Память..

  Не могу точно сказать, когда же произошел у меня первый всплеск памяти ..Это была как вспышка яркого луча фонаря в ночи ,охватившая на мгновение картину бытия, картину появления моего на свет божий..
  Спаханное ровное поле, тянущееся до самого горизонта.. На землю теплую что-то постелено, рядом стоит что то, и в тени этого что-то сижу я.. Светит яркое ,теплое ,ласковое Солнце прямо в лицо ..Из-за этих ярких лучей не могу поднять глаза в вышину ,даже открыть их ,-где заливаются жаворонки, много жаворонков ..На поле пылит трактор ,таща за собой чего-то ..На этом " чего-то " стоят люди ..то ли отец, то ли мать, не знаю ..но очень знакомый силуэт.. Потом провал, аж до 5-6 лет.. Перед школой память вернулась ,во время " учения " меня братьями и его друзьями писать на заборе неприличные слова ,мелом ..я опять себя нашел..
  Память.. Смог бы я жить без неё сейчас ,без прошлого ?
  Детство моё прошло в маленьком родительском доме ,по размеру чуть больше бани . В избенке жили все ,буквально все ,-родители, мы,- дети ,семеро "ртов "..А когда телилась корова наша единственная ,и для теленка в уголке место отводилось, отгораживалось.. Ранней весной ,под большой деревянной кроватью родителей, гуси выводили свое потомство ..
  И каждый день просыпаясь на полу ,-где обычно все мы ,дети спали ,-когда Солнце уже освещало комнату ,начинали за стеной, на улице чирикать воробьи ,ворковать на крыше голуби.. Петух наш, "саттарский" ( как отец называл нашего петуха, разноцветного..) пел хлопая крыльями ,предупреждая соседского соперника ,-"не сметь подойти к моему " гарему "..Лежа слушал как попискивают под большой деревянной кроватью гусята вылупившиеся ,и шуршала соломой ,шипела как "змея "гусыня поправляя свое гнездо ,затаскивая обратно свисающую солому в корзину ,пение сверчка за печкой ..Смотрел как облизывается теленок в загородке , в углу засовывая длинный свой язык прямо в ноздри  ,иногда мыча-зазывая ,кто бы покормил.. Но, дома никого не было  .Родители на работе ,старшие братья и сестры уже в школе.. а сестру младшую мать с собой брала ,мне её не доверяли.. Я лежал, лежал ,о чем то думал, мечтал, опять засыпал ..пока еда оставленная на столе для меня ,под полотенцем ,не начнет защекотать моё обоняние.. Как это было давно,- а воспоминания свежи,-словно и сейчас там, в тех днях я, в теплых ,душевно спокойных..
                ЮНОСТЬ..
  Уже потом ,когда учился в начальной школе ,снился мне сон часто ,один и тот же сон.. Будто в деревню пришли фашисты ..Группа автоматчиков гонят людей ,я убегаю ,а ноги не идут, не могу оторвать от земли-тяжелые такие ,и они меня догоняют стреляя -строча на ходу ,я падаю ,они догоняют ,один из них направляет автомат на меня ..я кричу ,плачу ,прошу не стрелять " не надо ! "..Никто меня не слушает ,подходя один из них дает очередь из автомата ..Я замолкаю ,ничего не чувствую ,они смеясь подходят ,пинают по ногам ,проверяя ,говоря по своему," жив ,или нет ?".. Я ,все это вижу ,будто откуда то сверху ,со стороны ,сердце бешено колотится ,всхлипывая, вздрагивая  просыпаюсь ..И лежу, всхлипывая ,шмыгая носом , радуясь ,думая про себя ,что это "слава богу всего лишь сон .." Все спять ,а я нет ,хочется будить кого ни будь из братьев и рассказать им про страшный сон.. Но, не удобно ,не осмеливаюсь. Лежу открытыми глазами ,долго не могу уснуть ,боясь ,что если усну ,опять этот кошмарный сон повторится -опять фашисты вернуться..
