Сокол

1. Босоногое детство

Валерий родился и провёл детство в немногочисленном городке – пригороде областного центра.
Градообразующим предприятием являлся малый заводик, представлявший собой филиал громадного предприятия в областном центре, и изготавливал отдельные детали для выпускаемой головным предприятием продукции. Кроме предприятий торговли и общепита имелась небольшая непритязательная гостиница, расположенная в здании постройки до 1917 года. Также имелись туристическая база и санаторий.
Туристическая база принадлежала головному областному предприятию, куда работники физического и умственного труда получали путёвки почти бесплатно. Работящие на иных предприятиях члены профсоюза получали значительные скидки на путёвку в турбазу. Иные люди и иногородние покупали путёвки в турбазу за полную стоимость. На турбазе руководство и сотрудники почти никак не реагировали на бесшабашное значительное употребление туристами спиртных изделий. К услугам туристов предоставлялись мангалы и танцплощадки, а также еженедельно устраивались чемпионаты турбазы по количеству употреблённого пива.
Часто случалось, что после трёх-четырёх сезонов наслаждения услугами турбазы, человеку оказывалось необходимым приобретать путёвку в местный санаторий, где дипломированные врачи помогали восстановить потраченное на турбазе здоровье. Знающие доктора не упускали свои шансы, хотя отлично понимали, что перед рюмочной болезнью пилили абсолютно бессильны.
Валерий рос в этой обстановке всеобщего добродушия и понимания, он не помнил, что происходило в возрасте до трёх с половиной лет.
Он со старшими ребятами летом в жаркий полдень босиком бегал на пляж с мелким речным песочком, каким одарила природа городок. Вода в речке даже в самую жару оказывалась прохладной, поэтому старшие ребята, выполняя наказ родителей, запрещали заходить малышам в воду выше колена. Старшие ребята тоже босоногие зорко присматривали за подрастающим поколением и непослушных детишек силой вытаскивали из воды и при этом грозили, что в следующий раз не возьмут на пляж своевольных детишек. – Так проходило общественное воспитание.
Пятилетнего возраста дети чаще вместе с родителями или детьми школьного возраста ходили на рыбалку на лесное озеро по натоптанной годами тропинке.
Валерий помнил совершенно спокойную тёмную гладь озера и тишину, нарушаемую лишь всплесками рыбок вблизи и в отдалении.
Детям антикомарином обмазывали лишь одежду, чтобы случайно ядовитый антикомарина не попал на слизистую оболочку. Детям одевали на голову накомарники с мелкой сеткой, но руки оставались доступными для злых и назойливых самок комаров. В связи с чем начинающих рыболовов почти всегда мучали волдыри на руках, и повторно такой рыболов отправлялся за добычей не в ближайшие дни. Эту рыболовную школу прошёл и Валерий, поймав в первый вечер всего три маленькие серебристые плотвички.
Мама, конечно, следующим утром поджарила юному рыболову его первый улов, но Валера с волдырями на руках с серьёзным видом настаивал, чтобы родители попробовали вкус его первого грандиозного достижения. Он откровенно пояснял:
- Это ведь папа насаживал на маленький колючий крючок червячка, затем он шептал мне на ухо «подсекай, тащи!» и даже снимал с крючка попавшуюся рыбину.
Его родители работали на заводике и им хватало заработной платы на обычную еду и некое обустройство жилища.
На вопросы родители объяснили Валере, что аист, который его принёс, сообщил родителям, что у него не будет ни братика, ни сестрички, поскольку, к великому сожалению так сложились обстоятельства.
Летом в тёплую солнечную погоду со слабым ветерком, когда писки и жужжания комаров почти не наблюдалось, мать – Елена Георгиевна – брала его в лес, где она собирала чернику. Она просила сына поесть ягоды с кустов вдоволь, но он даже собирал три пластиковые стаканчика ягод и высыпал их в плетёную мамину корзину.
