Воспоминания

Моим первым учителем был Аксёнов Алексей Васильевич в Пешемской начальной школе.
Читать и считать меня научил старший брат Андрей, поэтому  учиться было легко.Помню, как Алексей Васильевич предложил взять первую книгу из школьной библиотеки. Это была тоненькая книжечка с пингвинами на обложке . Называлась она " Птичье молоко".
Истории о животном и растительном мире для меня впоследствии стали любимой темой.
Уже с четвёртого класса мы учились в Селецкий средней школе. Жили в интернате. Каждое воскресенье автобус увозил нас из родительского дома, и только в субботу дети возвращались к мамам и папам.
В большой школе - так назывался тогда переход из начальных классов - было интересно.
Добавились предметы.
Появились поручения в классе.
Учитель русского языка и наш классный руководитель с пятого по восьмой - Попова Надежда Ивановна. Она направляла  жизнь пионерской организации школы - дружины. Пионерские линейки в коридоре школы проходили под звуки горнов и дробь барабана. На них говорили о жизни школы, отмечали хороших учеников, победителей соревнований. Класс - пионерский отряд. Он делился на звенья. У нас  - три звена. На собрании  отряда трое звеньевых отчитывались об успеваемости и дисциплине ребят.
Ставились цели. Обсуждалась жизнь в классе и школе.
В каждом классе чтили  героев - антифашистов. Портреты Зины Портновой,  Марата Казея,  Вали  Котика висели на стене, мы знали их подвиги. В школе и в интернате в определенные дни шли "громкие читки". Учитель и ученики, воспитатель в интернате  читали вслух рассказы и повести  о подвигах героев.
Пионерская  комната, мне кажется, была все перемены заполнена детьми. И после школы мы приходили туда. Я заняла, помню, как- то второе место в соревнованиям по шашкам среди девочек.  Мы обожали петь пионерские песни.
С улыбкой вспоминаю, как сидела всех ближе и слушала  Надежду Ивановну, открыв рот. Мы до сих пор поём наши песни, собираясь с ровесниками.
Из внешкольной жизни ярким моментом стали занятия в хоре.   Вёл их баянист Николай Николаевич в Доме культуры. Пели на два голоса. Сначала шло распевание, чтобы голоса звучали лучше. Для праздника Победы мы разучили песню
" Солдатские звёзды". Наша школа участвовала в смотрах  художественной самодеятельности в районном центре Холмогоры. Танцевальная группа показывала на сцене русскую  " Калинку" и греческий танец " Сиртаки". Помню, как во время исполнения песни " Японский журавлик" в Холмогорах зал замер.
" Тебе я бумажные крылья расправлю.
Лети и тревожь этот мир.
Журавлик, журавлик, японский журавлик,
Ты вечно живой сувенир...." - пела наша одноклассница Люда Томилова.
Мы, школьники, следили за знаковыми событиями в стране и мире. У нас проходили еженедельные политинформации.
Историю атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, японских журавликов знали все.
Мы - пионеры.
Отряд наш всегда был дружным и активным.

Становились старше и появлялись другие дела. Участие в туристическом слёте было отмечено выпуском  стенгазеты. Вижу её:  в центре ватмана  костёр и на нём котелок. Там были и мои стихи.

