Павлова и Пастернак
Павлова и Пастернак
Тема любви не вмещается в литературную классику. Необходимо присутствие времени, в котором существует читающий. Без современника жизнь не полна. Без остроты переживания, без соединения женского и мужского, без проникновения мужского в женское, без власти женщины над мужчиной любовь не раскрывается, не распахивается, не даёт ощущения жизни, не раскрывает роли любви, жизнь воспроизводящей и творящей новое.
Мне интересны все аспекты темы. Сочетания интересны, совпадения и случайности, соединяющие то, что на слуху, и то, что дилетанту (мне) кажется открытием.
Вот свеча на столе. Язычок пламени дрожит, раздваивается. На переднем плане Вера Павлова, на заднем Борис Пастернак. Пастернак выглядит крупнее. Обратная перспектива. Женщина может терять в размерах рядом с мужчиной, сохраняя неоспоримые преимущества, о которых она сама знает и умеет сказать.
Дама на первом плане о тенях:
Свеча горела на столе,
а мы пытались так улечься,
чтоб на какой-то потолок ложились тени.
Бесполезно!
Разве что стоя у стола,
о стол локтями упираясь
и нависая над свечой,
так – да. Но только рук скрещенья.
Прикрывая пламя свечи рукой, перечитываю Пастернака:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
Все терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
У Пастернака свеча всё та же, но свет другой. И всё же, всё же, оба они на этом свете, рядом с читающим, слушающим, помнящим, разные и нужные, каждый по-своему.
Вера Павлова появилась на свет в 1963, тремя годами позже ухода большого поэта в мир иной. Когда Пастернак стал существовать для Павловой, не знаю. На что падают тени, когда ночь и снег за окном, зависит от угла зрения. И от опыта жизни.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
У Павловой башмачков нет. Есть молодость, механика интимного, геометрии больше, чем света. Любопытство, азарт прикосновения к скрытому. Путается девочка, исследует игру света и тени, не боясь обжечься.
Посмотрим, что дальше… пока горит свеча. Слово даме.
Муза вдохновляет, когда приходит.
Жена вдохновляет, когда уходит.
Любовница вдохновляет, когда не приходит.
Хочешь, я проделаю все это одновременно?
Муза, жена, любовница. Сложное сочетание, но такое естественное. В слове сочетаться можно со всем миром. Слово было в начале, им всё и завершается, если успеваешь что-то сказать.
Приходит муза, жена и любовница отступают за кулисы.
* * *
Мужчина: удар, давление.
Сперва без сопротивления
позволю давить сок,
потом напомню: лобок
под мякотью прячет кость,
и ты – не хозяин: гость.
Телесность в тесноте соединения. Гость – определение, обращающее права давления в ноль.
* * *
Попался, голубчик? Ты в клетке,
ты в каждой моей клетке,
могу из одной своей клетки
создать тебя, как голограмму,
всего тебя – из миллиграмма,
из Евиной клетки – Адама.
Мужчина как голограмма в любимой им женщине. Если он любим. Любопытно.
* * *
Они влюблены и счастливы.
Он:
– Когда тебя нет,
мне кажется –
ты просто вышла
в соседнюю комнату.
Она:
– Когда ты выходишь
в соседнюю комнату,
мне кажется –
тебя больше нет.
Порог и обрыв. Степени одиночества, возникающие одномоментно, в движении здесь и сейчас, в бесконечности, следующей за переменами тенью.
* * *
Одиночество – это болезнь,
передающаяся половым путем.
Я не лезу, и ты не лезь.
Лучше просто побудем вдвоем,
поболтаем о том, о сем,
не о том, не о сем помолчим
и обнимемся, и поймем:
одинокий неизлечим.
Предельное сближение и его антипод – одиночество – одновременно. Обняться, принять, помнить о неизлечимом.
* * *
Читали Бродского, потом трахались.
Ляжем, и отнимутся ноги, прошлое, голова,
и от алфавита останется единственная Ааа,
из цифр – единица. Нет, фаллос скорее – минус.
Отнятая у всех и вся, под тобой вскинусь
подбородком, локтями, коленями – пятиконечно,
пять раз кончив, окончательно утратив речь, но
удвоенно слыша: мол, в матке влага утробы,
в которую окунаешь, в прадетство окунуться чтобы,
своего головастика – рабочий эскиз эмбриона.
Я киваю всем телом… Потом снова читали Бродского.
Киваю всем телом… снова читали … какие разные движения. Какое тесное переплетение тела и слова! Представляю себе реакцию отправивших тело на пенсию, обративших его в мрамор с прожилками, подозрительно напоминающими морщины. ))
* * *
Ave тебе, матерок,
легкий, как ветерок,
как латынь прелата,
налитой и крылатый,
как mots парижских заплатки
на русском аристократки,
как чистой ночнушки хруст,
матерок из девичьих уст…
Латынь. Скажи и сгинь. Девичьи уста и матерок, лёгкий, как ветерок.