По осени Валера с отцом – Сергеем Степановичем – по выходным ходил в лес за грибами не босыми ногами, а в сандалиях с носочками, и к концу сезона отлично разбирался в местных грибах, и сам лично нашёл пару сотен съедобных грибов за сезон.
Когда зимой за праздничным столом ужинали, и на столе красовались и источали специфический запах запасённые осенью грибы, мать иногда с восхищеньем говорила сыну:
- Смотри какой красивенький малюсенький моховичок, это ты любимый наш сынуля смог его отыскал в лесу среди валежника и мха.
Для Валеры тогда наступало мгновение счастья, глаза его радостно блестели, лицо сияло, и он отвечал, глядя на зеленовато-жёлтый блестящий грибок, нанизанный на вилку:
- Мама, скушай мой грибочек, ну, попробуй, пожалуйста.
- Хорошо, тогда ты, кормилец наш, скушай папин вкусный грибок, - улыбаясь отвечала довольная сыном мать.
В общем Валера вырос примерно, как свои сверстники.
Семья жила в двухквартирном доме из бруса, обшитом окрашенной в синий цвет вагонкой, и совсем мало занималась огородом, так как почва не являлась достаточно плодородной. Мать сажала под окном одну грядку, на которой росли: чеснок, лук, укроп и петрушка. – чтобы стол иногда радовала свежая полезная зелень. Дом считался заводским – ведомственным.
Зима, как такое часто случается пришла совершенно неожиданно. Трижды с перерывом в пару дней с неба сыпался снежок, но таял. Отец Валерия высказался про данные забросы снега:
- Это разведчики изучают обстановку.
Вечером накануне также моросил мелкий снежок, на который серьёзного внимания никто не обратил, а утром оказалось, что всё покрыто хорошим слоем снега. Этот снег не растаял до Весны.
Как раз под Новый Год навалило долгожданного мокрого снега, и все срочно принялись катать снежные большие комки для создания снежных баб. Валерий с другими ребятами соорудили самую высокую снежную бабу. Никто из ребят не отважился идти домой просить у родителей морковину, чтоб сделать из неё нос снежной бабе. Один Валерий попросил мать о помощи. Она дала ему самую крупную морковину и протёрла её от грязи, отчего морковка ярче засветилась. Угольками обозначили глаза снежной статуи. Сотворив произведение искусства детвора, строившая снежную статую, радостно попрыгав, пошла по домам сушиться, так как вся их одежда до самой последней нитки оказалась промокшей насквозь.
Многие из окон сами смотрели на удивительное ваяние, в создании которого им довелось принять участие. Они с восхищением показывали родителям и родственникам своё достижение.
Следующим днём вся детвора премного огорчилась, так как у снежной бабы пропал нос. Стали думать и гадать: кто стащил важный атрибут снежного ваяния? Подозревали всех и каждого, в том числе и Валерия, но один мальчуган влез на колоду, откуда увидел, что рядом с головой снежной бабы имеются следы птичьих ног. Все по очереди смотрели с колоды на эти следы, а затем решили, что нос-морковину утащила ворона или сорока, или крупная хищная птица. Все облегчённо вздохнули, потому что с каждого снялось подозрение в воровстве. Снежной бабе вставили вместо морковки сучок, и все скульпторы вновь стали радостными. Они пошли строить дом-крепость, где промокли пуще прежнего.
Валерий видел, как по замёрзшему льду речки ребята постарше катались на коньках. Он же тогда не катался ни на коньках, ни на лыжах, поскольку отец объяснил, что ему надо окрепнуть – больше есть каши.
Однажды, когда дома явственно слышалось завывание вьюги, а над очищенной вечером от снега тропинкой образовалась снежная юла с воздушный шарик высотой, затем другая, третья. А в это время по телевизору самозабвенно певец исполнял песню на украинском языке. Многое в этой песне понималось без перевода:

Дивлюсь я на небо та й думку гадаю,
          Чому я не сокіл, чому не літаю, …

Слова песни заставили задуматься так крепко, что это стало лейтмотивом его дальнейшей жизни.
Хотя в вечернее и ночное время зажигались уличные фонари, большую часть времени Валерий проводил внутри тёплого дома, забавляясь кубиками, конструкторами и другими игрушками.
Весна давала о себе знать более тёплыми и продолжительными солнечными днями. Вначале от снега освободились деревья, затем покатые крыши домов. На дорогах появились проталины. Затем снег оставался только с теневой северной стороны зданий. В это время Валере предложили поменьше бегать на улицу, чтобы не носить грязь домой.
У первой ступеньки крыльца находилась вколоченная плоская скоба, о которую соскребали с обуви комья глины, перемешанные с землёй. Рядом стоял тазик, где отмывались резиновые сапоги или подошва кожаной обуви. Но как Валерий не старался использовать эти приспособления, его обуви привносила слишком много грязи в квартиру, поэтому он весенние денёчки большей частью проводил дома или на крыльце, наблюдая за оживающей растительностью.
Снег ещё лежал в канавах, куда его скидывали грейдеры, а вдоль обочины появились первые жёлтые цветочки, затем кое-где зазеленела травка. А дальше пошло буйство цветов и ароматов. Дурман черёмухи пробуждал что-то светлое и доброе.
К этому времени распутица прекращалась, а майские праздники встречали и провожали с запахом ландышей.
По утрам начиная с середины мая через приоткрытую форточку его частенько при ясной погоде будили великолепные трели пернатых друзей –соловьёв.
В конце мая из-за медленного таяния снега и льда в лесах вода в речке оказывалась студёная настолько, сто даже чуть-чуть заходить в реку никто из детей не отваживался, да, и взрослые запрещали, предрекая заболевания из-за жестокого переохлаждения.
Над городком высоко в небе клинья птиц стремились с жаркого Юга на благодатный Север. Иногда можно было отчётливо слышать их гортанные голоса, когда они толи подбадривали друг друга, толи кричали своим товарищам, что вспоминают места, на какими им уже доводилось летать. Мощный вожак без каких-либо навигационных приборов, даже без простейшего компаса совершенно точно направлял свою стаю в места, где к осени молодые птицы встанут на крыло и смогут пуститься в трудный перелёт на Юг, так как места их рождения покроют снега и льды.
Валерий по весне, глядя на проплывающие большие и малые стаи, допытывался у родителей: почему гуси летят высоко и на длинные расстояния, а курица этим похвастаться не может?
Отец объяснял это телосложением, образом жизни и особенностями пернатых знакомых летунов.
Мать обещала, что в школе он узнает детали ответа на вопрос.