В Холмогорах  участвовали в военно- спортивной игре  " Зарница". Я - санинструктор. Овечаю на вопросы  руководителя районного отделения  Красного Креста Лидии Ивановны Калашниковой о  первой помощи пострадавшему при солнечном ударе. Это  интересно!  Мама моя - выпускница фельдшерской школы. По первому образованию  тоже стану  фельдшерем- лаборантом.
Большую роль в выборе  медицинской  профессии сыграла врач Валерия Анатольевна Попова. Когда у мальчиков шло "Военное дело", девочки осваивали "Сестринское".
Мы изучали и представляли, что может произойти при ядерном взрыве. 
"Только один вопрос задам вам!" - Валерия Анатольевна обращается  к каждой.
"В зоне поражения люди. Они обречены. Пойдёте ли вы помогать им в зону радиации, где вам угрожает та же опасность?"
Тишина... Думаем.
"Пойдём..." - слышен тихий ответ.  "Спасибо..."
Урок окончен.
Литература...
В старших классах, когда преподавала Любовь Дмитриевна Сорванова, в школе проходил  поэтический вечер при свечах. В коридоре на втором этаже стояли столы, горели свечи...
Звучали стихи  Анны  Ахматовой.
" Постучи кулачком, я открою...
Я тебе открывала всегда..." -  читала я обращение автора к  ребёнку, погибшему в блокадном Ленинграде.
... В спортзале организованно проходил один из литературных вечеров, посвящённый поэзии нашей северной поэтессы Ольги Фокиной.
Мне было поручено читать про " осоки- горбуньи, обнажённые сабли". Ольга Фокина остаётся и сейчас для меня одним из самых любимых поэтов.
На тематическом вечере  о комсомольских стройках каждый класс представлял свой рассказ.
Мы уже - в комсомоле.
Вступление -  отдельная история. Нас принимала выездная комиссия. Строгая и добрая одновременно.
Итак, о тематическом вечере.
Наш класс подготовил представление о Лебединском горно- обогатительном комбинате. Место, где  находится, цели  добычи, его значимость для страны - главное, о чём хотелось рассказать. Выступление 
начали с песни:
" ... А время торопится.
Время упрямо.
Промедлишь, за ним не поспеть..."
Символично, нам и вправду нужно было поспеть везде.
Учёба, спорт, творчество, общение...

Самыми яркими  без сомнения явились  праздничные вечера.
Новый год, например, в спортзале оставил незабываемые  впечатления.
Интернатская жизнь сплачивала.
Потому и один из новогодних костюмов готовился там.
Один на троих, можно сказать. Из простыни была сшита накидка, украшена черными пятнами. Сделана из бумаги морда. Помню, как карандашом завивала длинные бумажные ресницы.
Костюм - корова: два человека под накидкой и рядом пастушок - имел ошеломительный успех.
Комсомольское время.
Началось общение с друзьями из других мест. Школа комсомольского актива проходила в Холмогорах  в период весенних каникул.
Потому и называлась "Веснянка". Время взросления, знакомств и появления новых людей в жизни - друзей из Емецка, Усть- Пинеги, Холмогор.
Добрый след в памяти оставила зимняя поездка с учителем географии  Лидией Ивановной Казниной в Ломоносово.
Экскурсия на косторезную фабрику была полезной. А ещё открылось внутреннее ощущение причастности к тому, что мы живём на Родине великого земляка  Михаила Васильевича Ломоносова.
Лидии Ивановне наша искренняя  благодарность.
Мы возвращались из Ломоносово в Холмогоры по заснеженной  реке  и снова пели:
"Голубыми, прохладными росами
умывается утро в саду...
Я иду по Земле Ломоносова,
По родимому краю иду... "
Лидия Ивановна запевала.

Тимуровцами мы тоже были! Помогали складывать дрова бабушке в Сельце.
Нас, интернатских детей,  постоянно привлекали к труду и приучали к  дисциплине.
На вечерней линейке, проводимой  директором интерната  Юлией Ильиничной Поповой, озвучивались итоги за день. Ставились оценки за дежурства и назначались дежурные на следующий день.
Дети сами мыли полы  в комнатах и в коридорах.
Жили по определенному режиму.
Мальчишки жили на первом этаже, девочки на втором. Обязанность наносить дров - мужская.
В 12 ночи свет выключался во всем здании. Если не успел подготовить уроки,  можно было около керосиновой лампы в кабинете директора, рядом с ночной дежурной нянечкой доделать их.
В Доме культуры шли фильмы. Мы могли пойти в кино, но только на усмотрение Юлии Ильиничны. Всё просто: приносишь дневник с оценками и получаешь или не получаешь разрешение. Требования к каждому индивидуальны: одного ругали за четвёрку,  а другого за тройку хвалили.
По справедливости!
Родители далеко. Строгость и доброта удивительно сочетались в уважаемом нами директоре  интерната.
" Что такое тритикале? - спрашивала  она строго. - Пока не узнаете, никуда не пойдёте".
Читали газеты, искали статьи о новом сорте зерна.
Интернета не было. Чтение - главный способ узнать новое.
В каждую среду в семь вечера родители включали радио:
 "Говорит местный радиоузел.
В эфире " Вести из школы"".
Ведущие зачитывали  информацию о каждом классе, об оценках и дисциплине. Мы с подругой Галей как раз и бывали в роли ведущих.

