Разговор монаха со старцем о благодати 3

...продолжение...

- Ну,  здравствуй, чадо, с  чем  пожаловал?

- Отче, я  хочу  продолжения  нашего разговора  о стяжании благодати.  Мне хочется  понять  как проявляет  себя  благодать  в  человеке  по  мере  её стяжания, как  при  этом  меняются  тело, душа  и дух,  как  человек ощущает благодать,  не мог  бы  ты мне об  этом  рассказать?

- Почему же  не  помочь ищущему брату,  я  могу  тебе об  этом  кое  что  рассказать,  - с привычной  улыбкой ответил  старец.  Это  знание составляет  основу учения  отцов  о трёх  состояниях  человека - телесном, душевном и  духовном.  Человек - это триединое  или,  как  говорят  отцы,  тримерное существо -  тело,  душа,  дух, которое  проходит  на  земле  три стадии  развития  и созревания - телесную, душевную и  духовную, а  потому  благодать  в  теле,  душе  и  духе  в  телесном,  душевном  и духовном  состояниях проявляет  себя по-разному.

Возьмём к  примеру  тело  и  телесное состояние человека,  как  низшее  и  полуживотное.  Поскольку в  этом  состоянии человек  управляется  эгоизмом  и страстями  и  у  него  ещё  нет   духовного знания  и  высшего   духовного ума,  то все  свои усилия  человек  тратит  сугубо  на  тело  и  угождение  своих   телесных  потребностей.  В телесном  состоянии  тело -  это  божество  человека, который   делает  из  тела  культ. 

В этом состоянии человек  ещё  не  знает, что по высшему  духовному  закону  его  телу  уже  предопределено  свыше  обветшать, состариться  и умереть,  поскольку  тело  служит  питательной  средой  и почвой  для  взращивания  более  совершенного  тела -  духовного, которое  и есть  душа, наполенная  энергией  духа.   Именно поэтому в  телесном состоянии  благодать проявляет  себя  именно  через  тело   его  внутренней  энергией,  крепостью,  здоровьем, хорошим  самочувствием  и ощущением, прежде  всего,  физической  силы. 

-  Значит, благодать в  телесном состоянии проявляет  себя только через  тело? - переспросил  монах.

-  В основном  да,  поскольку  иные  уровни  -  душевный  и  духовный  у  человека  ещё попросту  не  развиты.  Именно  поэтому  познание  самого   себя  человек  начинает с  познания  возможностей  своего  тела.  Есть  духовный  закон,  согласно которому  дух  творит  себе любые  формы, в  этой  связи через  познание  своего  тела  человек познаёт  свой  дух  и  наоборот - через  дух можно  познавать тело,  понимаешь?

-  Не совсем.

-  По  форме  тела  можно  без  труда  определять стоящий  за  этим  телом  дух, поскольку  совершенный  дух творит  себе совершенные формы  и  тела, а  несовершенный  дух творит  формы  несовершенные  тела  и формы.  Этим и  объясняется то, что в  молодости  тело  человека  имеет  наиболее  совершенные формы.  Это  связано с  тем, что  дух  человека  в  молодости  ещё  не  испорчен этим  миром,  эгоизмом  и страстями, а  потому  его  формирующееся  тело  является  отражением  духа  целомудрия  и чистоты. 

Позднее, когда  эгоизм,  страсти  и мир  возьмут  душу  в  свой  лихой   оборот, тело  человека  начинает  терять свою  форму  и приходить в  бесформенность.  Это и есть признак  того, что  изначальный  дух  целомудрия  нарушен,  избыток  энергии  благодати  уловлен страстями   и  человек  всецело  отдан   на  волю   эгоизма  и  хаоса  страстей  его  тела  и   души.  Как  ты  думаешь, почему в  молодости  для  людей  так  важен  спорт,  физические  упражнения  и нагрузки?

- Может  быть  потому, что это  даёт  человеку  силу  и  здоровье? - ответил монах.

