Нестор Кукольник. Автор глинкинского Жаворонка

Нестор Кукольник. Автор "Жаворонка" и либретто опер "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила" М.Глинки.
 

Мои  стихи. Песня жаворонка.
 (невольный парафраз)

 Ярко засияв природа   
 Ожила, стряхнувши сон
 Над заснеженной землею   
 Прозвучал   весенний звон!
               
 Вот и снова Песню Солнцу
 Многогласо вьёт Весна
 То пока лишь галок щебет
 Оживляет небеса
               
 Скоро жаворонок  звонкий
 Неисходною струёй
 Громче песнею зальется   
 Между небом и землей

 Лейся ж песней просветлённой
 Песнею весенней той
 И неси ее по ветру
 Вестью возрожденья пой

 И звучи, не умолкая
 Песнь надежды сладкой
 Кто-то вспомнит про меня
 И вздохнет украдкой...
               
    23/02/2013
Меня удивило, что никто не написал мне, что невольный парафраз - это песня Глинки "Жаворонок". Ведь с момента публикации прошло изрядно времени.
Помните в к/ф "Большая перемена" Нестор Иванович задумавшись не сразу понимает что за романс(серенаду) спела героиня влюбленная в него, но отряхнув задумчивость, машинально проговаривает:"Ах да, это Глинка".
Кстати, автора слов глинкинского "Жаворонка" звали Нестор. Нестор Кукольник. Несколько слов о нем.

Один из соавторов стихов либретто опер «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила». На его стихи написали музыку 27 композиторов, в том числе М. Глинка (его перу принадлежат ставшие классическими романсы «Жаворонок» и «Попутная песня»), А. Варламов, С. Монюшко. Это не считая его авантюрных романов в духе Дюма, Эжена Сю и т.д. Был знаком с Пушкины, был очень популярен. Так что не Жаворонком единым...Но почему мне так казалось, потому что только хороший поэт напишет текст Жаворонка.

Кто-то вспомнет обо мне
И вздохнет украдкой...

И серъезный общественный деятель, Нестор Кукольник! Родина забыла своих героев...

 Вот еще отличные стихи, любезно предоставленные мне в другом обсуждении:

ТАКИЕ СТИХИ КУУУУУКОЛЬНИКА:

ВСТРЕЧА ПАРОХОДОВ

31 мая 1836

Вчера кипело бурно море;
Был смертный пир в его валах
И ветр на бешеных крылах
Гулял на голубом просторе...

Зачем сегодня тишина?
Без волн зеркальная равнина;
Как будто ангелом, пучина
Усмирена, усыплена.
Зачем так празднично одета
Окрестность дальних берегов
И небеса без облаков
Полны невинного привета,
Струится воздух чуть дыша,
Гуляют чайки на свободе?..
Есть и в вещественной природе
Предчувствий полная душа.
Смотри, морская колесница
Летит жемчужного стезей:
Там и она - мой рай земной,
Моя любовь, моя царица...
Как звезды, вспыхнули глаза,
Душа надеждой разыгралась...

Всё пронеслось! Одна слеза
В очах обманутых осталась!

***

Холмистые дали как волны
Над морем тумана встают,
И силы, и свежести полны,
Пришельца в объятья зовут!

За _о_трогом - лес в отдаленьи,
За нивою - зеркало вод;
Овраги, потоки, каменья -
Всё мимо, всё дальше, вперед!

В трущобе, сердито беснуясь,
Холодный грохочет ручей,
Туманы ложатся, волнуясь,
А в роще гремит соловей.

Как серны, привычные кони
На черных висят крутизнах
Иль стелятся с жаром погони
По утлым тропинкам в горах.

И смотрит Юпитер приветно
На наш врассыпную поход,
И ждет нас на сон безответный,
Нас Веспер на сходку зовет.

Аврора проснулась, умылась,
Румяным потоком легла,
И Токсова даль озарилась,
И Фебом сменилася мгла.

Венчанный возница пускает
Своих лучезарных коней,
И, кудри откинув, сияет
В парадной ливрее своей.

И обдал он златом озера,
Кустарники, долы, леса...
Мы Фебу воскликнули: "Фора!
Брависсимо! vivat, ура!"

***

БАЛ НА ЛЬДУ

Помнишь ли, мой идол гордый,
Праздник в честь седой зимы -
На груди немой и твердой
Льдом окованной Невы?

Звезды блещут на балконах,
Солнца ночью зажжены,
И в кристальных павильонах
Разноцветные огни.

Дико, весело и шумно,
Мчатся тени на коньках...
Пламя тешится безумно
Над красавицей в цепях.

Пламя, шум и звуки рая
Не разбудят ото сна;
И русалка ледяная
Безответно холодна!

В этом мифе муки страстной
Полный смысл моей мечты:
Пламя - это я, несчастный,
Ледяная - это ты!

Давайте расширять свой диапазон понимания "классики", неограниченной лишь скудным набором, отобранным не всегда понятно Министерстовм просвещения.

07/03/2020

https://zera-cherkesov.livejournal.com/56804.html


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.