В интернате  был телефон.
Но звонили нечасто.
А домой хотелось очень....

Счастливое время - каникулы. Самые лучшие - летние.
Но и тогда мы не забывали школу. Каждый должен был отработать несколько дней на пришкольном участке.
Помню клубнику, крупную, зрелую,  цветочные клумбы нежной, шелковистой  эшшольции и  хозяйку  пришкольного  Маргариту Арсентьевну в трудах и заботах.  Биология, её предмет,  так и осталась для меня любимой.
Детство помнится одним ярким солнечным днём, бесконечным...
Мама работала заведующей детским садом. Нас с подружкой принимали в летний период на работу в детский сад.
Однажды работала в столовой: носила дрова, пекла пончики и мыла посуду.
С папой ходили на сенокос в Меландово.  Отдых в посёлке - это: походы  за черникой и морошкой, купание,  катание на лодке в поисках лилий,  рыбалка. Рядом с клубом волейбольная площадка.
" Таня, вставай в команду!" - мальчишки,  намного старше нас, принимали девчонок в игру.
Тут же на высоком столбе  висел репродуктор.
Ровно в четыре часа дня начиналось вечернее вещание. И  даже если мы ушли на соседнее озеро Карасово, услышав сигналы и звуки радио, бежали домой. Пришло время идти на ферму за молоком. Коровушек  мы знали по именам. Погладить телёнка разрешалось.  Ласковый, он  щекотно лизал  ладошки.
Подходили к концу каникулы .
Тридцать первого августа автобусы с детьми выезжали в Сельцо, в интернат. Первого сентября начинался новый учебный год.
Хотелось ещё несколько строк  написать о наших учителях. Селецкая школа сильная!
Все предметы изучались основательно.
Немецкий язык, благодаря Евстолии Васильевне,  освоен так, что я в снах по-немецки говорила;
химия, преподаваемая Алевтиной Ивановной,
оказалась необходима  при обучении в медицинском училище;
алгебра Алевтины Николаевны и  дифференциалы Зинаиды Ивановны  сделали реальным понимание высшей математики  при получении высшего образования - финансист по бухгалтерскому учёту.
В кабинете директора Григория Андреевича довелось побывать по одной причине - оттуда транслировали школьное радио! 
А ещё  на  уроках труда научена Маргаритой Арсентьевной готовить капустный салатик и шить. Помню физику и  астрономию Александры Ильиничны, как наглядно она показывала нам строение Солнечной Системы, ставя стул на стол. Это Солнце!
Помню абсолютную доброту Валентины Ивановны. Слушали историю и параллельно брали урок женственности, красоты и скромности...
Школа, я скучаю...

По окончании медучилище я  работала сначала в лаборатории микробиологии.
Вышла замуж и переехали с мужем в Холмогоры. В ХОЛМОГОРСКОЙ районной больнице  у меня была должность клинического лаборанта  и  медсестры по переливанию крови.
Потом мы переехали на Пинежье.
В Карпогорской больнице работала клиническим лаборантом.
 По объективным причинам с медициной пришлось расстаться. Получила  заочно высшее образование по специальности - экономист по бухгалтерскому учету в  Вологодском молочном институте.
17 лет работала в Сосновском леспромхозе бухгалтером и главным бухгалтером.

Стихи писала периодически. Просто для себя.  В 2009 году произошел какой- то толчок.
Казалось, что я просто долго молчала. Всё работа, работа, работа...
А тут ее не стало. Предприятие закрыли. Эмоции, переживания, свободное время... вылились в творчество.
Вышла на сайт стихи. ру.
Там на мое творчество обратила внимание наша холмогорская поэтесса, член союза писателей - Галина Рудакова.
Мы стали заочно общаться. Именно она стала редактором моей первой книги.
Книга вышла в 2012 году.
Детские стихи и сказки начала писать, как только появились внуки. В 2008 году.
Детская книга вышла в 2014 г.


Рецензии