествия поездом и самолётом на десятки тысяч километров по нашей огромной стране - от Западной Украины и Прибалтийских Республик до Южного Казахстана, от города на Неве до Чёрного моря. На душе от этих мыслей было тоскливо, я была голодной и злой! Вспомнился мне тот неудачный обед в берлинском кафе, где мною на тарелке были оставлены колбаса, ветчина и сыр… Голод не утолили даже съеденная пачка печенья и выпитый лимонад. Мысленно я торопила время, чтобы поскорее наш поезд пересёк границу с Польшей и въехал бы на территорию моей Родины!
Ранним утром поезд остановился непонятно где, т.к. грузовой состав на соседнем пути мешал обзору окрестностей из окна нашего вагона. В коридоре послышались голоса, шарканье и топот ног пассажиров, шум продвигаемых к выходу чемоданов. Мои попутчики зашевелились, очнулись ото сна и тоже стали выставлять свои вещи в коридор вагона. И вздохнула я с облегчением, когда осталась в купе совсем одна! Но тут в открытую дверь купе заглянул проводник этого вагона и пригласил меня к выходу. Почему? Ведь мы ещё не пересекли границу и не въехали в Советский Союз? В ответ я услышала, что этот вагон принадлежит польской железной дороге и через границу в Союз он не поедет. Все пассажиры должны выйти из вагона. Таким образом, я оказалась на платформе среди немногих тех пассажиров, которые желали следовать дальше по маршруту Берлин – Ленинград. На платформе не было никаких киосков, билетных касс, справочной службы, не было даже скамеечек для пассажиров! На мой вопрос к проводнику, что же мне дальше делать, куда идти, чтобы добраться до здания вокзала, тот всего лишь махнул рукой, как бы показывая направление, куда он меня посылает… Но за железнодорожными путями я не увидела ни вокзала, ни каких-либо строений, напоминающих станцию. А вот в том направлении, куда минут десять тому назад шёл наш поезд, а именно на восток, я заметила такие знакомые и родные зелёные вагоны из Советского Союза! Они стояли на пути в ожидании смены колёс. Смысл этой перемены колёс заключался в том, что в те советские годы в нашей стране ширина железнодорожной колеи отличалась от той, что была в странах Западной Европы. И перед пересечением границы наши советские вагоны каждый раз железнодорожной службой "переобувались" в колеса, соответствующие размерам колеи. Эта процедура занимала не менее часа. Значит, у меня было время, чтобы попытаться продолжить моё путешествие именно в одном из этих вагонов.
Рядом со мной на платформе стояли мама и сын-подросток, которые разговаривали на русском языке. Я обратилась к ним с просьбой присмотреть за моим багажом, пока я пойду к советским вагонам, чтобы получить от наших железнодорожников хоть какую-нибудь рекомендацию к действиям высаженных из поезда пассажиров. Я доверила свои дорожные вещи совершенно незнакомым людям, не переживая за их сохранность, потому что в тот момент для меня важнее всего было моё возвращение на родину, а не возможная потеря чемодана с подарками и покупками. Помню, что я не просто шла, а бежала по железнодорожным путям к нашим вагонам! Польские железнодорожники, которые неподалёку выполняли какие-то работы на железнодорожном полотне, что-то закричали и руками приказывали мне повернуть обратно! Я, как дочка железнодорожника, поняла, что мне велят вернуться на платформу, т.к. в Польше, также как и у нас в Союзе, свободное хождение пассажиров по путям вне станции ЗАПРЕЩЕНО! Но меня уже было не остановить!
Небольшая группа проводников в серых форменных костюмах, стоявшая возле одного из вагонов, заметила меня, бежавшую им навстречу. Мои соотечественники выслушали меня и быстро отреагировали на ситуацию – я была отправлена к начальнику поезда для оплаты проезда в одном из вагонов, где окажется свободное место. Как я была благодарна этим людям! Спасибо, что не бросили на чужбине одинокую путешественницу!
На платформу я вернулась уже совсем в другом настроении. И багаж мой к счастью не исчез, а спокойно поджидал меня там, где я его и оставила. Мои попутчики-соотечественники узнав, чем завершилось моё хождение по путям, решили тоже последовать моему примеру. И думаю, что им удалось получить (купить) спальные места в наших советских вагонах. И откуда только появились у меня силы, чтобы дотащить до указанного мне вагона мои тяжёлые чемодан и дорожную сумку, поочерёдно перемещая их вперёд на небольшие расстояния?