   Позже выяснилось, что у меня болели ноги ,ныли ..Последствия болезни матери,- семнадцатилетней девчонкой полученные во время войны ,на мобилизационных, оборонительных работах, -передалось и нам ,детям..
   " Ревматизм "," полиартрит" ..Слова эти услышал ещё тогда ,в детстве ,в первый раз, но не знал ,не понимал ,что болезнь это передается по наследству ..
  Вот так война " откликнулась ",коснулась и нас ,словно взрывной волной " опалила " ,оставив след на здоровье не только родителей и на нашем.
    Летом ,мать перемещала место обедов во двор ,чтоб в дом жару " не нагонять ",иначе дом в парилку превратиться ,спать будет невозможно.. И самовар тоже,-он  возвышался на специальном помосте, во дворе .Такую мелкую работу ,как подготовка дровишек для растопки самовара мать поручала мне , подзадоривая ," вот, сынок подготовишь чем кипятить чай ,блины испеку ,будем с тобой пить чай .."..А я, и рад стараться ,на велик и в сосновый бор за шишками ! Потом мы пили чай ,с блинами, макая их в  настоящие сливки, с вареньем из черёмухи. А черёмухи у нас ,в наших лесах было целые массивы ! Село наше расположилось по правую сторону реки ,а по левую сторону лес из одной  черёмухи ,далее, вниз по течению ,где стоит последняя изба " нижней " улицы, начинается сосновый бор ! Ах, какой аромат стоял в селе когда цвела черёмуха, вперемежку смолой сосновой," хоть на хлеб мажь.." говаривали взрослые .
   .. Однажды ,во время подготовки дров ,колки маленьких чурочек ,обнаружил на топорище какие-то красные пятна ,брызги ,следы засохшие от пальцев.. словно его пытались подкрашивать в красный цвет, и , вымазав пальцы в краске ухватились за топорище. Задавать кому-то вопрос ,что это ,откуда ,не осмелился ..Пока сам не увидел ,случайно..
  Как то отец ,приходя с работы взялся колоть дрова ,перед домом ,у ворот ,куда обычно сваливали привезенные бревна . Ужин ещё не был готов ,( так как мать тоже работал в колхозе..),а он без дела не мог сидеть.. А пилили мы их все вместе ,двуручной -пилой ..Вот, колит-колит отец ,слышно как стучит топор ,отлетают полешки ..И вдруг начинает материться ,да так смачно ,по русски ..А я сидел на крыльце веранды и вырезал из клубня сахарной свеклы игрушку -трактор ,и конечно все слышал. Подбежал к воротам и стал наблюдать в щелочку ,что случилось, что же происходит ..Оказывается во время колки дров у отца на руке открылись от напряжения раны .На правой руке у него не было трех пальцев -война отняла говорил он, на вопрос ,почему их нет ," фриц откусил..", переводя на шутку вопрос .. Швы открылись ,кровь сочилась ,брызги летели во все стороны .Он ,нет-нет да останавливался и вытирал о подол фуфайку руку и дальше колоть .Вот так несколько раз, и наконец  психанув забросил топор в кучу из чурок зашел домой ,крича с порога ," мать ,найди ка там что ни будь перевязать руку ..". И мать выскакивала из дому на ходу разрывая какую ни будь белую тряпку, и перевязывала ему руку причитая ," что ж ты так ,не можешь подождать ,пока заживет".. Отец видя как я смотрю на его красную руку ,испуганно ,сжавшись весь ,говорит мне, " Ниче улым *, ,заживет ,пройдет..",- будто извиняясь ,что заставил переживать, с такой ноткой в голосе ,с таким воодушевлением ,что пальцы его когда ни будь отрастут ,и все будет хорошо..
                ПЯТИСТЕНКА..
 
 В начале 60х ,подросшие братья и сестры начали помогать родителям ,работая в колхозе во время каникул ,на разных подсобных работах. Вот тогда и наверное впервые наши родители облегченно вздохнули . Появилась неподдельная улыбка на их лицах . Моложе ,жизнерадостнее стали что ли как то .Глядя на них и нам стало веселее ,не тягостно.. Построили без помощи колхоза ," на свои кровные ",-говорил отец гордо,- новый дом -пятистенку ,с кухней с большой русской печкой ,многофункциональной.  Тогда в колхозах ,то что заработано -деньги ,зерно ,всякие натурпродукты выдавали в конце года ,после сборки урожая и сдачи его в закрома родины . А течение года работников авансировали . С таких вот " больших, длинных " денег и построили дом.