- Это  ответ  обычного человека, а  не  созерцателя  энергии  благодати.  Названные  тобой   качества   в  действительности  и есть проявление  благодати  духа  в  телесном  состоянии через  тело человека.   Проще  говоря,  в телесном состоянии  человек  получает  высшее  наслаждение  и счастье  только   через  тело, а  потому  забота  о  теле   и  здоровье  через  спорт и  физические  нагрузки  -  это  одна  из  главных  забот   телесного  человека.   

-  А разве  это плохо,  отче?

-  Это  не  плохо,  но  беспокоясь  о  теле,  нельзя   застревать  в  одном  лишь  телесном совершенстве на  всю  жизнь,  создавая   культ  тела,  поскольку  после  возраста  Христа  - 30 лет   тело  останавливает  свой  рост  и  начинается  рост  другой  более  важной  субстанции  -  души, как  основы  нового   духовного  человека.  Это  не  значит, что  о  теле  нужно совсем  забыть,  но это значит, что приоритет в  развитии от тела  постепенно  переходит  именно к  душе, которая  и принимает эстафету  благодати.

-  Значит,  душевное состояние  человека  напрямую  связано с  ростом  и развитием  именно  души? 

-  Ну, конечно,  душевное состояние человека  отцы  потому  и  назвали  душевным, что в  этом  состоянии развития   уже  не  тело  физическое, а   душа,  как тонкое  тело  энергии,  становится  главным  центром  роста, который  и приемлет на  себя  энергию благодати, которая  и идёт в  основном   на  развитие  сил  души  и  ума  -  рационального  или  нравственного.  Ты  думаешь  случайно  Христос  вышел  из  пустыни  именно   в 30  лет на  проповедь Евангелия? 

-  Нет  не  думаю,- ответил  монах.

-  30  лет - это  и есть   сакральный  духовный  символ  начала  роста  и  развития  души, как  внутреннего  древа познания  добра  и  зла.  И смысл  этапа  душевного  развития в  том, что  все  органы  тела,  достигли  необходимой   полноты,  а  высший  орган  души  -  ум  человека   уже  готов к  принятию Бога  и  душевно-духовному росту  и  развитию. 

-  Значит,  Христос принимал  благодать Святого Духа  через  крещение   как  и  все люди?

 - Ну, конечно.  Как  совершенный  человек и Бог  одновременно,  Христос  проходил  все  стадии  телесного  развития, включая  и стадию  развития   телесного  ума.  И   лишь   когда  Его  ум  достиг полноты телесной  зрелости,  в  него и  вошёл  Святой Дух.   Вот  почему  самой  главной и важной  частью  древа  познания  души  является  ум, который   может  быть бесплодным, если  будет  расти  только  во  внешний  мир,  или  же  плодоносным,  если  станет  расти  к  духовному  сердцу.  Вот каков  подлинный  духовный  смысл  крещения и  обращения  к  вере.

По  этой причине  особенность  душевного состояния  в  том, что   благодать  начинает  себя  проявлять  в  нём  уже  не  столько через  тело, сколько  через  душу  и силы  души -  ум, чувство, волю.  Именно  поэтому в этом  возрасте  человек начинает  всерьёз  интересоваться  вопросами  знания,   философии,  психологии,  религии  и  духовного  развития.  Это и есть  запросы уже  не  тела, а  растущей  и  развивающейся  души.

 Вот почему  именно   в душевном состоянии  человек  и   обращается   к  вере  и   становится  активно  религиозным.  Забота  о  теле  через  спорт   уходит   у  него на  второй  план, а   развитие  и укрепление  души  становится  первостепеным.   Это связано именно с  тем, что  благодать  уже  касается  физического сердца  человека  и  проявляет  себя  через  совесть  целым  рядом высоких  морально-нравственных качеств  личности. 

Именно в  этом  возрасте  благодать  именуют  призывающей, поскольку  она  как  бы  призывает  душу  на  подвиг и путь служения,  а  потому  проявляет себя  высокой  идейностью,  идеализмом,  гуманизмом,  альтруизмом,  жертвенностью и  душевными  озарениями.  Именно  в  этом  возрасте  у  человека   просыпается  первая  и  самая  сильная  любовь.  Как  ты  думаешь,  с  чем  это может  быть  связано?

