Марк Бернес

Легенда советской эстрады, исполнитель самых задушевных песен, русский шансонье, подаривший стране десятки хитов, талантливый актёр. Это всё о нём, Марке Бернесе. Его песни отогревали сердце солдатам на войне, давали силы побеждать и созидать.

Марк Наумович Нейман, именно так звучит настоящее имя певца и артиста, родился в провинциальном украинском Нежине Черниговской области (тогда губернии) в 1911 году. Его родители – евреи Наум Самойлович и Фаня Филипповна Нейманы – прямого отношения к искусству не имели, но песни в их доме звучали всегда. Глава семьи трудился в Нежинской артели, занимавшейся сбором утильсырья, а мама была хранительницей домашнего очага.

Когда Марку исполнилось 5 лет, семья перебралась в Харьков. Здесь мальчик пошёл в семилетнюю школу. Интерес к искусству проснулся в нём рано. А в старших классах этот интерес оформился в желание выйти на театральную сцену. Марк Нейман отправился в Харьковский театральный техникум. Одновременно парень появился в театре «Муссури». Марка влекло на эту сцену с невероятной силой. Он упросил взять его статистом.

Вскоре пареньку повезло: подвернулся случай заменить заболевшего актёра. Нейман, взявший творческий псевдоним Бернес, «выложился» на премьере спектакля так, что удостоился похвалы скупого на комплименты режиссёра Николая Синельникова. С этого момента ему доверяли небольшие роли.

В 1929 году, когда Марку Бернесу исполнилось 17, он отправился в столицу. Здесь кипела настоящая культурная жизнь. Манили огнями рамп десятки театров. Юного артиста приняли в Малый и Большой театр одновременно. Опять Бернесу пришлось начинать с «нуля»: его взяли статистом. Но он был несказанно рад этому.

В начале 1930-х Марку начали доверять небольшие роли. Его наставником и учителем был популярный актёр Николай Радин.

Кинематографическая биография Марка Бернеса началась в середине 1930-х. Эпизоды сменились ролями второго плана, затем последовали ключевые образы. «Человек с ружьём», «Большая жизнь», «Истребители» – эти добрые старые фильмы хорошо помнят зрители старшего поколения. Игра Бернеса отличалась особой манерой и «почерком». Мягкий свет и душевная теплота «сквозили» в каждой роли артиста. Его быстро полюбили телезрители.

Слава к этому актёру пришла вместе с его работами в военных картинах. Фильм «Два бойца» открыл для зрителей не только артиста, но и талантливого исполнителя задушевных песен. Здесь не было выдающегося вокала, зато его заменяла сердечность исполнения. Песня «Тёмная ночь» мгновенно стала хитом, хотя в то время вряд ли было «в ходу» такое определение. Это первая спетая Бернесом композиция, которая и сегодня занимает почётное место в копилке шлягеров советского времени. «Тёмная ночь» разделила жизнь Марка Бернеса на «до» и «после».

Последовавшая за «Тёмной ночью» песня в стиле шансон «Шаланды, полные кефали» укрепила звёздный статус исполнителя. Теперь почти каждый фильм, в котором появлялся артист, был отмечен новой песней в его исполнении. В картине «Истребители» Бернес спел хит «Любимый город», во 2-ой серии фильма «Большая жизнь» подарил зрителям и слушателям песню «Три года ты мне снилась», а в «Человеке с ружьём» поклонники артиста впервые услышали «Тучи над городом встали». Эти шлягеры впоследствии постоянно крутили по радио. Они включались в каждый концерт.

Заслуживает внимания история появления песни  «Тучи над городом встали».  Марк Бернес был знаком с автором повести,  по которой был поставлен фильм «Человек с ружьем», писателем Погодиным.  Когда эту повесть прочитал кинорежиссер Юткевич вместе с Бернесом, они расстроились – в будущем кинофильме не было роли, которую мог бы сыграть Бернес.  Но тот проявил недюжинную смекалку.  Вначале он появился в роли революционного матроса без слов, потом Погодин написал для матроса несколько реплик, а кончилось это тем, что по просьбе Бернеса поэт Армант написал слова песни. Их надо было показать композитору Шестоковичу, который писал музыку для этого фильма.  Сделать это поручили Бернесу, который напел песню композитору, которому ничего не оставалось, как написать музыку, и песня в исполнении Марка Бернесе не только прозвучала в фильме, но и стала шлягером.

Фильмография Марка Бернеса – это 35 картин. Наиболее популярные – «Максимка», «Женя, Женечка и «Катюша», «Запасной игрок», уже названные «Два бойца» и «Истребители».

После выхода названных картин на первый план вышла вокальная сторона таланта Бернеса. Теперь новые песни появлялись и без увязки с фильмами. Авторы жаждали работать с популярным певцом, выстраиваясь к нему в очередь со своими песнями. Марка Бернеса считали талисманом: после спетой им песни композиторы и авторы текстов мгновенно превращались в звёзд.