  А дом нам ставил мой дядя, двоюродный брат отца ,мастер на все руки ,плотник ,столяр ..и охотник ..Он то меня и приучил в своё время к охотничьему "безделью ",как выражался наш отец про охотников-" убивающих время ".Помню тот радостный момент, дядя сидел на срубе -начали стелить потолок . И он на всю улицу ,громко просил отца ,что мол неси ,копеек каких ни будь ," будем ложить матку .."..
  Каждый год ,осенью ,перед школой все мы вместе с родителями ездили в райцентр за покупками -переодевали нас ребятишек с головы до ног, во все новое ,пахнувшее фабричными запахами ..
  Помню как сейчас ,в один год ,кроме покупок для нас ,привезли родичи на колхозном газике радиоприемник " Эфир ",швейную машинку ,шкаф -шифоньер .. Вот была радость для всех нас ! В эти дни ходили мы сбросили словно тяжелую ношу с плеч давившую годы, гордые ,воодушевленные, сверкающими глазами . Целыми днями проигрыватель крутил пластинку с частушками Мордасовой, сестры крутились возле швейной машинки пытаясь научится шить простенькие вещицы, шифоньер заполнили одеждой ..В первые дни после таких " оптовых " покупок и на улицу даже не выходили - не отпускала радость бытия.
   И именно тогда ,когда стали жить хорошо ,родители наши начали вспоминать в непринужденной обстановке ,за праздничным столом ,как жили раньше .. Какие супы варили с лебедой и крапивой ,как собирали ночами на колхозных огородах мерзлую картошку -паданку ,набившую " оскомину ". Отец выжимая улыбку ,с переполненными глазами ,полные слез, рассказывал ,как однажды шел с работы ,и никак не мог дойти ,обессиленный ,опухший с голоду ." Иду, иду и падаю ,голова кружится ,карабкаюсь ,встаю на четвереньки ,хватаюсь за частокол ,как пьяный ,и так мало-помалу держась за него , боясь ещё вдобавок ,не увидел бы кто , подумают то чего..". Мать заподозрив неладное выбегала и помогла дойти ,подставив плечо ..А Мама вспоминала как её 41м увозили на " полуторке" на оборонные работы.. где была, какие работу выполняли,  как однажды не выдержав невыносимо тяжелый труд ушла, ночью пешком домой .. -Только пришла ,одну "ноченьку " ночевала ,на следующий день уже машина под окнами стоит "бибикает".. "Понятливые начальники попались" ,не посадили, только об сказали, объяснили  что может за такое деяние..  На этот раз увезли подальше ,на запад. Сплавляли лес по реке ,под Лебединском ,копали противотанковые рвы .."По реке льдинки плавают ,мы, все молоденькие девушки баграми вылавливали лес ,вытаскивали на берег.. подоткнешь подол платья в нижнее белье и в воду ,зуб на зуб не попадает ,что делать ,надо ".. Последние годы жизни она все жаловалась ," Ноги болят сына ,ноют, мочи нет.." ," затопите ка баньку ,посижу попотею, без неё родимой давно б померла .." А банька у нас была отменная ,"первостатейная ",белая ,из осиновых брёвен срубленная, с прихожей просторной !В прихожей  была пристроена широкая лавка -кровать . Мать любила после мытья ,на этой кровати полежать " приходить в себя ",обсыхать . Отец иногда нас отправлял проверять ,говоря ,Ну ка ,сходите кто ни будь ,постучите ,проверьте ,что то долго нет матери то ," жива ни жива,-улыбаясь исподлобья ,- не угорела ли часом ..? ".
