Избранные комментарии к стихотворениям. Та-Тр

Избранные комментарии к стихотворениям. Книга 3. «С» - «Я» / Виталий Иванов и друзья. – СПб.: Серебряная Нить, 2020. – 228 с.
http://russolit.ru/books/download/item/4161/

Листалка. Читать:
https://pubhtml5.com/ccwf/zxcs/
---------------------------------------------

Избранные комментарии к стихотворениям. Та-Тр


«Там, где щебечут птицы…»
http://stihi.ru/2003/04/14-453

Там, где щебечут птицы
Над вешнею землёй,
Так чудно свет струится,
Прозрачно-голубой.

Где льются перезвоны
Весёлого ручья,
В листве перво зелёной
Я слышу соловья.

Его простая песня…
О, Родина моя!
Как кронами чудесно
Качают тополя!

Приветливо сверкает
В камнях лесной ручей.
И на душе светает,
Становится светлей!

Душа свободно дышит
Небесной синевой.
Я снова рядом слышу
Любимый голос Твой.

Как много сразу надо,
Когда в душе весна.
Сугробы и преграды
Растопит все она!

1972…
_________________________________________

- Уважаемый Виталий, позвольте от имени женщин (вдруг любопытно): все-таки любим - чтобы нас - персонифицированно :) А чтобы саму любовь - на это женского благородства, как правило, - .... А стихи-то прекрасны :)))))))))))))))))

Наталья Богатова
-----------------------

- Персонифицировано тоже есть. :) В других стихотворениях. Но ведь бывает и другая любовь – к Любви. Именно она, а не желания плоти подталкивает нас искать единственную любимую Женщину!
Не исключая, конечно, всех… просто хороших, удивительных и неповторимых. :)

Виталий Иванов
-----------------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Твердыня любви
https://www.stihi.ru/2002/03/26-339

Как волна крутые скалы,
Ты меня любила.
То ласкала, обнимала,
То, как буря, била.

Целовала жарко, страстно -
Сердце отбирала…
В наслаждениях, опасна -
Разума не знала!

Я любил твои волненья
И твои порывы,
Но ценил уединенье
Мудрости и силы.

И змеилась под скалою
Трещина сомненья -
Не мешают ли покою
Счастия мгновенья?

1977…
_________________________________________

Твердыню страсть может и разорвать. И, чем сильнее напор, тем, конечно, тяжелее держаться. Но… и капля… нежности… камень точит.

Бывают такие мгновения, когда хочется остановиться, оглянуться, задуматься… А тут – счастье! Или, наоборот, – страдание! Еще хуже!
А ведь счастье настоящее без страдания не обходится. Если мы не изведали, что такое страдание, как нам распознать – счастье?
И вот получается…
«Давно завидная мечтается мне доля!..»
Впрочем, я не твердыня. Готов пострадать… ради счастья.
Так просто… размышление. Сомнение… Возраст, наверное.)

Мы не какие-нибудь там сухие твердыни – мокрые скалы! Иногда размышляющие бог знает о чем. И имеющие от любви множество трещин!

Дело в том… что, если женщины призваны в мир в основном для любви и продолжения рода, мужчины… должны им давать такую возможность – охранять, обеспечивать… думать о будущем, прошлом и настоящем во всех отношениях.
И тут, кроме любви, иногда приходится… может, и ненавидеть…и принимать мужские решения.
Не таковы, конечно, философы. Отказываясь от ненависти, они, по сути, отказываются и от любви.
И вот вопрос: а надо ли быть подобным философом? Мудрецом, все понимающим, - да. Но разве это легко?..

Мгновения счастья – всегда к месту, конечно. Но после них, увы, наступают часы отрезвления, мук и сомнений… желания нового счастья. И вот тогда … времени для спокойных раздумий не остается совсем.
Что – не радует.
Близость душевная замечается сразу же – ее охота найти! А вот отличия… они выступают потом. Это нормально. Но… Вот такая дилемма – ищешь счастья, готовься к страданиям.
____________

«Не мешают ли покою
Счастия мгновенья?»
- Ой правда!!!!!! ой мешают! :))))))))))))))))))))))

Strega
------------

- Сказать в стихах правду – цель моей жизни. :)))

Виталий Иванов
------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Творец и Творение
https://stihi.ru/2003/09/15-531

Он был Творцом Вселенной,
Создателем Идей,
Почти обыкновенным
Среди других людей.