2. Начальные классы школы

Первый раз в первый класс Валерий пришёл с большой охотой, грандиозными надеждами на приобретение необходимых знаний и цветами, прикупленными отцам по случаю данного грандиозного праздника – Дня Знания. Ни он ни родители не знали – как зовут классную наставницу Валерия. Солнечным днём с небольшими белыми кучевыми облаками на лазурном небосводе общешкольная линейка проводилась на улице – рядом со зданием школы. Девочки красовались разноцветными бантиками и радостными улыбками. Медный колокольчик в руках старшеклассника, размером с гранёный стакан, объявил своим громким, красиво звучащим, перезвоном о начале нового учебного года. Поочерёдно класс за классом школьники проходили в свои классные комнаты или кабинеты и занимали места за партами или столами.
 Войдя в класс в числе последних, Валерий положил свой не самый объёмистый и не самый красивый букет на стол преподавательнице и, смущаясь, тихо произнёс:
- Этот вам.
- Спасибо, - вежливо ответила учительница, которая не покладая рук занималась именно букетами, и поставила цветы в трёхлитровую банку, наполненную наполовину водой.
Таких банок стояло на полу в углу с пару десятков, и счастливая учительница еле с ними управлялась. Банки стояли не на широком белом подоконнике, не на учительском столе орехового цвета, а на покрашенном красной краской полу, чтобы меньше было шансов опрокинуть природную прелесть на деревянный настил. Так как подобные происшествия случались прежде и неодногратно.
Учительница первоклашек, готовая расцеловать каждого ученика или ученицу, со счастливым лицом предложила всем ученикам своего первого класса рассказать: где они провели лето.
Только несколько мальчиков и девочек признались, что ездили проведывать и навещать бабушку или дедушку, который проживали кто в большом городе, кто в малюсенькой деревеньке. В то время как подавляющее большинство первоклассников сообщило, что провело лето в домашних городских условиях среди сверстников и других детей.
Видя, что времени до окончания учебного классного времени достаточно праздничная и радостная преподавательница предложила ученикам вспомнить: о чём они задумывались летом или думают сейчас?
На это раз разнообразие было огромным: кто-то хотел бороздить на космическом корабле просторы вселенной, кто-то мечтал стать прорабом или архитектором для строительства благоустроенного жилья для всех и каждого, одна девочка собиралась рыскать настоящего принца на белом коне, кто-то лелеял мечту стать пожарником и ездить на красной машине со шлангами, кто-то представлял себя моряком и совершал кругосветные путешествия, а Валерий сказал, что хочет летать, как сокол.
Никто в первом классе не остался равнодушным к его вроде бы простому ответу: кто-то восхищался, кто-то смеялся, многие удивлялись и откровенно улыбались.
Учительница высказала ему и всем первоклассникам своё педагогическое мнение:
- Наши лётчики и пилоты, как соколы, выполняют многочисленные фигуры высшего пилотажа и на самолётах, и даже на вертолётах. Поэтому мечту стать в единый строй с нашими прославленными ассами следует нам всем дружно поддержать.
Валерий ответил твёрдо:
- А я хочу летать, как сокол, и выполнять фигуры высшего пилотажа, но без самолёта или вертолёта.
Учительница сказала примирительно:
- Каждый имеет право на свою заветную мечту и спасибо тебе, Валера, что ты поведал нам всем своё сокровенное немножко сказочное или фантастическое желание.
На первой же переменке однокашники стали называть его «Сокол», кто уважительно, кто в насмешку, кто просто так – вместо имени.
Так или иначе, но у Валерия возникло желание научиться хорошо и быстро читать, чтобы освоить сведения о полётах и пернатых друзей, и самолётов с вертолётами, и ракет.
И на какое-то время грамматика, чистописание, русский язык и литература стали наиболее важными предметами в его учёбе.
Он познакомился со школьным библиотекарем – женщиной, умудрённой годами, в светло-голубых очках, с проседью среди прядей причёски и с очень серьёзными и добрыми глазами.
Библиотекарю сарафанное радио донесло о школьной кличке Валерия и его нисколько не скрываемой мечте взмыть в небо, словно сокол и летать, преодолевая всевозможные препоны.
Поэтому, зная его школьную кличку и устремления, она выдавала ему по очереди книжки и альбомы с птицами. Валерий приносил их домой и просил родителей почитать текст книг и надписи у картинок и фотографий. Отец и мать многократно или даже постоянно подчёркивали Валерию важность умения читать. Они помогали ему буквы складывать в слога, слога в слова, слова в предложения. Этим же занимались с ним и в школе учительница и библиотекарь.
Из книг Валерий узнал, что не только курицы, а имеются и иные птицы, которые не умеют летать.
Сориентировавшаяся на его мечту библиотекарь кропотливо подбирала книги, которые действительно его интересовали. И у библиотекаря с Валерием сложился настоящий союз, основанный на взаимопонимании и взаимоуважении. Библиотекарь прямо поддерживала его странные для кого-то устремления и считала мечту Валерия вполне осуществимой и подбадривала его стремления, объясняя, что именно багаж знаний поможет ему достигнуть цели.
Даже за счёт гуляния на улице с друзьями, Валера больше уделял времени освоению чтения, тренировался по этой теме. Его сокровенное желание летать, как сокол, играло ведущую роль в освоении умения читать.
Затем родители предлагали ему стараться читать быстрее, не теряя смысла изложенного текста.
Когда он начал понемногу читать уже во втором классе библиотекарь предложила ему обратить внимание на сказку великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина «О царе Салтане», где присутствуют птицы коршун, лебедь и насекомые – комар, муха шмель, которые тоже летают, преодолевая земное тяготение.
Данная сказка стала предметом изучения Валерия, именно она направила его попросить у библиотекаря литературу о летающих насекомых.
Благодаря своей любознательности в определённом направлении он познакомился с массой сказок для детей, хотя предпочитал читать реалистичную литературу.
Отец рассказал ему, что в Китае, где часто запускают воздушные змеи по праздникам, существовало и наказание, когда к бумажным змеям привязывали человека, чтобы его казнить таким образом. Подобное происходило пятнадцать веков назад.
В период обучения в третьем классе Валерий, продолжая интересоваться птицами и летающими насекомыми, начал изучение самолётов с истории возникновения и развития авиации. О первых летательных аппаратах он читал с упоением и перечитывал, понравившиеся ему истории и жизненные моменты.
Его одноклассники, видя в нём большие по их меркам познания, часто просили поделиться информацией о насекомых и о птицах.
По этому поводу его мать сообщила, что полученные информация гораздо лучше усваивается и откладывается надолго в память, если ею делиться с другими людьми.
Библиотекарь нашла для него материал об изобретателе Аббас ибн Фирнасе, который в 875 году сконструировал аппарат, представляющий собой каркас с крыльями из шёлка. Это происходило вблизи города Кордова, что находился под властью арабов. Благодаря потокам воздуха летательный аппарат планировал в воздухе около десяти минут. Но приземление прошло неудачно и учёный получил серьёзные травмы. Конструктор сделал тогда вывод, что для более успешного приземления летательному аппарату обязательно следует добавить хвостовую часть.
В четвёртом классе Валерий уже мог читать достаточно сносно, и библиотекарь познакомила его с мифом Древней Греции о Дедале и Икаре, а также о летательных средствах в древнеиндийском эпосе.
Как Валерий узнал, побывавшей в его руках литературы, наиболее безопасными при начальном воздухоплавание считались воздушные шары с нагреваемым воздухом, которые применялись и при боевых действиях враждующих сторон.