Ведь  баню то топили кизяком ,да и печку дома тоже.. Дрова для нас слишком дорогое "удовольствие " было ! Хотя вокруг деревни были леса ,пилить ,заготавливать его для нужд не разрешали ..Конечно ,покупали дрова один раз в год ,в районном центре ,в " Гортопе",но ,этого было мало .Так что, основное топливо ,на все случае жизни били у нас -кизяки.. Да и по всей деревне ,у каждого дома ,почитай стояли "пирамидки " ,сложенные для сушки . Заготовка такого " топлива " лежала на нас ,на ребятишек . Отец ,на скорую руку из досок сколачивал " яму", объяснял нам ,что к чему ,сам на колхозную работу.. А мы, по всей округе собирали сухие "лепёхи" ,ведрами ,стаскивали их в яму ..Со стаек, из сарая ,старые подстилку из под домашней скотины тоже туда.. Вот, заливаем водой и все вместе ,всей толпой ,иногда с соседскими ребятишками, начинаем босиком " месить " ..
Отец приходя с работы проверяет готовность этого месива, беря рукой ,ощупывая, дошло ли до нужной "консистенции" ,можно ли уже слаживать в формочки ,-может лепёх мало ,может соломы добавить.. После сушки ,эти квадратики или кругляшки перетаскивали под крышу ,в специально отведенное место.. Припоминаю случаи, когда соседи ,да и мы тоже, занимали друг у друга это топливо ..Отец записывал в тетрадку кому сколько ..Вот так было ,помню.. 
                " СОЦИАЛИЗМ "..

  Хлеба теперь у нас было много . Все работали в колхозе ,в колхозе миллионере. Меня тоже отец пристроил после четвертого класса ,управлять лошадью запряженным .  Последние годы он как бы заведовал конюшней в нашем селе . И упросил бригадира взять меня на подработку ..Приду с утра к нему ,он запрягает какого ни будь смирного "пожилого" коня, -у меня и сил и роста не хватало затянуть хомут,-и бабушек пенсионеров на подмогу, и так целый день на полях солому собирали ,после комбайна , и свозили к скирду на арбе высокими бортами.  Пшеницу и разного рода крупы на трудодни получали тоннами теперь ,излишки даже продавали , на рынке в районном центре, голубятникам. Все ,кроме младшей сестры были при деле.
   Мать славилась мастерицей по выпечке в селе ,пекла на заказ ,к свадьбам и разного рода торжествам булочки ,пироги ..И блины у неё получались отменные ,в русской печи ! Пшеничные, ржаные, гречишные, из пшена.. А Пшенную муку мы сами заготавливали . Во дворе стояла большая ступа в виде рюмки ,в неё мать засыпала пшена и мы ,ребятня по двое толкли,- деревянной палкой длиной с метр и толщиной сантиметров десять,- пока она не превращалась в муку . Пшенные блины очень вкусные, пышные  пока горячие ! А как остынут ,не прокусишь !  Потом их можно было есть только отпарив ,то есть когда варили картошку в мундире клали их сверху в чугунок .
  И сейчас ,когда на душе "морось от воспоминаний ,холодные дуют ветра.. ",я пеку блины с золотистой корочкой ,сам, и назло всему ,времени назло ,возвращаюсь к истокам своим . Хотя сейчас у нас нет нужды ,голода ,все равно вспоминаю я тех блинов -вкуснее их ,кажется нет на свете ничего..

                "ПОБЕГ"..
  После восьмилетки ,ребята наши, одноклассники мои с нашей деревни ,дружно, всей компашкой поступили в СПТУ, которое находилось рядом ,в райцентре ,где велось обучение на трактористов и слесарей по ремонту сельхозмашин, автомобилей. Парни и меня манили, мол ,айда с нами ,вместе веселее будет ..
