Пастернак борис леонидович доктор живаго

Некоторые личные мысли о книге и авторе.
         Есть тайны, которые человек не в силах носить в себе. Он не может жить, если не поделится ими с окружающим миром. Даже если разглашение этой тайны будет грозить ему всяческими бедами. Художник не может бросить кисти и краски, певец -песни. философ - размышления. Писатель и поэт не может бросить ручку и бумагу.

        Носитель тайны должен ею поделиться. На эту тему есть интересный миф об ослиных ушах царя Мидаса.

    Читая биографию Б.Л. Пастернака, его отношения с друзьями, его поступки, и, наконец, его стихи, у меня, простого любителя книг и поэзии, сложилось личное мнение, что Б.Л. Пастернак не мог не написать свой роман "Доктор Живаго."

   

Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.

О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.

Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.

Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.

Достигнутого торжества
Игра и мука -
Натянутая тетива
Тугого лука.

         И вышеприведенные стихи только подчеркивают справедливость этой мысли.

          Не мог человек, написавший эти строки, остановиться на полпути. На мог человек,  посмевший вступиться за Анну Ахматову, человек, делившийся скудными заработками с семьями расстрелянных грузинских поэтов, остановиться на полпути.

   И Б. Л. Пастернак прошёл на свою Голгофу.

    Интересен тот факт, что сам автор романа не считал его ни антисоветским, ни антипатриотичным. И искренне не понимал. за что на него взъелись коллеги, власть, и науськиваемый этой властью народ. Которому были глубоко безразличны и его стихи, и его книга.

    Парадоксально,  что автор не догадывался, насколько его замысел окажется провидческим.

      "А ясновидцев, как и очевидцев, всегда сжигали люди на кострах",- В.С.Высоцкий.

        Интересно, что некоторые писатели уловили этот тайный смысл книги.

    " Так, например, Э.Г. Казакевич, прочитав роман, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция — недоразумение и лучше было её не делать».

       К.М. Симонов, главный редактор "Нового мира" также отреагировал отказом :«Нельзя давать трибуну Пастернаку!». "Цитата из википедии".

     Интересно,  что К.М. Симонов, был одним из главных организаторов травли Пастернака. И перед смертью, когда сын спросил его об этом. Симонов сказал, что за преследования Б.Л. Пастернака его мучает совесть.

     Но в жизни не дано человеку возможности извиниться перед умершим.

     Однако мне бы хотелось назвать фамилии тех писателей и поэтов, которые активноприложили руку к преследованиям Пастернака.  Среди литераторов, требовавших высылки, были Л.И. Ошанин, А.И. Безыменский, Б.А. Слуцкий, С.А. Баруздин, Б,Н. Полевой и многие другие (см. стенограмму заседания Общемосковского собрания писателей в разделе «Ссылки»).

(цитата из википедии).

      Мне очень понравилось предисловие к роману "Доктор Живаго", не знаю кем написанное, но имеющееся в интернете. Там дан блестящий анализ истории создания романа и его судьбы.

      Но не сказано самое главное, по моему мнению. Этот роман стал началом конца метода социалистического реализма в литературе.

     Свидетельством тому является следующая цитата из этого предисловия: "Еще в 1953 году Пастернак писал Н. Н. Асееву о задачах искусства:

         «Отличие современной советской литературы от всей предшествующей кажется мне более всего в том, что она утверждена на прочных основаниях независимо от того, читают её, или не читают."

    И этого не смогли простить ему коллеги.

 


Рецензии