Записки режиссёра. Глава 30, заключительная
В н у т р е н н и й д и а л о г п о д з а н а в е с :
– Эх, если бы у каждого в душе играла музыка, мир стал бы чище, а мы добрее. Может это и есть формула счастья?
Да-а-а, жизнь прожить – не поле перейти…
«Ляпни ещё, что «один в поле не воин». Нет, батенька, воин, да ещё какой! Короче, Аксёныч, давай без заворотов. Просто вспомни, что хотел сказать…»
– Хорошо. Тогда всем спасибо. И друзьям моим, и недругам, любящим меня и ненавидящим, злым и добрым, музыкантам и театралам – спасибо всем, кто пересекался со мной в этой жизни. Счастья вам и любви! А родным и любимым: СПАСИ БОГ…
Упс! Пластинка кончилась: пс…пс…пс…псс…псс…псс…пссссс…
– C o d a –
«А как же продолжение банкета? Музыка, театр, наши мечты?»
– Всё, ребята, мы отыграли эту пьесу. А мечты? Пусть они сбудутся у детей наших внуков…
Пока-пока и чмоки-чмоки.
TU – ES – TU * – prozit!»
* TU – ES – TU – латышская аббревиатура, в переводе: ТЫ – Я – ТЫ. В этом и была заложена философия коллективного творчества студии «ТЕСТ».
* * *
На запрос бывшего «гафовца» Алексея Халтурина выдал информационную справку о ТЕСТе для созданного им в интернете архива о некогда знаменитом учебном заведении РКИИ ГА. Путь становления коллектива уместился на двух страницах, что лишний раз подчеркнуло известную истину: краткость – сестра таланта. Хотя многие оспаривают сей факт в пользу младшенькой сестрёнки – лени. Ибо не что иное, как лень, и есть двигатель прогресса. Итак:
«Театр-студия «ТЕСТ» при РКИИГА появился на свет благодаря богатым традициям института.
На смену КВНу шестидесятых пришёл СТЭМ семидесятых, который был очень важной составляющей «гафовских» конкурсов художественной самодеятельности «Студенческая Весна».
Корифеи юмора – Тюленев, Римша и Флаксман – передали эстафетную палочку Алексею Халтурину, Владимиру Самойленко, Михаилу Плехуну, Андрею Осадчему и Алексею Стопинскому.
Можно было бы перечислить много талантливых имён, но я назвал тех, кто стал легендой и любимцем студентов того времени.
ТЕСТ не был исключением. Его прародители – всё та же «Весна» и первая часть конкурсного вечера, которую пренебрежительно обзывали «Патетикой».
Однако, благодаря фанатизму сотрудницы студенческой библиотеки Людмилы Петуховой, уровень выступлений был достаточно высок. Она воспитала прекрасных актёров-чтецов, которые «отдувались» почти за все факультеты.
Лёня и Надя Ружа, Саша Герда, Юра Лапкин, Андрей Саликов, Саша Медведев, Игорь Зайцев, Сергей Пичугин – для них Людмила Павловна была настоящим духовным наставником.
В эту группу входил и преподаватель института Владимир Панкратов.
Смена формы с поэтической на театральную и стала зарождением первых ростков будущего театра-студии ТЕСТ (1982 год).
У истоков стояли А. Чебаков, Н. Шевченко, И. Балышев, Л. Врадий, М. Галко, И. Никитин, Н. Мишукова, В. Долгов, Е. Петров, Т. Сорокина, А. Осадчий, В. Глазков, Д. Герман, В. Ткаченко, С. Дорошенко. Позднее к ним присоединилась Л. Гусева.
Активное участие в создании театра-студии принимал Юрий Лапкин.
Особенно хочется вспомнить гениев технической мысли Владимира Меркель и Олега Полетаева. Они превратили свет и звук в яркие черты сценического лица ТЕСТа.
Много идей и их воплощений на сцене привнесли студенты С. Дорошенко, И. Карабасов, В. Расторопнов, В. Солодовников, Д. Марченков и А. Минаев.
В костяк студии вошли талантливые ребята Элла Мартынова, Ирина Зиновчик, Олег Панченко, Тереза Исаева, Ольга и Игорь Куртуковы.
А свежее дыхание ТЕСТу дала вновь пришедшая молодёжь из коллектива театра-студии Вагоностроительного завода: Ольга Бондаренко и Марина Кацева, Жанна Волкова и Андрей Пятницкий, Елизавета Решёнок и Юрий Юнг.