  Но, мои документы были уже отданы моим классным руководителем в десятилетку ,которая находилось в 8 километрах от нашего села . Да ведь  там придется жить в интернате, одному с нашего села.. Меня это не прельщало.. Отец узнав, что в училище будут кормить ,одевать и обувать, да ещё плюс стипендия 10 рублей.. посоветовал идти  туда сказав ,"потом видно будет .."..И я поступил ,обрадовав моих товарищей -да и не хотелось мне оторваться от родителей одному ,так далеко .А тут в училище нас много ,и все свои ..Правда документы пришлось " выхаживать " с хорошими отметками ,не хотели отдавать ,уговаривали .. Надежды моего классного руководителя, " пророчества ,что "быть " мне " философом- писателем " таили . Она говорила мне наставляя, и родителям тоже ,что мне нужно учиться дальше : - Тебе прямой путь с твоим аттестатом и головой в среднюю школу и в ФилФак в г. Казань ! Землю пусть пашут те ,кто учился на " троечки " ,кого мы -уч. коллектив тянул " за уши " ,думая лишь бы их выпустить ,дать окончить школу..
 Вспоминается ещё вот что . Пишет наш класс сочинение- экзамены выпускные ,учительница родного языка стоя за моей спиной говорит :- Хватит уже Зуфар ,достаточно ,остановись ,на пять уже написал.. Класс был пуст ,я этого и не заметил, не мог остановиться ,писал и писал, думая ещё не раскрыл тему до конца.
  Учился в училище успешно ,даже назначили комсоргом группы .На стажировке работал а родном селе ,в колхозе на разной технике -пом. комбайнера, на МТЗ, на Т-4 " Алтаец".. Работали много, с раннего утра до выпадения росы на полях.
   Мать всегда меня жалела ,старалась беречь," любимчика", похожего на её родню сыночка ..и цветом волос и лицом . Начиная будить часа в четыре утра словами ," сыночек, вставай ,пора, дяденька бригадир уже был ,говорил куда идти на работу ..завтрак на столе ,твои любимые блины .."..А я, " сейчас, встану ,ещё маленько полежу .."..Иногда мама шла на хитрость ,говоря ," ой, улым *,время то уже 6часов .."..Я ,как соскочу, и давай одеваться ,как солдат "салага ",не попадая в штанину, чертыхаясь ,ворча ,почему не разбудили ? Она ,улыбаясь, иди мойся ,да садись завтракать, успеешь .. -Как же с вами иначе, опоздаете,  будет нам потом с отцом нагоняй от бригадира.
   И отцу меня было жалко, я видел это ,чувствовал. Он иногда рассуждал ,настраивая на отъезд ,вполголоса ,чтоб не слышал кто.. Ладно,-говорил он,- братьям ,сестрам куда деваться, кроме колхоза,- как бы советуясь ,-только в колхоз ,и нам нужна помощь ,зачем вас растим..? А вот, ты чего ,как мы ,всю жизнь с матерью, " горбатиться " будешь на колхоз ,получая копейки ,по уши в мазуте ?
  Однажды, после посевных ,как то сидя за столом объявил, держа кулаки на столе и пристукнув чуток.. Ну, хватит ! Мать ну ка собирай его на дорогу ! Увезу "мальца " к старшому ,вот я тут справку справил в поссовете, типа мы с ним съездим в гости к нему ,давно не были ,да внуков увижу за одно.. Пусть хоть он поживет по человечий .Брат наш старший тоже учился в том же училище в своё время ,но после армии в колхоз не вернулся . Сначала слесарил в Казане в трамвайном парке ,потом уехал в Сибирь ,по приглашению, новое предприятие открывать. Не говоря никому, почти тайно мы с отцом уехали. У брата была семья ,двое детей. И мне угол найдется сказал отцу брат ,по телефону -и ему будет с кем на охоту ходить ..Дети его малые ещё были .
 Стал работать на шахте ( Кемеровская область ),на лесном складе-катал лес ,для крепи шахтной. Удивлялся ,как же мой брат умудрился устроить меня на работу с одной справкой ,без паспорта !? Позже ,случайно узнал. На охоте, возле костра зашла речь обо мне с его друзьями .. И выпивший проговорился..- Во они где все ," высокопоставленные браконьеры " ! ( Он был общественным охотинспектором ..)Я лежал в палатке ,в спальном мешке, и все слышал.  Через некоторое время с ним поехали в центр, за паспортом ,где мне выдали паспорт- " картонку " на три месяца. По истечении трехмесячного срока, объявил инспектор я должен буду получить настоящий паспорт!