Правда, после ближайшего знакомства поэты-песенники и композиторы понимали, почему о скверном характере Бернеса ходят легенды. Он запросто звонил ночью или под утро, требуя переделать какие-то строчки стихов. Как правило, авторы под его напором сдавались. Та же история с композиторами: Марк Наумович убеждал изменить определенные моменты в мелодии, напевая свой вариант. При этом у Бернеса не было музыкального образования, и ноты он назвал «чаинками». На пианино, которое стояло в квартире Бернеса, играли композиторы, которые приходили к нему, чтобы показать песню.

Некоторых подобные требования капризного певца очень раздражали. Но со временем становилось понятно, что именно в бернесовском варианте песня получала шанс превратиться в народный хит, который пела вся страна.

В 1940-50-ые Марк Наумович – настоящая звезда. Бернеса обожали простые люди и руководство ЦК. Песни «Москвичи», «Если бы парни всей земли», «Я люблю тебя, жизнь» напевала вся страна. Звания, награды и почести буквально осыпали артиста. Но так было не всегда.

Весной 1958-го Марк Бернес участвовал в концерте, на котором присутствовал Никита Хрущёв со своим зятем Алексеем Аджубеем. Выход артистов был регламентирован: им позволялось спеть только две композиции. Но когда Бернес исполнил свои песни, публика решила не отпускать артиста и потребовала петь на бис. Марк Наумович выходил на сцену, кланялся и уходил. Однако для исполнения дополнительной песни ему требовалось разрешение руководства, а оно в страхе разбежалось. Артист так и не решился самовольничать и больше не вышел.

Аджубей предположил, что Бернес «зазвездился», о чём и сообщил высокопоставленному тестю. Хрущёв дал отмашку, и вскоре на Марка Наумовича началась травля. Её открыли одновременно две центральные газеты.  Говорили, что такое поведение Аджубея было спровоцировано тем, что актриса Извицкая на каком-то приеме предпочла зятя Хрущева Марку Бернесу во время танца.

Постоянные нападки, несправедливые упрёки в пошлости и приступах звёздной болезни стали причиной отказа Марку Бернесу в съёмках в кино и записях на музыкальных студиях. Телефон артиста надолго замолк, некоторые коллеги отвернулись. На концерты никто не приглашал.

Беда не ходит одна. Гонения и запрет на профессию оказались не самым страшным в этот тяжелый для Марка Бернеса период. От рака умерла жена, оставив мужа с маленькой дочкой на руках. У артиста от всего пережитого случился инфаркт.

К счастью, тёмная полоса закончилась в 1960-ом. Знакомый миллионам душевный голос снова зазвучал из радиоприёмников. А в 1961-ом режиссёр Павел Арманд нарушил негласный запрет на съёмки Бернеса и пригласил его в свою картину «Чёртова дюжина». В последующие годы артист получил возможность беспрепятственно гастролировать не только в СССР, но и за рубежом, где его встречали как настоящую звезду и близкого человека. Аджубей и Бернес потом помирились на круизном теплоходе после распития алкогольных напитков, но вернуть те роли в кинофильмах, которые мог бы сыграть Марк Бернес, уже невозможно.

Актёр в быту был чрезвычайно скромным, порядочным человеком и замечательным семьянином. Личная жизнь Марка Бернеса – это два брака.

С первой супругой Паолой Линецкой Бернес познакомился в театре Корша, где они оба  работали, и влюбился, и это невозможно было не заметить. Но Паола была помолвлена с человеком, с которым встречалась несколько лет, и вышла за него замуж. На Бернеса было страшно смотреть, как он переживал, даже похудел. Неизвестно, по каким причинам, но Паола разорвала свой брак и вышла замуж за Бернеса, с котором они прожили 20 лет. Она скончалась от онкологической болезни, когда дочери Наташе исполнилось лишь 3 года.

Со второй супругой Лилией Бодровой Бернес познакомился, когда повёл Наташу в 1 класс. Лилия тоже привела в школу сына Жана. На тот момент она была замужем за фотокорреспондентом «Пари-матч» Люсьеном Но. Примечательно, что именно ее супруг и представил их друг другу.

Второй раз они встретились на родительском собрании, для этого Бернесу пришлось сразу после концерта сесть на самолет и прилететь в Москву.  Учительница рассадила родителей так, как сидели их дети. И Бернес с Бобровой оказались за одном партой.  После собрания Марк пригласил Лилию в гости к своему другу,  которому привезли новую пластинку с песнями Шарля Азнавура, которого Бернес очень любил. Лилия позвонила домой, узнала, что мужа еще нет, и согласилась пойти с Марком.

С тех пор они стали встречаться. Марк Наумович был старше Лилии на 17 лет. Но их нисколько не смущала эта разница в возрасте. Когда женщина сообщила, что уходит от Люсьена к Бернесу, мало кто в это поверил. Ведь ее муж много зарабатывал, у них была роскошная квартира, единственный в Москве «Шевроле». Правда, вся столица была в курсе, что Люсьен еще тот плейбой и уж очень любил женщин. Но если некоторые женщины могут с этим мириться, то Бодрова этого не хотела. Через три месяца после знакомства Лилия собралась сообщить мужу, что уходит от него, но попала в больницу после аварии.

