Как же Я Вас понимаю

Вопросы и проблемы клиентов иногда чем-то схожи, но это сходство иллюзорно. Каждый человек индивидуален, его внутренний мир с его представлениями, переживаниями, историями и чувствами является единственным и неповторимым. К сожалению, мы, будучи даже самыми опытными психологами, не можем понять этот мир. Единственное, что мы можем, это помочь человеку самому прикоснуться к своему внутреннему миру и постараться его понять.
Фраза: «Я Вас понимаю» немного обманывает клиента, вводит его в заблуждение о всемогуществе и всезнайстве психолога. Я этой фразы не использую, так как я не понимаю и , скорее всего, не смогу понять всех душевных мук и перипетий моего клиента, но я делаю на сессии всё возможное, чтобы клиент сам прикоснулся к своему внутреннему миру, принял его и полюбил себя в нём. Моя роль мала и важна одновременно. Я как Незнайка постоянно спрашиваю, что человек имел в виду, что он чувствовал, как это в нем откликается. Я могу давать интерпретации,  но сопровождаю их словами «мне показалось, но Вы можете думать, чувствовать, представлять совсем по-другому». Часто так «по-другому» и оказывается, но я мотивирую человека задуматься о себе, о себе настоящем.

Мне очень нравится фраза из фильма «Аватар» - «Я тебя вижу», я бы к ней добавила «И я тебя слышу».


Мне кажется, что задача настоящего психолога заключается не в «знать», а в «слушать, слышать, удивляться» и спрашивать, что это может значить для конкретного человека! Наша помощь заключается в создании безопасного пространства для такого самоисследования, в использовании своих знаний и умений, психологических техник, эмпатии, творчества и фантазии для активизации и поддержке процесса самоизучения, самопознания, знакомства со своей тенью и принятие ее, принятие себя нового! Это же цель и необходимость самого человека понять свои внутренние конфликты, противоречия, стыд, вину, обиды, детские раны, и прочие события, создавшие  его психику.
Ведь некоторые смыслы клиент может так и не раскрыть перед психологом и это является его священным правом. Остаться непонятым, но понять самому - философия психотерапии.


Светлана Волкова, психолог, Информацию обо мне можно посмотреть по ссылке https://www.b17.ru/volkovasa/


Рецензии