  А председатель нашего колхоза, оказывается уже вовсю ищет меня по союзу ! Шля письма во все направления ,с просьбой сообщить где я, и не выдать документа ,а отравить к месту прохождения отработки.. За подписью "Его" ,Героя Соц. труда ..Интересно " девки пляшут ",я то поступал в училище самостоятельно, без направления с колхоза !
  Через три месяца ,я получал настоящий паспорт ,зелёненький, новенький ,пахнущий типографской краской ! И капитан милиции с паспортного стола и спрашивает брата ," а с письмом то что будем делать ..? ".. Брат ," мне что ли тебя учить ,отправь обратно, с пометкой " адресат выбыл.."..
   Вот  так ,с легкой руки отца ,с маленькой " бумажкой "  -справочкой ,где указано было только ФИО, когда я родился ,где, в какой местности ,и по сей день проживаю по месту рождения -"оторвался" я от родимой земли ,мест ..
   И всё ж ,не стал я городским человеком ,оторванным от земли ! Искал  такие места для проживания ,где б были близко к дому ,квартире- лес, река ,поля луга -природа наша Российская - без них я никто..
 

                БАМ..
После службы -"армейки ",вернулся снова в тот же цех -на обувную фабрику -где работал до ухода в армию,  и где работали мой брат со снохой, куда они "переманили " меня ,ближе к себе ,чтоб за мной был " надзор " ,чтоб был на глазах, чтоб не " втерся " в плохую компанию ..(До армии ,работая ,окончил вечернюю школу -получил аттестат о среднем образовании.) Это было в то время, самый разгар строительства Байкало-Амурской магистрали . Конечно в стороне остаться от такой грандиозной стройки ,который был у всех на устах ,-я не мог, как комсомолец ,и вообще.. подзаработать нужно было ,пока молодой, не женатый. И мы, друзьями записались," завербовались " и уехали в Хабаровский край -на восточный участок БАМа. Работал как все ,даже грамоту за хорошую ," добросовестную " работу вручили. Работая в большом ," разношерстном " коллективе получил очень полезный урок -который мне в дальнейшей помог ориентироваться в разных жизненных ситуациях. Где бы не был ,где не работал, в каких краях ,везде и всюду интересовался природой этих мест ,,предусмотрительно изучал обитателей вплоть до бабочек ,букашек ..По выходным ,с товарищами по работе ездили в город Комсомольск на-Амуре ," пивка попить ", по магазинам денежек потратить - все мы ,работающие здесь были молодыми ,холостыми .. Вот ,едем на " барыге ", -так называли локомотив двумя-тремя вагонами ,-едем-едем и вдруг на поляну ,которая вплотную подходит к железке выскакивает встревоженная стая косулей ,"диких коз "..! Увидев поезд они останавливаются как вкопанные, и провожают нас ," диковинную " эту невидаль-машину неотрывным взглядом ..Едем дальше ,видим на болоте ,возле островка  лиственницы огромного лося, огромными рогами жующего водорослей ..или же на самой высокой в округе лесине сидящего глухаря ,застывшего как бы ," схоронившего " от нашего взгляда.. А ягоды здесь было ,видимо -невидимо ! Чуть шагнешь в сторону от тропы ,тут тебе и брусника ,и клюква.. и дичь непуганая, любопытная ..! И судьбу свою нашел я, по дороге на БАМ..И, оказался в Забайкалье-в тех местах, куда вся моя сущность стремилась -туда, если судить по прочитанным книгам ,-где и находятся близкие мне по духу природа - " страна "..
                ПОМНЮ..
   Могут спросить ,кому нужна эта сухая ,голая проза ?  Ни поэзии тебе ,ни музыки .. Воспоминания эти буду считать своевременными и полезными, если кто ни будь из нынешней молодежи о хлебе насущном задумается, об истории нашей страны ..И конечно не для того я ворошил свою память ,чтоб от кого то получить " благодарность ".Эта " сухая ,голая .." проза тогда была всюду в России ,в СССР ..Но это моя проза, мой мир ,моё прошлое ,- моя память ..