Моё место оказалось в купейном вагоне на верхней полке последнего купе. Свежие белые простыни, удобный и не продавленный от долгой эксплуатации матрас, уютная и тихая атмосфера в купе быстро успокоили меня так, что сразу после прохождения паспортного контроля на границе я крепко уснула и открыла глаза только под вечер, когда наш поезд стоял на большом вокзале. Как сказали мне соседи по купе, это был Вильнюс. Со своей второй полки я выглянула в окно и увидела такую знакомую всем советским путешественникам фигуру тёти в белой хлопчатобумажной курточке, с белой косынкой на голове, а в руках у неё была корзина с выпечкой. Буфетчица из привокзального ресторана продавала на перроне пирожки и булочки! От голода у меня уже скрутило живот – так мне хотелось этих пирожков! Стоянка поезда в Вильнюсе длилась долго, я успела выйти на перрон и вернуться в купе с кульком пирожков. Крепкий сладкий чай из тонкого стакана в железном подстаканнике, что принёс мне проводник, и жареные пирожки с капустой, мясом, с повидлом показались мне вкуснее всех ресторанных заграничных обедов! Я ожила в буквальном смысле этого слова и отправилась по вагону искать расписание остановок нашего поезда. В Псков, куда я возвращалась, чтобы после заграничного путешествия сдать в отдел милиции свой загранпаспорт (да, тогда были такие правила!), поезд прибывал ранним утром, а до этого глубокой ночью была остановка в латвийском городе Резекне. А через Резекне шёл путь из Риги в Москву, и я его неоднократно проделывала с родителями, а потом и самостоятельно, навещая родственников в Риге. Поезд Рига – Москва- Рига проходит через мой родной город Великие Луки, и я знала его расписание. Поэтому, подумав немного, я решила, что мне следует выйти на станции в Резекне, пересесть на рижский поезд и как можно раньше приехать домой в Великие Луки! Вернуть же загранпаспорт в Псков можно будет двумя-тремя днями позже.
Но не учла я одно обстоятельство, о котором я даже и не подозревала. В городе Резекне было ДВА пассажирских вокзала для двух разных железнодорожных веток. Покинув поезд Берлин – Ленинград и стоя у окошка билетной кассы одного вокзала, я узнала, что поезд на Москву прибывает и отправляется с другого вокзала! Расстояние между этими вокзалами достаточно большое для того, чтобы его преодолевать пешком с тяжёлыми чемоданом и дорожной сумкой. Автобусного сообщения между вокзалами ночью нет, не было и такси, ожидающих своих пассажиров. На привокзальной площади стояло всего несколько частных машин. Время прибытия рижского поезда неумолимо приближалось, и я нервно перебегала от одной частной машины к другой в поисках того человека, который смог бы перевезти меня на второй вокзал Резекне. Выручил шофёр одной машины, которая у нас в народе называлась «козлик». За определённую плату он согласился перевезти меня и попутно прихватил ещё пару пассажиров. Да, в путешествии на родине мне везло больше, чем в чужой стране!
Последние несколько часов моего путешествия, когда закончились все волнения с вынужденными пересадками, я мирно дремала на полке плацкартного вагона Рига – Москва. На вокзале в Великих Луках меня никто не встречал по той причине, что у меня не было возможности известить родителей о дате и точном времени моего приезда домой, ведь мобильные телефоны ещё не появились! Правда, у нас в Советском Союзе на крупных железнодорожных вокзалах существовали телефон-автоматы для междугородней связи стоимостью 15 копеек за 1 минуту разговора. Вероятно был он и в Резекне, но в суете с переездом с одного вокзала на другой я не смогла, не успела позвонить родным.
Как я добиралась до своего дома, я уже не помню. Вероятно первым утренним автобусом, это всего одна остановка. Дверь мне открыла мама, а папа уже ушёл на работу. И были радостные возгласы приветствия, крепкие объятия,поцелуи, ахи и охи от моего неожиданного появления. Первое, что я сказала маме, так это то, что я голодна и очень хочу есть и потом, после сумбурно проведённой ночи в пути, я хочу спать! О своём путешествии я расскажу позже.
Спустя несколько дней после отдыха в родительском доме, я отправилась в Псков, чтобы сдать свой загранпаспорт. На обратном пути заехала в город Порхов к своей студенческой подруге Свете, чтобы поделиться впечатлениями о поездке в ГДР и поболтать по душам. Вечером перед выходом на вокзал Светина мама Клавдия Александровна приготовила и заставила меня взять с собой бутерброды с сыром и несколько яблок. « Да как же это в дорогу и без еды?» - говорила она, засовывая большой пакет мне в сумку. И хотя не такой уж дальний был мой путь от Порхова до Великих Лук, всё же эта забота о путешественнике согрела мне душу!
На этом я завершаю свои путевые заметки 1975 года. Если вы, дорогие читатели, дошли до этого последнего абзаца моего повествования, то смею подумать, что вам был интересен мой рассказ. И если вы в рецензии напишите своё мнение и даже замечания, я буду вам благодарна! И тогда появится желание рассказать вам об ответном визите друга Петера в нашу семью.
Свидетельство о публикации №221030401577
Правда я в немецком доме в гостях не был, но зато пообщался случайно со стариком, который воевал против нас на фронте. http://proza.ru/2022/04/24/1729.
Спасибо за доставленное удовольствие от Ваших воспоминаний.
С уважением,
Сергей Богаткин 16.02.2024 01:04 Заявить о нарушении
Есть у меня ещё один рассказ, имеющий отношение к теме Великая Отечественная война. Но эта грустная и печальная история, произошедшая на территории Германии с нашими угнанными в неволю людьми. Ссылку шлю ниже.
А Вам желаю добрых и светлых выходных дней уходящей зимы и предвесеннего настроения!
Наталья Дюбина 17.02.2024 15:27 Заявить о нарушении