Икона духа

Приведу кусочек диалога, который побудил меня развить эту тему:

"Я не специалист, не спорю, но предположу, что золотой век это царство не духа, а души. Царство духа тоже может иметь место быть, и, думаю, что бывает таким же жёстким, как и царство тела" P

"Конечно же, этот век будет царством души.
Эта публикация для обычных людей, но... если вы знаете, что такое дух... то вы меня оч.сильно удивите, я таких людей еще не встречал..." N, из переписки

Что такое дух?  Что такое Бог? А что такое солнце? Дух это то, что нельзя увидит глазами, потрогать руками, но результаты его действия можно заметить. Бога тоже не видил никто, но когда что-то случается хорошее, говорим - "слава Богу". А солнце, наоборот, видим практически каждый день,  видим результаты его влияния, но разве это помогает нам ответить на вопрос, что такое солнце?

Вопросов много, и нет возможности их все сейчас  разбирать. Я лишь хотела показать, что вопрос о духе из них не самый сложный. Вопросу духа я хочу посвятить данную тему. Более того, попробовать создать икону духа.

"Икона" происходит от др.-греч. ;;;;; «образ, изображение, подобие», далее из праиндоевр. *weyk- «подходить, соответствовать».

Человек, например, икона Бога. Именно это слово на древнегреческом употребляется в  известном стихе: "И сказал Бог, создадим человека по образу(икона) нашему... "

Ещё икону называют богословием в красках, то есть, явления иного бытия изображают материальными средствами. Есть ли что-то  в нашем материальном мире, чтобы нам дало представление о духе? Как его описать, какими словами, выражениями, чувствами, примерами?

Когда я задала этот вопрос, мне сразу пришёл ответ. Соглашаться со мною никого не заставляю, а приглашаю к размышлению. Как выразился Иоанн Дамаскин - "через иконы для нас тускло просвечивают божественные откровения".

И я хочу подобрать такие "краски", то есть примеры, живые, настоящие, известные, через которые можно увидеть хотя бы тусклый  свет божественного откровения о духе.

Известно, что "дух"  родственен словам воздух, дыхание, дышать. И Библия использует это родство : "дух дышит где хочет... ". Человек рождается и начинает дышать, не спрашивая совета, не ища указаний, не прося разрешения. Процесс дыхания нельзя обложить догматами. Но масками, как оказалось, можно. И дух обкладывается догматами, типа, что он может, а что нет. Но стоит выйти за стены церквей, и можно  почувствовать  его свободное  дыхание, и если постараться и приглядется, то и увидеть его неканонический образ, потому что образ это и есть икона.

Я задумалась о духе после просмотра  передачи по ТВ про девушку, из детского дома, инвалида детства, передвигающуюся  на коляске, от которой из-за инвалидности отказались родители. В детском доме её опекал мальчик с нарушениями вследствии ДЦП. Затем они поженились, и у них родился ребенок. Вроде обычная история, но не для инвалидов. Показывали  как девушка перемещается по квартире, как моет посуду, а ей трудно, у неё и с руками проблема, как ухаживает за ребенком. Опрашивали её знакомых, друзей, и все говорили о невероятной силе духа этой девушки, о её любви к жизни, о выносливости, о светлом характере. Нашли её родителей,  у них начались отношения. Чтобы облегчить быт молодой семьи, родители купили им автомобиль, а от ТВ-передачи пообещали помочь с протезированием руки.

Это известная закономерность, плоть умалена, ослабляется её власть,  и пробивается,  проявляется дух, например:

"предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён".

Как спасён? Освобождён из плена материальности.

Но, согласитесь, не становиться же всем нам теперь  инвалидами? Да, и не каждый больной подходящая кандидатура для иконы духа.

Ответ, который мне пришёл - Павел Корчагин. Думаю, не надо рассказывать кто это такой. Достаточно известный литературный  персонаж.  Но, согласитесь, чтобы написать историю жизни Павла Корчагина, надо было прожить подобную жизнь,  прочувствовать её. Поэтому, если точнее, то Николай Островский с себя, и своего окружения написал культовый роман "Как закалялась сталь", из главного героя которого сделали икону коммунизма. Постараемся посмотреть без идеологических "очков", как это сделал  француз, нобелевский лауреат, Андре Жид, увидевший в авторе не больше, не меньше, а неканонического святого.

Оказывается, заразиться можно не только болезнетворными вирусами и бактериями. Можно "заразиться" и духовностью. Что и происходило  в нашей стране, где роман переиздавался 773 раза, и во многих странах мира, например, в Китае, где он издаётся до сих пор, с поколениями  выраставшими на этом романе, а потом и на кинофильмах. Создано три экранизации романа. Им продолжают зачитываться и засматриваться.

Что так привлекает в образе Павла Корчагина? Сначала автор   получил разгромную критику на свой роман: герои, типа, нереальные, не настоящие,  литературная сторона весьма слабая, плюс обвинение в клевете на советскую власть. Ныне нельзя это проверить, так как, издаваемый роман переписанное и не раз  "причесанное"  произведение. Из него убраны  многие сцены, диалоги, персонажи...

