От языка разговорного - к языку мировоззрения

Разговорный язык, который мы используем в повседневной жизни, служит нам, в первую очередь, для коммуникации, для совместной деятельности. Но помимо чисто практических целей мы пытаемся с помощью языка осознать себя, свои чувства, понять природу, мир, смысл жизни.


Однако разговорного языка всегда оказывается недостаточно для формулирования таких глубоких и глобальных мыслей. Нас настолько редко правильно понимают при обсуждении этой темы, что большинство предпочитают избегать её. А единицы, которые всё же берут на себя смелость поднимать столь трудную тему, как правило, оказываются под огнем критики.

Преследования и гонения, инквизиции и войны – что только не приходилось пережить людям. Но, несмотря ни на что, человечество не прекращало попытки выразить словами истину.

История человечества – это трагическая и героическая история формирования и развития языка мировоззрения – языка, который не служит для практических нужд, но необходим для понимания собственных чувств, природы, истины. На нем не говорят в повседневной жизни, на работе, в семье. Этот язык не предназначен для общения, обсуждения, он служит для самосознания, саморазвития и эволюции.

Попытки создания языка мировоззрения привели к развитию религиозной, философской и научной мысли. Но всякая попытка говорить об эволюции, анализировать её теоретически, выглядит словоблудием, если говорящий САМ на деле не воплощает замысел жизни. Слово должно быть неразрывно связано с делом, только тогда оно является истиной. Мы не сможем создать язык мировоззрения без наличия культуры саморазвития, без следования природному закону самоорганизации.

Американский лингвист Дэниел Эверетт все время подчеркивает: в основе языка лежит культура, т.е. образ жизни, организованная жизнедеятельность народа. Чтобы понять язык, надо в первую очередь погрузиться в культуру, в жизнь народа – в саму «материю» языка. Именно там содержится львиная доля невысказанного словами смысла.

Эта простая мысль имеет на самом деле огромное значение, и не только в лингвистике. Будучи по образованию программистом, занимаясь информатикой, я, так же как и Дэниел Эверетт, считаю неправильным исследовать язык в отрыве от жизни, от деятельности, а информацию – в отрыве от природы, эволюции (самоорганизации материи).

Задача языка мировоззрения – не в том, чтобы сказать, а в том, чтобы ВОПЛОТИТЬ. Бесполезно подыскивать разговорные слова и придумывать новые термины, если мы не планируем создать культуру саморазвития, воплотить в реальности образ жизни, мир, соответствующий этому языку и этим высоким нравственным идеалам. Если мы (каждый из нас) не намерены сами стать примером и воплощением в числе первых.


Рецензии