3. Средние классы школы

В пятом классе Валерий решил обобщить и проанализировать все полученные им знания.
Оказалось, что насекомые, птицы и самолёты с вертолётами отрываются от земли благодаря крыльям. Лишь воздушный шар и дирижабль стремились вверх по причине более лёгкого удельного веса по сравнению с окружающим воздухом.
Воздушные шары и дирижабли исследователей, которые жертвовали собой ради науки, в XVIII и XIX веках пролетали расстояния 8 - 24 километра, но всё же преодолевали земную гравитацию.
Оказалось, что как двести с лишним лет назад и сегодня запускают аэростаты для изучения атмосферного пространства.
Получив такие результаты Владимир не закончил свою исследовательскую работу. Он продолжал выискивать сведения о полётах над поверхностью Земли.
Так оказалось, что великий итальянский куцец и путешественник Марко Поло в четырнадцатом столетии считал, что в Китае имелась очень вероятная возможность поднимать в воздух человека при помощи воздушного змея.
Валерий, углублённо читая книги о самолётах, о самолётостроении, о лётчиках и пилотах, изучал всесторонне их биографии и обратил своё внимание, что бравые пилоты всегда имели хорошую спортивную форму, хорошую физическую подготовку, а не являлись дрищами вроде Павла Воли из «Comedy Club».
В связи с этим Валерий попросил отца купить ему две гантели по три килограмма и начал активно заниматься в домашних условиях улучшением своего физического состояния. Отец и мать старались помочь сыну в этом и радовались за него.
За несколько месяцев он стал крепким парнем и продолжал домашние физические упражнения. Его положительные успехи по физической подготовке заметили многие, и школьный тренер по борьбе самбо предложил ему записаться в секцию, но Валерий отказался, так как очень много времени у него уходило на прочтение литературы в избранном им направлении.
Планомерно изучая литературу Валерий понял, что первые воздухоплавательные дирижабли оснащались паровыми двигателями и даже электрическим двигателем. Пионерами в этом деле оказались французы.
А в 1882 году у Красного Села вблизи Санкт-Петербурга Александр Фёдорович Можайский испытал свой самолёт с двумя паровыми двигателями. Частично управляемый самолёт смог оторваться от Земли, но завалился на крыло и рухнул. Финансовые затруднения остановили дальнейшие исследования первого самолётостроителя Российской империи.
Однажды во время летних каникул отец пришёл с работы с картонной коробочкой. Оказалось, что он попросил знакомого товарища по работе купить модель планера, какой надо собрать самостоятельно.
Отец вручил подарок Валерию со словами:
- Надеюсь ты приложишь все усилия, чтобы собрать модель планера и провести доброкачественные испытания.
- Как я рада! – воскликнула мать.
- Большое спасибо, папа и мама. Обещаю сделать всё согласно прилагаемой инструкции.
Валерий в этот же вечер прочитал, что и в какой последовательности необходимо сделать. А следующим днём в комнате на полу разложил тонкие реечки и плотную бумагу, которой надо было обклеивать фюзеляж и крылья. Он несколько аз всё перепроверил, а когда отец вернулся с работы, показал ему и получил одобрение.
Отец посоветовал:
- Чтобы работать одним клеем, лучше начни клеить завтра утром, при этом не спеши и старайся клеить аккуратно.
Валерий так и поступил. – Рано утром после ухода отца с матери на работу на завод Валерий вновь разложил на полу модель летательного аппарата, ещё раз проверил всё ли в порядке согласно инструкции, после чего открыл тюбик с клеем.
Клей он аккуратно намазывал кисточкой и снимал излишки клея.
Он получал удовольствие, приобщаясь к строителям воздухоплавательной техники.
Когда отец и мать вернулись с работы планер оказался полностью склеенным, только подсыхал клей. Отец внимательно сверил с прилагаемой инструкцией и похвалил:
- Молодец, всё собрано чётко - один к одному. Теперь торопиться не надо, в инструкции сказано, что лучше подождать сутки для затвердения клея. У нас сутки будут завтра вечером, но я предлагаю не трогать модель планера до послезавтрашнего утра, когда в субботу мы с мамой будем выходные и все вместе посмотрим на полёт твоего детища.
Так и решили.
Субботник утром после завтрака семейство отправилось на близлежащий пустырь, где нашли бугорок повыше, с которого и произошёл запуск модели.
Планер летел ни вверх, ни вниз, а примерно параллельно земле. Все трое смотрели на полёт, затаив дыхание, как на чудо.
Наконец приятное молчание прервал отец:
- Валера, беги за планером, когда он начнёт падать, постарайся подхватить его руками, чтобы он крылья не поломал.
Вторично Валере говорить не пришлось, он со всего духа бросился по земле догонять планер, догнал и какое-то время они двигались одним курсом, но вот планер начал снижаться и приземлился прямо на ладони Валерия.
