Нерадивые ученики

     Нерадивые ученики – это мы, современные люди. Плохо мы учимся у наших предков. Повторяем их ошибки, не следуем их мудрым советам. Об этом хорошо сказал Л.Н.Толстой: „Мы часто смотрим на древних, как на детей. А дети мы перед древними, перед их глубоким, серьезным, незасорённым пониманием жизни.“
     Среди многочисленных значений слова «род» как-то уходит на задний план, забывается его основное значение: «группа людей, связывающих своё происхождение с общим предком, родоначальником». Мы называем «первобытными» людей, помнящих о своём кровном родстве с общим первопредком, реальным или мифическим. Таким, как бог Род.
     Устаревшим стало слово КЛАН, передающее всё то же основное значение слова «род». А значит, забывается и историческая связь славян с кельтами, сохранившими это слово в своих языках (гэльское clann и древнеирландское  cland «родня», «потомство»).
     Русское слово СЕМЬЯ того же корня, что и СЕМЯ. Пословица «от худого семени не жди доброго племени» призывает помнить о своих «корнях» хотя бы ради сохранения доброго здоровья, своего и потомства. Другая пословица напоминает о наследственности, о неизбежности воспроизводства признаков предков: «На осинке не родятся апельсинки».
     Читая древнейшие тексты своих предков (этруссков, карийцев, фракийцев и кушан), автор этих строк постоянно находил в них мудрые мысли, советы грядущим поколениям. И каждый раз приходилось с сожалением отмечать, что мы, современные люди, не внимаем этим советам, высказанным тысячелетия тому назад. Мы даже не желаем уделить достойное внимание таким текстам, заранее предполагая обнаружить в них лишь пыль далёкого прошлого.
     Но об  этом подробнее в другой раз. Не хочется говорить о важных предметах вскользь, походя, скороговоркой. Важны даже не сами советы, мудрые мысли. Они, в принципе, банальны и общеизвестны. Важно, чтобы думающий читатель воочию, на конкретных примерах из древних текстов убедился  в том, насколько нерачительно мы относимся к бесценному опыту предков. 


Рецензии