Почти… Но как, о, Боже,
Среди других идей
Себя Он создал тоже –
Обычным из людей?..

2003
_________________________________________

- Вот о том и речь - кто кого создал?
И почему-то мало кто его осмеливается задать!

Ирина Васильева
----------------

- Что я могу дать миру, кроме того, что Он мне уже дал? – И мне, и себе! Все, что Он дал мне, - есть и было Его. В том числе, мое «я» - разве мое оно?»
Кто же я? Я - одно из бесчисленных «я» Твоих, Господи!

Кто кого создал, Бог человека или человек Бога?
Человечество создало Бога, чтобы Он помогал каждому создавать себя и творить мир. Чтобы люди, возрастая духом своим во все усложняющейся материи, стремились к развивающемуся вместе с собой идеалу. И не сходили с ума оттого, что его никогда не достигнуть!..

Виталий Иванов
----------------

- Значит, все-таки, человек Его создал! По своему образу и подобию. И Идеал тоже.
А помощь Его - разве не иллюзия опять же человеческого сознания? Самопсихотерапия?
Честно говоря, не смею вести подобный диалог со специалистом в «предмете».
Просто интуитивно задаю себе вопросы, но и ответы тоже интуитивны. «Не вижу - не верю». Или - должна проверить на себе.
А идеален человек от природы. Только вступив в отношения с себе подобными вдруг почему-то снова начинает искать совершенства.
Простите, если примите за наив, но как-то случилось...

Ирина Васильева
----------------

- Я тоже пишу от своего только имени. :) И лишь в этом нахожу себя специалистом, профессионалом, т.е. исключительно – в собственных мыслях и чувствах. :)
Искренность считаю самым главным достоинством человека. А наивностью ее называют только нехорошие люди. :)
И еще несколько мыслей…

Тот, кто не поверил себе, - никто.
Совершенно – то, что движется к совершенству.
И философия, и религия призваны созидать идеал - человека, общественного устройства, гармонии мира. Не может быть идеала в статике, он развивается. Потому не может, не должно быть никакой «окончательной» философии или религии.
Первое право каждого человека и всего человечества - право на развитие идеала.
Спасибо, Ирина, за добрые слова!

Виталий Иванов
----------------
__________________

- Дааа ... вот ведь загадка!
Этот стиш как глазок, просверленный в иной пространственно- временной континуум :)

Вологодский
----------------

- Посматриваю туда иногда - интересно!.. :)

Виталий Иванов
----------------
__________________

- Автобиографическое? ;)))
Ты меня заинтриговал! С нетерпением жду ответа на вопрос, почему ты создал себя обычным?

Александр Павлов
----------------

- Некоторые элементы автобиографичности есть. Это скрыть, наверное, невозможно… :)))
Почему, обычным? Потому что люди ВСЕ – необычные, и все являются творцами Вселенной. Таким же обычным необычным человеком является и герой стихотворения, смысл которого самым логичным образом проистекает из моей философии. :)

Виталий Иванов
----------------

- Кажется понял... ;)

Александр Павлов
----------------

- Александр… наконец-то! :)

Виталий Иванов
----------------

- ...что философией здесь и не пахнет - сплошной абсурд. А абсурд я люблю! ;))

Александр Павлов
----------------

- Так, значит?!.. :) Нет, Александр, в этом абсурдном мире моя философия – самая неабсурдная. :))
Или лучше по-другому сказать. С помощью нее мы и выведем мир из абсурда. Уверяю тебя, это - не пустые слова. :)
По крайней мере, я лично уже ощущаю свою философию, как мощный стержень, вокруг которого вертится мое сознание, иначе давно бы уже улетевшее в никуда! :))
А завтра ко мне еще кто-нибудь присоединится, всенепременно. :)
Можешь называть это абсурдном, если тебе так легче ей проникаться… :)))))