- Как здорово, давай ещё запустим, - обратился он к отцу.
- Сейчас удача сопутствовала нам, но если бы он упал оземь, то наверняка что-либо в конструкции сломалось бы. Поэтому я предлагаю, давай завтра пойдём на песчаный карьер, где сможем запустить его повыше и летать он сможет подольше пока он цел и невредим.
Следующим солнечным утром опять после завтрака отец и Валерий со своим детищем в руках прошли пешком пять километров и взобрались на самый верх разрабатываемого карьера.
В этот воскресный день работы в карьере не велись. У тружеников отмечался выходной. В карьере никого не было кроме сторожа, который охранял оставленную технику: экскаватор и самосвал. Сторож находился в маленьком домике, оборудованном буржуйкой, и по всей видимости он подогревал еду или кипятил чайник, так как из металлической трубы не большого диаметра шёл слабый чуть голубой дымок.
- Папа, запусти ты планер, у тебя лучше получится, - попросил сын.
- Возможно лучше, но тебе надо самому запустить его, чтобы лучше эти прекрасные мгновения остались в твоей памяти. Пускай его без особых усилий – он должен попасть в потоки восходящего воздуха.
Валера последовал совету отца, но планер вначале пошёл на снижение, и лицо Валерия погрустнело.
Но вот бумажно-деревянный склеенный планер принял горизонтальное положение, немного пролетел таким чудесным образом и вдруг стал набирать высоту.
Валерий восторженно закричал:
- Папа, смотри он идёт вверх, он поймал нагретый Солнцем воздух.
- Да, полёт хорош, - согласится отец.
- Смотри, как долго он летит.
- Да, пересекает весь карьер.
- Но вот он снова летит почти горизонтально.
- Это потому, что он пролетает над полоской земли, куда отбрасывает тень хвойный лес.
- Ой, он пошёл на снижение.
- Это понятно.
- Он врезался в самую верхушку самой высокой ёлки.
- Запоминай это дерево, мы пойдём к нему.
Пока они пробирались над обрывом карьера видели, как планер соскользнул на мощные лапы соседней ёлки. Снизу вверху ничего не просматривалось. Они нашли могучую высокую ёлку, на планер лежал чуть в стороне под раскидистой кроной вековой сосны. Бумага почти вся оказалась порванной, а реечки конструкции почти все – поломаны.
Видя сумрачность на лице сына, отец попытался утешить:
- В общем-то к этому надо быть готовыми. Так же случалось и первыми самолётостроителями.
- Мы сможем его восстановить?
- Теоретически сможем, но он обязательно станет более тяжёлым после ремонта и вряд ли сможет показать подобные достижения.
- Что же теперь делать?
- Давай мы захороним его здесь, через несколько лет он сгниёт и лес получит некие удобрения для своего роста. Мужайся сынок. Будем считать, что вс1 прошло хорошо.
- Почему?
- Мне вспомнился Алексей Максимович Горький.
- С ним что-то произошло?
- Как-то на острове Капри ему на шляпу наделала птица мира. Он снял шляпу внимательно посмотрел на птичий помёт и сказал: «Хорошо». – «Что же тут хорошего?» - спросил его спутник. – Горький ответил: «Хорошо, что коровы не летают». То есть, при любых неприятностях имеется что-то положительное.
- А что положительное у нас? – удивился Валерий
- Мы можем себе представить, что над карьером летел настоящий планер, а мы с тобой находились на его борту.
- Такое можно представить, - согласился Валерий.
- Значит, хорошо, что это оказалась всего лишь модель планера, а не настоящий с нами на борту.
- А что скажем маме?
- Скажем, как всё происходило. – Скажем, что полёт прошёл успешно, даже замечательно, но планер улетел в далёкие края и его окончательная судьба нам пока неизвестна.
- То есть не скажем, что закопали его под мхом?
- Сам посуди, сынок, стоит ли огорчать лишний раз нашу драгоценную маму, тем более, что лесные зверюшки могут откопать останки планера, он ведь издаёт свой запах с клеем.
Мать встретила героев самолётостроения и испытательного процесса горячим вкусным праздничным обедом с ароматом, вызывающим желание сесть за стол без промедлений. Валерий подробным образом расписывал прекрасный полёт модели планера с нескрываемым восхищением.
Окончание его впечатлений досказал отец, пояснив, что планер вознёсся выше далёкого леса, где впоследствии и исчез.
Мать поздравила мужчин с очередной победой и предложила:
- Валерий, сейчас продаются маленькие модели самолётов, может быть следует их приобрести или собрать из конструктора какой-либо самолёт и подвесить его к потолку. Нам или нашим гостям приятно будет взирать на красивую модель.
- Видишь ли, дорогая мама, модельки самолётиков мало меня интересуют, и лишь смогут собирать на себя пыль окружающего пространства. Ты же знаешь, что мысли мои совсем иные. Просто на пути к осуществлению моих задумок считаю необходимым знать основы иных путей преодоления земной гравитации.