Неоценимый вклад внесли Евгений Макурин – профессиональный актёр из российской глубинки – и актриса Народного театра ПрибВО Нина Аксёнова.
Позднее примкнули чудесный художник Елена Романенко и жена легендарного рижского гитариста Геши – Наталья Эдельштейн.
Историю развития ТЕСТа можно наблюдать по спектаклям.
Много талантливых ребят прошло через студию. Выпускники ВУЗа, которых удалось оставить в Риге, составили труппу театра-студии ТЕСТ. Художественным руководителем был фанат своего дела Александр Аксёнов.
За пять лет группа студентов, любящих театр, превратилась в репертуарный театр-студию.
К основному костяку театра присоединилась и группа студентов Латвийского Государственного Университета.
Своими силами сделали помещение, установили оборудование – свет, звук.
Коллектив пользовался заслуженным уважением у студентов.
ТЕСТОВЦЫ:
– объездили с гастролями Красноярский край и Татарию, и дважды работали на Диксоне;
– принимали участие в театральных конкурсах и фестивалях, как в России, так и в Латвии;
– организовали на своей базе международный фестиваль студенческих театров
(за собственный счёт!);
– участвовали в творческой лаборатории польского коллектива в городе Щецин;
– награждались грамотами различных уровней и ведомств;
– за активную работу в исправительных учреждениях закрытого типа были отмечены
вниманием МВД Латвии.
РЕПЕРТУАР ТЕАТРА состоял из десятка пьес как российских, так и зарубежных авторов.
Для улучшения качества работы с молодёжью двое актёров театра – Олег Панченко и Нина Аксёнова – получили высшее театральное образование. Магистры искусств, они стали прекрасными педагогами.
Но из-за наплевательского отношения администрации института коллектив вынужден был уйти под юрисдикцию Управления культуры г. Риги и перенести базу в Центр культуры «Иманта».
Художественный руководитель театра-студии А. Аксёнов принимает решение распустить часть труппы и оставшихся актёров переориентировать на работу в жанре музыкально - пластической импровизации.
Восемь актёров начали заниматься пластикой тела и осваивать игру на саксофоне.
За год упорной ежедневной работы удалось сделать два спектакля.
Актёры воспринимались как музыканты, трансформирующиеся по ходу спектакля в действующих лиц – и наоборот.
На каждый спектакль приглашались профессиональные музыканты, которые вместе с Александром Аксёновым вели музыкальную линию действия, накладывая её на фундамент музыкально-пластической импровизации актёров. Волны музыки и эмоций накрывали зрителей. Каждый спектакль становился неповторимым, ярким явлением.
У коллектива началась интересная фестивальная жизнь.
В Польше, на международном фестивале в Елене Гуре, опробовали совместный проект с немецкими актёрами.
В Германии соединились с французским коллективом «Аудио-балет».
Интересная работа получилась в паре с итальянской группой «La Zattera».
И опять Польша:
– незабываемая стажировка в лаборатории Ежи Гротовского и участие в Международном театральном симпозиуме «Гарденицы» под руководством В. Станевского.
«ТЕСТ» становится популярным брендом на Западе.
Ярким эпизодом было совместное выступление с клавишником Фрэнка Синатры – Аланом Силва, и бас-гитаристом и барабанщиком Франком Вольны.
Дополнительным допингом для актёров ТЕСТа стал совместный проект с художниками студии «Синяя дверь» под руководством О. Баусова.
Сочетание живого творчества художников, актёров и музыкантов в едином пространстве давало поразительный эффект.
Участие в международных фестивалях уличных театров перечеркнуло рамки замкнутого пространства и открыло новые перспективы в творчестве ТЕСТа...
Но время перемен разложило всё по полочкам.
Актёры превратились в педагогов, бизнесменов, художников, музыкантов и инженеров.
А режиссёр (с саксофоном) на долгие годы уехал в Европу и, найдя свою нишу, осел в Германии.
Ныне он на пенсии...»
*
Всем «гафовцам» и «тестовцам» бо-о-о-ольшой привет!
Аксёныч.
______________________________
P.S. Оглядываясь назад с высоты своего возраста могу с уверенностью сказать: я жил с теми людьми, с которыми мне хотелось жить, и занимался тем делом, которым мне хотелось заниматься. В этом и есть счастье – счастье МОЕГО ТЕСТА НА ЖИЗНЬ.
Свидетельство о публикации №221030401801