  Свежи ещё воспоминания те, что у нас всегда не хватало хлеба. Помню я, все помню.. Мать приходя с работы шла по темноте к соседям занимать краюху хлеба . Приходя накормив  всех принялась "за квашню " ,чтоб к утру был хлеб на столе ,свой, свежий.. Несмотря на недоедание ,соседский хлеб казался мне не вкусным ,постным .
 Как уже упоминал выше ,мать была у нас мастерицей ! Часто наблюдал за ней ,когда она " гоношилась " возле огромной русской печи ,разгоряченная ,красная вся от жары печки.. От неё исходила всегда такой силой ,неутомимостью ..! А как она вытаскивала хлеб из печи ! Осторожно ,обдувая с него золу ,как драгоценность ! Ставила хлеб на стол и поверхность его мазала подсолнечным маслом ,и накрывала льняным полотенцем . А в избе и во дворе стоял такой аромат ,что почуяв это все мы гурьбой бросались в дом . А мать успокаивала нас ," погодите же ,хлеб то ещё горячий..". Позже брала каравай левой рукой и прижав к груди отрезала каждому по душистому ломтю ..Какое это было время ,какое счастье, наслаждение ..! Я всегда удивлялся ,когда же она отдыхать успевает ,когда спит ..? Мы все ложимся спать, она все хлопочет по хозяйству ,просыпаемся уже на ногах ,и на столе завтрак ..! 
  Теперь я знаю откуда у меня привычка ,после еды собирать со стола хлебные крошки и забрасывать в рот.. Родительский пример.
                ЖУРАВЛИ

  Картошка для нашей большой семьи имела очень большое значение ,-воистину была вторым хлебом ! Садили её много ,почти весь приусадебный участок был занят её ,соток аж тридцать ! Копали её, милую когда наступала бабье лето ,когда дни стояли теплые, безветренные ,какие -то мягкие ,услаждающее зрение и слух время ..И почти всегда в это время через нашу деревню пролетали на юг журавли .Летели они довольно почтительном расстоянии ,и все равно их голоса призывные ,отрывисто доходили до нас .Все мы ,не сговорившись ,бросая копку в эти минуты ,провожали их взглядом не меркнувшим ,пока они совсем не скрывались из виду .Наша мама очень любила журавлей ,и это время.. Мне казалось ,она дольше всех стояла приложив обе ладони ко лбу ,прищурив глаза ,их уже не видно ,не слышно было ,она все стояла и стояла-словно забывая где она, здесь, с нами ,или в небесах ,с ними ,в журавлином клине.. На вопрос ,когда мама у тебя день рождения ,отвечала ,"не знаю точно ,мать моя, -бабушка ваша,- говаривала ,родилась я  осенью ,когда начинали копать картошку .." ..Так она говорила ..И в эти минуты выражение её лица менялось ,становилось более печальной, задумчивой ..словно улетая журавли забирали всю её сущность ,смысл её жизни ,и за это она на них обижалась, и за то ,что уже улетают.. Смотря на неё у меня щемило в груди ,сковывалось дыхание ,наворачивались слезы ..Чтобы их не показывать ,остановить ,я вставал за спиной  матери ,и запрокинув голову смотрел в ту же сторону ,куда и мать ,чтоб " ушли " слезы ..
                "..Помню, мы затихли средь урока:
                Плыл в окошке белый клин вдали..
                Видимо надеждой и упрёком ,
                Служат человеку журавли.."  Г.П.
               
   Я Стал таким впечатлительным ..Могу уронить слезу даже от трогательных, задевающих меня фраз, во время просмотра фильма ,и вообще по жизни- конечно если  они трогает, -если жизненные, правдивые  .. Раньше было мне стыдно ,что я, мужчина ,и вдруг слезы ! Теперь нет ..Теперь я их не скрываю ,зачем ? Пусть очищают душу..
 А память мою всё равно не стереть никому, слишком она глубоко въелась . Да и кто мы , -без памяти, без прошлого ..?
 продолжение следует..
    *Улым- сынок..
                З.ИСХАКИ.


Рецензии