"Остался дом за дымкою степною
Hе скоро я вернусь к нему обратно.
Ты только будь, пожалуйста, со мною, Товарищ Правда!... "

 Володимир Конкин, исполнитель главной роли, сказал, что если бы Островкий не умер довольно рано и своей смертью, то неизвестно, избежал бы он ареста и расстрела за то, что написал. А написал он, похоже, ещё более фанатичный, радикальный, безпощадный к своему и чужому телу, и к перегибам в советской власти, образ духа Павки Корчагина, пылающего любовью к человечеству. Но нашлись очень прозорливые люди, подправили литературу, и началась идеологическая эксплуатация романа.

Но, можно сказать, что это такая  "эксплуатация", которая  вызывает  отклик у читателей. Другими словами, даже "причесанный" образ героя, вызвал в нашей стране и в мире "пандемию"  духовности. И люди,  "заразившиеся"  духовностью, построили социалистическое общество, выиграли великую отечественную войну, подняли целину, построили БАМ.

В обществе потребителей становится меньше и меньше  поводов уважать и любить людей, поэтому  такие герои оказываются лишними. Общество потребителей это царство тела. Главная идея этого царства ублажать, заботиться, служить телу, своему. Павел же Корчагин из царства духа.   И, Павел Корчагин, можно сказать, воплощение духа, ходячий огонь,  внутреннее чувство справедливости,  предельная честность, безкорыстие, безстрашие, преданность интересам человечества, причём, Человечества с большой буквы, любовь к жизни, и готовность её отдать, если потребуется. Кто, если не дух, может все это совершать? Поэтому, Павла Корчагина можно назвать  иконой духа, неканонической, конечно. Но кто может предъявить ему каноны, и какие? Дух дышит где хочет... и как хочет.

Я предположила, что царство духа довольно жесткое, как и царство плоти. В чем эта жёсткость? В том, что это крайности.  Противоположные крайности. Жёсткость противоположных крайностей хоть и разная, но жёсткость. Известно, что противоположности притягиваются. Но пока им не известно на каких принципах объединяться,  они в баталиях, боях, атаках, пытаются это выяснять.
 
В царстве плоти плоть создаёт невыносимые условия для духа, гнобит его, но убить не может, и дух оказывается в плену, или в мороке. В царстве духа, напротив, мы видим, на примере Павла Корчагина, и многих сильных духом людей, что они не  церемонятся с телом, даже презирают его. Поэтому, не щадя живота, в нечеловеческих условиях,  строят узкоколейку, смело и решительно  дают отпор врагам человечества,  ради спасения Родины, а также ради чужих,   незнакомых людей могут бросить свое тело на пулемет, или накрыть им гранату.

 Объединяются дух с телом в царстве души. Это золотая середина, время золотого века, время гармоничного  развития  как духа, так и тела. Для этого каждая крайность, и дух, и тело,  проходят свой путь до середины:

"Я все смогу, я клятвы не нарушу.
Своим дыханьем землю обогрею.
Ты только прикажи - и я не струшу, Товарищ Время..."
 
"Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладким" (Лк 3:3-5).

 В данной символике дух это горы, тело - дол, яма, а душа - середина...

Каждое из трех царств вполне реально  для каждого  отдельного человека, потому что человек троичен,  и может иметь свои иконы. И  соответствующие эпохи в истории земли, тоже, скорее всего, имеются, и сменяют друг друга.

 








   
 


Рецензии
"Жизнь еще не совсем задавила меня, и если споткнулся я сильно, но все-таки поднялся... Страшно живучее это животное, человек, Люси, и нужно хорошо ударить, чтобы добить сразу". Спокойно сообщает, что за это время совершил "предприятие", после которого три месяца прожил в борьбе со смертью. "... Вздумал хлопнуть себе пулю, только, к сожалению, не в лоб, а в грудь, что и было ошибкой, потому что прострелил верхушку легкого... Я немного ошибся, Люси, на несколько миллиметров. И эта ошибка стоила мне не один день адской, невыносимой физической боли. И цепляясь за каждый шанс возможности спасения, эгоистичный организм выиграл победу, добился того, что я теперь могу порассуждать о том, для чего я жив и что думаю делать дальше".
Далее говорит, что для описания всех сумбурно разбегающихся мыслей и чувств, понадобится целая папка бумаги. Что боится, выкарабкавшись, потерять последние капли здравого рассудка. Что его воскресение начинается старым кошмаром, старой болью, "одно воспоминание о которой заставляет меня дрожать". "Теперь я бледный, как только может быть бледен человек, прибавившиеся пару поперечных морщин делают меня каким-то мрачным, и страшное малокровие от перенесенных мук...".

КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ - была первой моей толстой книгой.
Подарок отличнику 1А класса от директора Киевской 110 с/ш.
Тем и дорога была мне - не как икона духа.
Думаю, была у коммунистов такая думка, сотворить Икону Коммунистической Идеи.
Но после приведенного в начале рецензии отрывка из письма Л.Беренфус можно воспринять эту книгу и как Икону Духа.

С уважением,

Евгений Пимонович   23.08.2021 13:36     Заявить о нарушении
Благодарю, Евгений, очень вы меня порадовали своей рецензией.

Людмила Возняк   23.08.2021 15:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.