В шестом классе учители биологии и физики, прослышав о воздухоплавательных наклонностях Валерия, решили это использовать и просили его выступить перед классом. Биолог предложила рассказать о насекомых и птицах, а учитель физики о первых полётах на самодельных воздухоплавательных средствах, о конструкциях шаров и дирижаблей.
Валерий охотно делился своими познаниями, понимая, что этим он укрепляет свои познания. Своими рассказами он заслужил авторитет, как у однокашников, так и учителей.
Но учители пошли намного дальше своих первоначальных предложений. - Они просили Валерия выступит со своими познаниями в параллельных классах, на что он согласился без дополнительных упрашиваний.
Учители со своей стороны наградили Валерия пятёрками.
А он продолжал изучение самолётов и охотно делился найденными знаниями со своими сверстниками.














4. Старшие классы школы

Читая различную литературу, Валерий не упускал главную нить своих исследований и познаний – преодоление притяжения Земли, преодоление земной гравитации.
Он ознакомился с попытками создания ранцевых летательных аппаратов с применением ракетных и турбореактивных двигателей, достижения которых оказались незначительными. Вес установок измерялся десятками килограммов, но в полёте они находились в пределах минуты, поскольку запас топлива двигателей ограничивал время и дальность полёта.
- Это ложный путь небезопасный для человека со слишком мизерными результатами, - размышлял Валерий, - ведь имеются гравитационная сила и антигравитационная сила, и вопрос заключается в том: каким образом их возможно использовать в мирных целях?
Он читал прежде, что существует левитация, что означает легковесность. Именно теперь он захотел узнать немного больше общих фраз о данном виде преодолении гравитационного поля Земли.
Валерий познакомился со случаями левитации представителей индуизма, буддизма и представителей средневековой католической церкви. Все они входили в глубокий религиозный транс с изменением сознания, что показалось Валерию сомнительным и малоперспективным для широкого использования данного метода, тем более, что в большинстве случаев левитирующий лишь ненамного отрывался от Земли, преодолевая гравитацию. В крайне редких случаях левитирующий перемещался над поверхностью Земли, и некоторые считают, что в этом деле важен вес тела.
Некоторые специалисты относят левитацию к мистическим явлениям. Другие считают, что неким феноменальным образом уменьшается вес человека.
Когда монахиня, левитируя, оторвалась от поверхности пола на три сантиметра, ей захотелось взлететь выше, поэтому она отрезала нижнюю часть рясы из тяжёлой ткани и оторвалась от пола на 15 сантиметров. Именно так, как утверждают знающие люди, появилась первая мини-юбка – познакомился с теорией Валерий. Монахиня предположила для себя, что если она разденется полностью, то сможет головой упереться в сводчатый потолок её кельи.
Средневековые католические инквизиторы значительно преуспели в том, что предпочитали сжигать на кострах левитирующий людей, считая их пособниками дьявола.
В нашей стране левитацию демонстрировал известный представитель Белой Магии колдун Юрий Лонго.
Левитация современным научным содружеством не понимается, она не вписывается в научные каноны современности.
По прочтённым материалам Валерием магнитная левитация может осуществиться при определённых отличных от обычной жизни условиях и оперирует незначительными массами тела. Она может рассматриваться, как второстепенная вспомогательная.

После окончания девятого класса на очередные летние каникулы библиотекарь дала ему книжку о Константине Эдуардовиче Циолковском, которая очень заинтересовала Валерия. Он даже попробовал повторить его опыт на лесном озере. С плота из нескольких брёвен он сбрасывал с плота в воду подобранные в лесу крупные суки деревьев или коряги, в результате чего плот двигался по озеру.
Знакомство с К. З. Циолковским привило интерес к ракетам, о чём литературы оказалось гораздо меньше, чем о самолётах. К. З. Циолковский рассматривал ракеты, как средство передвижения в космическом пространстве. Он предполагал, что именно ракеты позволят совершать космические путешествия к иным планетам и к иным звёздным системам.
Мечтатель планировал строительство цельнометаллического дирижабля, для подъёма которого в воздушное пространство предполагал использовать тепло работающих двигателей.
Именно К. Э. Циолковский создал теоретическое обоснование выхода человечества в космическое пространство с помощью реактивных приборов. А далее им рассматривалось заселение людьми планет, в том числе в иных звёздных системах. Но фантазёр отрицал теорию относительности и ограничение скорости ракеты скоростью света.
Первые ракеты появились ещё до нашей эры в Восточной Европе и в Китае, когда они применялись исключительно в военных целях против монгольских захватчиков.
Ракетами занимался и изобретатель Никола Тесла (1856-1943 гг.), когда проектировал устройства на реактивной тяге.
В 1957 году первая в мире баллистическая ракета, созданная под руководством С. П. Королёва, вывела на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник Земли.
Ракеты стали использовать и в народнохозяйственных целях для метеорологических наблюдений и даже для изменения погодных условий.
Одновременно с боевыми ракетами в некоторых странах развивалась и космонавтика, причём дошло до того, что на околоземных космических кораблях начали путешествовать туристы.

В следующем году, видя потуги сына, мать полушутя полусерьёзно вспомнила:
- Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.
- Благодарю, - ответил сын и принялся анализировать перемещения по воздуху чудищ, отражённые в народных сказках.
Первым делом он рассматривал Огнедышащего Трёхглавого Змея Горыныча. Тот взмывал в воздух при помощи крыльев, а головы, исторгающие пламя, скорее походили на тормозные и рулевые вспомогательные агрегаты. Энергию для своей деятельности Горыныч добывал, поедая людей, при этом больше остальных ему нравилось употребление молодых девушек и женщин.
Ведьма использовала для перемещения метлу, на которой восседала верхом. Помело напоминало небольшое сопло маленького ракетного двигателя, для которого требовалось топливо, как и для ранцевых агрегатов, какие далёко не могли лететь из-за ограничения горючим веществом.
Баба яга в Ступе представляла больший интерес, поскольку преодоление земного гравитационного поля происходило без крыльев и видимых двигателей. А изменение центра тяжести внутри Ступы осуществляло повороты вправо-влево или опускание, или набор высоты.
Некоторый интерес вызвал и ковёр-самолёт, скорость передвижения которого ради безопасности не представлялась сколько-нибудь высокой. При этом налицо имелось преодоление земного притяжения.
Вспомнил Валерий и чёрта, который вознёс в небеса кузнеца Вакулу для путешествия в блистательный Санкт-Петербург.