Виталий Иванов
----------------

- «Блажен, кто верует!» ;))
Замечательно, что у тебя есть хоть и несовершенная, но своя философия. И если ты считаешь, что она не абсурдна, то это вдвойне замечательно. И если она помогает тебе жить, то это втройне замечательно. Но!.. только не заставляй меня считать этот абсурд философией и проникаться им – я слишком разумен, чтобы проникаться неразумным. ;)))

Александр Павлов
----------------

- Заставлять, Александр, не в моих правилах. Каждый сам делает выбор.
Думаю, и ты со временем сделаешь - правильный. :) А я тебе помогу в этом… :)))))

Виталий Иванов
----------------

- Спасибо, но я свой выбор уже сделал. Надеюсь, что и ты, со временем, сможешь разглядеть всю абсурдность этой философии. ;))

Александр Павлов
----------------

- Вот так, Александр, и отказываются от всего самого лучшего. А ведь самое драгоценное – рядом!

Виталий Иванов
----------------

- Каждому - свое, всем - чужое! ;))

Александр Павлов
----------------

- Было у них немного,
а хотелось всего.
Но было это - чужое...
. . . . . . . . . . .
http://www.stihi.ru/2002/08/29-400
Оставь, Александр, и – останешься!
А чужого – не надо.
Согласен с первой половиной твоего известного изречения. :)

Виталий Иванов
----------------

- Не оставлю, Виталий, и – не останусь! У меня дел много! ;)
Ну естественно... своего девать некуда! ;)))
Это не изречение, а философская зарисовка окружающего нас мира.
По ссылке сейчас схожу – посмотрю, чего им хотелось...

Александр Павлов
----------------
__________________

- Действительно, интересная интерпретация. В восьми коротких строках - история судьбы/ментального поля человека, причём с довольно тонкой смысловой инверсией.

Корнилов Егор
----------------

Спасибо :) Некоторые смыслы настолько взаимосвязаны, что их трудно по порядку расставить. Известный пример – курица и яйцо. А еще, может быть, - мир и наше сознание. :)

Виталий Иванов
----------------
__________________

- Виталь... не могу - мурашки по левой руке. Всего в нескольких словах такая мысль! О человеке и Боге. Вот эта интраверция божественной сути в человеке.
Я не могу, Вит, не привести от себя нечто очень похожее.
«70. Истина» …
Но Председатель несравним в краткости выражения сути.

Владимир Сачков
----------------

- Каждое «я» рождено миром для осознания и провозглашения Истины, пусть малой толики её, на своём участке пространства и времени. Но, увы, далеко не все оказываются достойны своего предназначения, используют все собственные возможности и, соответственно, хорошо исполняют свою функцию в Проекте «Вселенная».
Прежде всего, это, конечно, относится к нам. :) Но кто же не без греха :)

Виталий Иванов
----------------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Тетеря
https://www.stihi.ru/2002/05/23-408

Тебя полюбил, вероятно, не сразу -
Я, слепая, глухая тетеря.
Может быть, иным был заполнен мой разум…
Или я не смог в любовь – поверить?..

Мы были беспечны и молоды,
Любили, как сильные звери,
До изнеможения, крови и боли -
А я не мог в любовь поверить?!..

Родилась у нас дочка - маленькая,
Забавная и смешливая фея.
Я был счастлив... Но туп, как валенок, -
Я не мог в это поверить!

Писал стихи, мучился очень,
То робок, то самонадеян,
Мечтал о любимой все дни и ночи -
И не мог в любовь поверить?..

Ты уходила медленно, больно,
Возвращалась, страшась потери...
И однажды ушла к другому озлоблено...
Как я мог в это поверить?!

Но, когда одиночество стало другом,
А всё родное - за чужою дверью,
Я чуть не умер вдруг от испуга:
Разве мог я
                в  т а к о е
                поверить?!!..

