Жены средневековых монголов

ЖЕНЩИНЫ НОМАЛУНЫ,НОМУЛУС

Для всех исследователей средневековых монголов понятие Номалун  - имя собственное. Но это совершенно не так! Номулус - именная жена у алан, а следовательно, и у средневековых монголов!)

 Такие женщины часто попадала в дом раньше первой супруги в качестве главной работницы. Положение номулус существенно отличалось от положения главной жены, на ее плечи ложились основные домашние дела. Конечно, девушки, становившиеся вторыми женами в Осетии-Алании, были из бедных семей. Родители, отдавая их замуж, получали не только двойной калым, но и покровительство сильной фамилии.

Если хозяин-отец умирал и его дети от первой жены делили его имущество, то дети от второй жены могли принять самостоятельное решение остаться с кем-либо из членов семьи, но могли и отделиться. В этом случае, согласно обычаю, они получали от более влиятельных родственников участок пахотной земли, скот,  финансовую помощь и не платили подати  практически до конца XVIII в. Местом выгона скота все пользовались одинаково  .

Если на момент смерти мужа у второй жены не было сыновей, то она оставалась в доме родственников мужа, откуда даже при большом желании не было смысла уходить. Вернуться она могла только в родительский дом, но это считалось некрасивым поступком. Если сыновья были, то отделиться от семьи вдова могла лишь тогда, когда ее старший сын мог хорошо косить сено, что было гарантией самостоятельной жизни и возможностью заработка.

Но было и так, что после смерти отца дети от главной жены продолжали жить вместе. Тогда сыновья и дочери от вторых жен оставались при детях владельца, потом переходили к внукам, но у правнуков это право уже терялось. Вот это очень интересный момент, который следует учесть и запомнить!

По свидетельству Ю.Клапрота, «незаконные дети алдаров так же, как и их отцы, считаются благородными и получают часть наследства; но на войне они должны оказывать помощь законным наследникам»  .
Такую же картину мы находим и у монголов: «Бэлгутай-нойон. Он родился от другой жены. Он постоянно находился при особе Чингис-хана»  . После смерти Чингис-хана урух Бэлгутай-нойона, то есть все дети, внуки, жены перешли  к внуку Чингис-хана Хубилаю. Это положение соответствовало понятию «утугу бугули», человек относился к утугу (утуг  –  масса, толпа, богал  –  боец, борец; борец  утуга). Все знали его личные качества, заслуги и промахи. Он был сыном или дочерью от второй жены, был лично свободным, имел права и обязанности такие же, как и более знатные дети от первой жены отца, но никогда не чувствовал особой разницы в отношении к себе со стороны родных и близких. Только от личных достижений зависело его положение в монгольском утуге.

Плано Карпини передает: «Пусть я сын наложницы, все-же я прошу, чтобы мне оказана была справедливость по обычаю Татар, не делающих никакого различия между сыновьями законной супруги и рабыни»  .
От Номалуны происходил один из предков Чингис-хана Кайду.
 
В «Алтан Тобчи» и летописи ее называют Моналун-Таргун. Однако монголисты не смогли правильно перевести слово Номалун, а таргун, по их мнению, с монгольского означает "жирный". Таким образом, имя они объяснили как жирная Моналун!)))))

Позор, конечно!Их даже не смутило, что речь идет о женщине , первой после прародительницы Алан-хо удостоенной чести быть упомянутой во всеобщей летописи монголов!

Если правильно перевести ее имя, то получится следущее:
именная жена (номулус) Моналун-Таргун (мон  –  дух, аллон  –  алан, таргун  –  обиженный, капризный; вспыльчивый дух аланки). Тем более,что источник говорит, что она имела «характер твердый и вспыльчивый»  и еще какой!
 пост составлен по статье "Скифо-аланская генеалогия рода Чингис-хана, ВИ, № 7, 2019г.


Рецензии
На фото черкешенка не монголка

Парвин Гейдаров   24.05.2021 03:03     Заявить о нарушении