Валерий рассуждал в соответствии с полученными в школьный период знаниями о силах, действующих на человека:
Первая. - Согласно закону Ньютона, сила действия равна силе противодействия. Поэтому притяжение гравитационного поля Земли уравновешивается притяжением объекта, в том числе человеком.
Вторая. - По закону Архимеда на тело, погружённое в газ или в воду, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненного газа или воды. Данной силой в расчётах можно пренебречь ввиду её малого значения по сравнению с гравитацией.
Третья. – На человека действует магнитное поле Земли. Наука доказала, что в организме человека находится железо в количестве примерно равном нескольким гвоздям. Этой силе человек не может противопоставить ничего, без применения каких-либо средств. Он делал расчёты, и, оказалось, что можно сконструировать аппарат по преодолению магнитного поля Земли, но сооружение выйдет громоздким, сложным и тяжёлым для создания в домашних условиях.
Четвёртое. – Биополе человека позволяет оторваться от поверхности Земли в малых пределах. Но этому обучаются годами усердного изучения религиозных наставлений. При чём положительный результат не гарантирован.

Такой расклад не обещал каких-либо быстрых доступных и однозначных перспектив.









5. Создание управляемого макета

В процессе новогодних праздников, его внимание привлекли гиревые маятниковые часы. – Ведь маятник, преодолевая земное тяготение, поднимался немного вверх по отношению к поверхности Земли.  Затем под действием силы тяжести замирал, уходил вниз и снова поднимался вверх уже в другую сторону – вновь преодолевал тяготение.
- Как же я раньше этим не заинтересовался, - корил он себя.
Валерий старался разобраться в этом феномене. Получилось, что притяжение гири к Земле (тяжесть её) способствовала маятнику преодолевать притяжение.
Юноша сразу подумал, что лучший эффект преодоления гравитации получится, когда шары побегут по круглому кольцевому неметаллическому жёлобу, как в трубе. Если стальные шары с помощью гальваники покрыть медью, а вдоль кольца по окружности проложить цепь медных проводков, то перемещаясь или пробегая мимо этих проводков омеднённые шары вызовут индукционный процесс в проводках. То есть выработается электрический ток, который можно трансформировать и который в состоянии вращать движитель подомного аппарата. Чтобы процесс движения шариков по круговому жёлобу оказался непрерывным, у верхней части жёлоба следует расположить электрический магнит, который будет работать периодически, помогая шарам взбираться на верхнюю точку кольца и начинать их путь вниз под действием гравитации. Магнит станет работать от аккумулятора, который подзаряжается от получаемого электрического тока самой установки.
Осуществит задуманное помог отец, который работал на градообразующем предприятии и фрезеровщиком, и токарем.
Для первоначального макета Валерий соединил два вертикальных диска с шарикопроводами по краям, а между ними расположил цилиндр с электродвигателем, от которого вниз уходила ось с лопастями от вентилятора.
Вечером выходного дня прошло первое испытание установки в семейном кругу в большой комнате, которая послужила залом со стартовой площадкой. Валерий при помощи дистанционного пульта управления включил электромагниты дисков. Шары медленно разгонялись, набирая обороты, затем начал вращаться трёхлопастной винт движителя и, когда он набрал обороты, произошло отделение агрегата от домашнего ковра-паласа. Установка медленно, как бы раздумывая, на незначительной высоте зависла над полом комнаты. Валерий на с помощью пульта управления увеличил скорость движения омеднённых шариков по круговому жёлобу. И тогда установка пошла вверх вертикально. Валерий не успел вовремя уменьшить скорость, и установка врезалась в белый потолок. Изобретатель пультом выключил установку и поймал её подающую на заранее приготовленную подушку, чтоб летательный аппарат не разбился вдребезги.
- Как хорошо, что люстра не пострадала! - воскликнула мать.
Отец ответил:
- Мы все сейчас присутствовали на старте чрезвычайно важного грандиозного открытия. Признаюсь, я не совсем верил осуществление твоего проекта, сынок. Теперь надо улучшить систему управления и уделить внимание движителю, в частности винту. Следующее испытание проведём на улице, возможно в овраге, чтобы никому не навредить в случае аварийной ситуации.
- На самом деле, я очень счастлива, - произнесла мама Валерия. – Мне тоже хотелось бы посмотреть, как агрегат устремится в небо.


Рецензии