1980
_________________________________________

Сделать размер правильным не представляет труда. Конечно. А вот получить что-то особенное и искреннее… много сложнее!
На мой взгляд, стихотворение прекрасно читается. Да, ритм не ровный, но он только подчеркивает содержание. Т.е. форма соответствует содержанию!
А если привести размер, ритм в согласие с учебником… от стиша ничего не останется. Потому что никаких глубоких мыслей в нем нет, а вот чувство – исчезнет. И это будет смертью стихотворения!
Поверьте, я много работал над этим стихом, ни одно слово в нем не случайно, ни одна интонация!
Спасибо за мнение. И за искренность! Для меня честность и искренность – самое дорогое. Огромная благодарность за конкретные замечания!

Стихотворение написано в дни развода с первой женой. А потом познакомился с Л. Сын наш пошел уже в институт. Все хорошо… насколько это возможно. Жизнь продолжается!

Виталий Иванов
---------

-Очень-очень понравилось. Держитесь. Удачи Вам.

Лёка
---------

- Трагедия эта произошла довольно давно, те раны зарубцевались. Я выставляю на сайте в стихотворениях историю своей жизни и, конечно, любви… :)

Виталий Иванов
---------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Трапоэгия Поэллы и Поэно
https://stihi.ru/2002/09/09-486

ПоЭно поЭл в поэшИшную пОэ.
ПоЭлла ПоЭно не хлопоэлА.
ПоЭно впоЭзил поЭзно в запОэ.
ПоЭлла поЭнулась и поэрлА.

1988
_________________________________________

- Почему-то представил себе этот стих напечатанным на боку червяка появившегося в блюде ПоЭллы. И ещё почему-то представил, как бы произносил этот стих англичанин. В общем во всех отношениях странный стих, даёт пищу для размышлений. Очень понравился.

Александр Тагаев
----------

- Стих крайне жизненный. Потому что в момент его написания у Поэно совсем шишей не было, чтобы Поэллу поить. :))) В общем, все – ПРАВДА. Задумываюсь над ней иногда… Уже – один, без Поэллы :))

Виталий Иванов
----------
________________

- Гагара гагала гагага
Такие стихи гагага
Гагагара Гагарин говорил
В небе звёзды и Я.

Это была моя рефлексия при обдумывании стиха. Таки стихи мне больше всего сейчас нравятся. Напоминает крошащийся кирпич.

Александр Тагаев
----------

После такой трапоэгии только крошево и может остаться. :)
Гагагели гагают гагагогение(я). :)))
Тоже – чисто рефлекторно. :)
Не могу сказать, что такие стихи мне нравятся больше всего, но почему-то они иногда возникают, совершенно непроизвольно.

Виталий Иванов
----------

- Такая вот рефлексия, точнее самая разнообразная её степень, как раз является предметом реальной поэзии в реальном времени на самиздате. Чувствую, что это перенесётся и на стихиру, правда не в таком масштабе, поскольку здесь другая система подсчёта рецензий.

Александр Тагаев
----------

- Бог с ними, с подсчетами! Кто не считает, не обсчитается! :)
Давай, давай разворачиваться на Стихире. Все-таки – самый крупный поэтический сайт. Все самое интересное и здесь замечается, причем все-таки бОльшим числом людей.
На мой взгляд, надо показать, чего мы на самом деле все стОим. Хотя бы, общаясь друг с другом… :)

Виталий Иванов
----------

- Не раньше, чем закончу книгу времён. Вообще, если честно, не очень-то я люблю этот сайт Стихи Ру в силу многих причин. То, что я сказал насчёт рецензий - ерунда. Мне важно не их число. Можно регистрироваться под разными именами с разными IP и публиковать себе сколько угодно рецензий. Насчёт реальной поэзии, я не уверен, что такая концепция подойдёт для твоего творчества. Смысл её заключается в том, что автор мысленно не всегда успевает за движением пальцев. Можно было бы попробовать - я бы мог написать примерно 5 реальных стихов на твои. Насчёт публикаций пока что планы больше относительно других сайтов, особенно термитника.

Александр Тагаев
----------

- Насчет реальных стихов, не отстающих от хода мысли, в отклик – очень любопытная идея, хочется посмотреть. Александр, хотя бы одно! Выбирай любое мое стихотворение. :)
В общении, в комментариях прозой я так и делаю обычно. Перечитаю потом, конечно, что-то поправлю. Но стихи «реальные» пишутся у меня крайне редко.

Виталий Иванов
----------



~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Рецензии