Шоу

Один великий старец, характеризуя современность, сказал: " И человек становится изощрённее беса во зле"*.
Нынче в моде всяческие ток-шоу, где сталкиваются лбами - на потеху развлекающейся праздной публике - диаметрально противоположные точки зрения. И такие в этих сшибках высекаются электрические разряды!... - то-то весело стравливателям-журналистам.
Тут на днях я поприсутствовал в качестве стороннего наблюдателя на одном из таких мероприятий. Стар я уже, и буду называть всё своими именами.  Шоу носило форму интервью: сущий бес интервьюировал человека, мужчину средних лет.
Бес - он, как водится, вне национальности, шустрый, как электровеник, прикинут весь с иголочки, и сам как на иголках, и как на шарнирах - подвижный не в меру, настойчивый, как пробойник, активно-наступательный, спортивный, агрессивный, раскрепощённый донельзя, без каких бы то ни было комплексов, без ложной скромности, без... даже и без  малейшего намёка на наличие совести... Взгляд - ясный, как бензин; вопросы - прямо в лоб; манера общения с собеседником - бесцеремонно-наглая, откровенно пренебрежительная; тон - свысока; гордости - хоть отбавляй.
Один только раз он предупредил оппонента: "Я перебью". В остальных случаях перебивал на полуслове, когда ему заблагорассудится.
Что же человек? На реплику "я перебью" ответил спокойно: "Ну что ж, это ваше право".
Человек был сдержан, одет неброско, спокоен был.
У обоих за плечами - немалый опыт: у человека - опыт трудных добрых дел, у его противника - немалый опыт дьявольских козней.
Был изворотлив бес, бесцеремонен был, змеисто-холодно ироничен, рьяно-бестактен, и всячески пытался сбить человека с его позиции невозмутимого спокойствия. Вот бы бесу вывести мужика на вспышку гнева, ярости, злобы! Эк порадовалась бы тогда вся нечистая сила! - за успех собрата.
Бес сидел супротив человека в вольготной позе наглеца: нога на ногу, носок его острого ботинка чуть ли не упирался в нос собеседнику...
Какие только трюки, кульбиты бес не выделывал!... А человек остался спокоен, так и не поддался на провокации, не вышел из себя.
Так и закончился сей поединок. Бес не мог сказать интервьюированному "Спасибо", потому как это означает "Спаси, Боже!". И интервьюированный оппоненту не сказал "Спасибо" (какой смысл?...).
С тем и разошлись, с чем пришли.
Но мне сдаётся: человек, пусть и неявно, но одержал-таки победу, не сорвался на происки искусителя, остался самим собой - а это главное в нашей сложной смеркающейся день ото дня жизни.

2021 год март.
Примечания.
* Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Избранное. Москва, "Отчий дом", 2017 г. С. 31.


Рецензии