Академик Берг

         
Встаньте все,кто сейчас водку пьёт и поет.
Замолчите и выпейте стоя.
Наш подводный,ракетный,наш атомный флот
Отдаёт честь погибшим героям!





               
          Подводный ракетоносец К-56 возвращался с задания. На горизонте  прямо по курсу просматривались очертания острова Путятин. А это означало то, что родная база находилась  совсем недалеко. Экипаж радостно ждал прихода в базу. А это очередные звания, отпуска с выездом на родину. Ну и главное - земля, солнце, воздух, после месячного заточения в отсеках!
         Лодка шла в надводном положении. Один из реакторов постепенно выводился из работы, это сопровождалось повышением температуры в отсеках особенно в турбинном, седьмом.  Офицеры для этого случая даже брали берёзовые веники в плавание. Парилка в седьмом была что надо! Домой некоторые из них возвращались  как из бани, но не в этот раз.
      Из бухты «Золотой Рог» города Владивостока для научно исследовательской деятельности в высоких широтах вышел корабль « Академик Берг». Корпус судна был изготовлен так, что столкновение со льдами ему не грозило последствиями. Судно уходило на долгие месяцы, потому прощание с родными было торжественным, чувственным и по человечески понятным. Жены плакали, махая вслед уходящему кораблю, а не совсем трезвая команда корабля ещё не настроилась на долгое плавание.
         Этого столкновения могло и не быть, отверни в сторону хоть на немного капитан надводного корабля! Но, скорее всего они просто не заметили атомоход в надводном положении идущий под ходовыми огнями. Командир лодки, капитан второго ранга Четырбок, с целью предотвращения столкновения дал команду «реверс». Остановить движущуюся вперёд тысячетонную субмарину и заставить двигаться назад, дело не шуточное. И это ему удалось. Только « Академик Берг» курс так и не поменял.
          Удар пришелся во второй жилой отсек. В нём же находилась аккумуляторная яма. Электролит сразу стал реагировать с забортной водой с выделением хлора. Пробоина во втором отсеке была размером с входную дверь. «Академик Берг» не остановился и не поменял курс. Утопив нос подлодки, он прошел над ней и благополучно последовал дальше. Со второго отсека удалось выскочить до полного затопления только заместителю командира по политической части. Руководством по борьбе за живучесть никто не имеет право покидать аварийный отсек. Он покинул. Офицеры штаба флота, моряки задохнулись от хлора в первую же минуту. Двадцать восемь человек мгновенно, не успев понять что случилось, отдали свои жизни.
           Трещина по прочному корпусу пошла в первый отсек и только благодаря воздушной подушке в верхней части отсека, люди в нём смогли выжить. Лодка  сохраняет плавучесть при одном затопленном отсеке, но не при двух. Командир субмарины принял единственно правильное решение. Он выбросил лодку на берег, не дав ей затонуть.
      После буксировки  К - 56 домой на базу, годки моего экипажа К-23 выносили на верх погибших  моряков гвардейского ракетоносца. Стакан спирта и только один раз ходка в низ. Некоторые поседели. Молодых туда не пускали.
      Командира гвардейской лодки К-56 отстранили от командования. Видел его только один раз. Судьба замполита мне неизвестна. Так заведено во флоте. Командир, как единоначальник отвечает за всё, чтобы не случилось на корабле. Что было с капитаном «Академик Берг» мне  неведомо. В те времена старались не оглашать подобные аварии.


Рецензии
Какая трагедия, которой могло не быть!
Мороз по коже.
Вечная память безвременно погибшим!

Лариса Василевская   06.03.2021 11:22     Заявить о нарушении
Да Лариса! Вечный человеческий фактор,даже не Господин случай.

Воробьёв Леонид Михайлович   06.03.2021 11:27   Заявить о нарушении