В день выписки из больницы за ней приехал муж, до которого дошли слухи об связи его жены с Бернесом. На его вопрос» «Это правда?», Лилия ответила6 «Да».  Муж возил Лилию по Москве, угрожая вместе с ней сброситься с моста в реку, потом привез её домой, вызвал друга, с котором они связали слабую, только что выписавшуюся из больницы женщину. Друг остался сторожить Лилию, а Люсьен поехал к Бернесу.  После разговора они на двух машинах  (Люсьен на «Шевроле», Бернес на «Волге» поехали на квартиру, где была связанная Лилия. Поднявшись в квартиру, Люсьен сказал жене, чтобы та спускалась, еще в машине ждет Марк Бернес.  Когда Марк и Лилия зашли в квартиру Бернеса,  женщина рухнула на тахту и сразу уснула.  А утром не могла понять, где она находится.  Вскоре они поженились. Он усыновил Жана и считал родным сыном.

Бернес так любил жену, что буквально не отпускал ее от себя ни на минуту. Они вместе ездили на гастроли, она вела его концерты. Только однажды Марку Наумовичу пришлось отправиться в тур по Польше без супруги. У нее не был готов паспорт. Но как раз тогда он так сильно разболелся, что пришлось вызвать Лилю в Варшаву. Ей позвонили из посольства, а документы принесли на дом.

Казалось, жизнь наладилась. Бернес был полон творческих планов. Но однажды после концерта ему вдруг стало дурно. За кулисами артист потерял сознание. В больнице ему диагностировали рак лёгкого.

Незадолго до смерти Марк Бернес записал одну из лучших своих песен – «Журавли». История её появления заслуживает особого внимания. Расул Гамзатов написал эту песню, посвятив гордым джигитам, которые после смерти превращаются в птиц. Но Марк Наумович убедил его изменить стихи. Так появилась песня-плач о погибших на фронтах солдатах.

Марка Наумовича Бернеса не стало 16 августа 1969 года на 58 году жизни. 51 день перед смертью он провел в больнице. Каждый день к нему ездила жена.  Бернес отказался от наркотиков и очень страдал от болей. За минуту до смерти он попросил Лилию  выйти из палаты, чтобы она не увидела его агонию.  И когда она пошла к выходу, тихо спросил: «Ты куда?». Это были его последние слова.

На похоронах артиста по его последней просьбе не было ни речей, ни траурных маршей. Он отпевал себя сам. На панихиде, как и просил артист, прозвучали 4 его любимые песни: «Я люблю тебя, жизнь», «Три года ты мне снилась», «Романс Рощина» и «Журавли».

Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище, так и не успев присвоить звание Народного артиста СССР. Хотя для миллионов поклонников он и так давно был народным.

Смерть Бернеса стала страшным ударом для его жены. Вместе они прожили 9 лет. Когда Марка Наумовича не стало, Лилия осталась одна с двумя 16-летними подростками. Ни о какой личной жизни речи не шло. И даже когда дети выросли и создали собственные семьи, женщина так и осталась одна. Дочь Наталья окончила МГУ и иммигрировала в Америку. Жан остался в Москве. Он окончил операторский факультет ВГИКа.

Наталья так и осталась в Америке, с Лилией не общалась. В октябре 1997 года Жан начал судиться с матерью из-за квартиры Марка Наумовича. К этому времени вдова Бернеса организовала в помещении музей, что крайне не нравилось Жану. А Лилию не устраивало, как жил ее сын – менял жен одну за другой. После этого скандала мать и сын общаться перестали.

Лилия Бодрова умерла в августе 2006 года. Оказалось, что незадолго до своей смерти женщина продала двухкомнатную квартиру в центре Москвы некоему Дмитрию Пашкову за 1 миллион 723 тысячи рублей. Сделала Лилия Михайловна это с той целью, чтобы мужчина ухаживал за ней и скрашивал ее одиночество.

Правда, вскоре после ее кончины объявились и Наталья, и Жан. Они подали в суд, чтобы их признали законными наследниками недвижимости. Тяжба длилась год, адвокатам удалось доказать, что сделка была совершена мошенническим путем. И суд сохранил за наследниками права на жилплощадь. Всю мебель и архивы Марка Наумовича Лилия Бодрова завещала внучке Людмиле.

Наиболее известные фильмы, в которых играл Марк Бернес:

1938 – «Человек с ружьём»
1939 – «Большая жизнь»
1939 – «Истребители»
1943 – «Два бойца»
1952 – «Максимка»
1967 – «Женя, Женечка и «Катюша»
1954 – «Запасной игрок»
1957 – «Ночной патруль»
1963 – «Это случилось в милиции»
1961 – «Чёртова дюжина»
1944 – «Большая земля»
1945 – «Великий перелом»

Наиболее известные песни в исполнении Бернеса:

«Журавли»
«С чего начинается родина»
«Хотят ли русские войны?»
«Враги сожгли родную хату»
«Шаланды полные кефали»
«Темная ночь»
«Три года ты мне снилась»
«Я люблю тебя, жизнь»


Рецензии