Пламя свечи. Лизнуло кожу и отпрянуло, не повредив.
* * *
Вопрос ребра
всегда ребром.
Но на хера
Адаму дом?
Адаму – путь,
Адаму – сев, Адаму – вздуть
двенадцать ев.
Не надо про
любовь и грех,
когда ребро
одно на всех.
Ребро одно на всех. А дом? – вопрос ребром.
* * *
Мораль есть нравственность б/у,
весьма поношенное платье.
Я видела ее в гробу,
она меня – в твоих объятьях.
Ветхая мораль в гробу. То, что ей противостоит – заключено в объятиях.
* * *
Свети, покоряй, владей!
Спасибо, что-то не хочется.
Чем больше люблю людей,
тем выше ценю одиночество –
бродить по полям-лугам
тропинками полузаросшими,
рассказывать облакам,
какие вы все хорошие.
Одиночество – единственный способ любить людей, не вступая с ними в конфликт. Тропы и облака… и никого рядом.
* * *
Вечность – скатертью дорога.
Скатерть вечности бела.
Белизну ее не могут
запятнать ничьи дела.
Ни награды, ни расплаты,
ни в блаженстве, ни в огне,
только версты полосаты
попадаются одне.
Вечность и вёрсты полосаты. Белизна, не подлежащая запятнанию. Суетитесь, господа, суетитесь, – белизна для вас недоступна, вы ей безразличны.
Улыбайтесь, господа! – слышен голос мужской. Белизна невидимого экрана, фильм о любви и смысле жизни.
* * *
Автоэпитафия
Под камнем сим – пустое тело
той, что сказала не со зла
гораздо больше, чем хотела,
гораздо меньше, чем могла.
* * *
Вере Анатольевне желаю всех благ. Борису Леонидовичу поклон. Время его жизни остановилось 60 лет назад. Он сидит за столом, задумался, огонёк свечи вздрагивает. Вера Анатольевна отражается с ним рядом в оконном стекле. За стеклом темно.
За моим приоткрытым окном слышится детский крик. Первый день календарной зимы. Снежное покрывало всё в дырах, едва прикрывает зелёную местами траву. Мне нравятся все времена года. Мне нравится читать про себя и вслух. Жаль, прочитанного и принятого близко к сердцу гораздо меньше, чем хочется.
Читать про себя… всё, что читаю – про меня. Во всех лицах, ролях, 'образах.
И на образ'ах что-то очень знакомое. Должно быть, человек.
P.S. Был первый день календарной зимы. Сейчас первые дни весны календарной, снова снег в дырах, но зелени не проступает. Самое время вернуться к свечам и теням, готовясь к переменам в настроении и погоде. Зима позади, зима впереди, что-то между снегопадами, кружками и стрелами, между интимным и настежь распахнутым. Каждому своё.
Например, Евгений Евтушенко в антологии «Десять веков русской поэзии» воспринял Веру Павлову весьма насторожено. Думаю, достаточно будет и тех, кто не столь сдержанно охарактеризует пишущую даму. Пусть лучше поэт скажет.
* * *
Верка, сексуальная контрреволюционерка?
Сексуальной контрреволюционеркой окрестила себя в стихах сама Вера Павлова. Для многих читателей это ее, как сейчас выражаются, бренд, фирменный знак. А я все-таки поставлю знак вопросительный. Мало как люди называют сами себя? Маяковский вон что на себя наговорил в молодости: «Я люблю смотреть, как умирают дети». Но означает ли это, что он был садистом-детоненавистником? И все-таки противновато натыкаться на эту строку. Маяковского она не украшает. Тем не менее он один из величайших мировых поэтов, автор непревзойденной по темпераменту и библейскому метафоризму поэмы «Облако в штанах». Цельны только опасные фанатики.
Почти в каждом человеке живут разные люди, и в одном поэте могут жить и два поэта, и больше. Один поэт, живущий в Вере Павловой, мне очень нравится, другой – настораживает.
* * *
И так далее. Достаточно пространно и не очень интересно. Евгений Александрович любопытный тип. А кто из ярких личностей не любопытен, кого не назовёшь типом? Ахматова, например…
Занесло (не снегом). Так можно оказаться далеко от того февраля, и от прошедшего только что. Меня в Вере Павловой ничто не настораживает. Живая женщина. Чувственная. Своим умом, своими словами живёт.
Такая редкость.
Свидетельство о публикации №221030400770