-  Не  знаю,  отче, -  честно ответил монах.

Старец загадочно улыбнулся  и продолжил:

-  Это связано  с тем, что  именно  в  это время у  человека в  его тонком  душевном  теле  впервые  пробуждается  духовное  сердце, как  центр всех энергий  души,  и  это духовное  сердце  впервые   даёт  о себе  знать  сердцу  физическому,  которое и  открывает  себя  бескорыстно и чисто  для  первой  большой   любви, пока  ещё  совсем  слепой,  глупой  и не  зрелой,  но очень  сильной, яркой  и чувственной, которая  затмевает  собой всё. 

Это  и  есть  объяснение  того  удивительного  факта, почему  Бога  в  своём сердце  и  благодать  все  душевные  люди чувствует одинаково, а  именно страстной  и  чувственной  любовью  сердца  физического.  Это связано  именно  с  тем, что  душевные  люди  ещё  не способны  воспринимать Бога  духом   и высшим  умом,  которого у  них ещё  попросту нет, а   способны  только  через  любовь  физического  сердца.

Именно  эта  чувственная  любовь,  пробужденная  и  исходящая  из  физического  сердца,  и является  для  души  самым  высоким  и сильным чувством  из  всех, испытанных  человеком в  жизни.  Вот  почему  именно  эта  возвышенная  любовь   и  связывается   с Богом  и  чувством  Бога   и  это  есть не  что иное, как  преломление энергии благодати в  духовном и физическом  сердце  человека.

- Отче,  а  это хорошо или плохо? - поинтересовался монах.

-  Как тебе сказать,  это и не  хорошо и  не  плохо. Не плохо потому, что это прикосновение души к  очень высокой и светлой  энергии благодати в  форме  бескорыстной   любви, а не  хорошо потому, что  это обуславливание души сугубо  чувственным пониманием Бога, как любовью физического сердца  через  душевные  чувства  и  эмоции, которые  есть  суть  страсти.

По учению  отцов это опасная и  гибельная  ловушка  притягательной  силы  чувственной  любви  в  которую  и попал Адам, пойдя  на  поводу у своего ума, воли и  обманчивого  сердечного  чувства.  Опасность  этой  ловушки в  том, что обусловленный  пониманием Бога  как чувственной  любви,  уже  не сможет вырваться из  объятий  этого чувственного плена, чтобы понять и осознать Бога  безстрастно, как  свет, высший Закон  и чистую нетварную  энергию благодати Святого Духа.

Проще  говоря,  кто  обусловился этим  сладким  божественным чувством  в  собственном физическом  сердце, уже не  может понять и осознать  Бога  как-то   иначе.  Но  ещё  хуже  то, что  душевные  люди  становятся  рабами  этого сладострастия в  физическом  сердце, которого  и ищут  потом   до самой смерти, как  Бога.  По  этому  пути пошла вся Западная Церковь и весь католицизм и  протестантизм ищут  именно это  чувственное сладострастие  сердца  и именно его  считают  своим  Богом.  Отцы придерживаются  в  корне  иной  точки зрения.

- По какой  причине это происходит, отче?

- Это происходит по очень  простой причине, которая  и  называется  отцами  прелестью,  окаянной  и слепой  душевностью или  преломлением  благодати в  духовном  сердце  душевного  человека  только  нравственностью, моралью и  сердечным чувством.  Говоря  другими  словами,   несовершенный  нравственно-религиозный  разум  и нравственное  чувство  в  силу  их духовной   ограниченности  не  способны  постичь Бога  и  благодать  иначе,  чем  только  через  сердечное  сладострастие, нравственность и  мораль. 

Этим и  объясняется  обилие  морализма  на  уровне  массовой  религии, которая  трактует  духовность и  благодать  как морально-нравственные качества личности  в  свете  нравственных заповедей  Евангелия.  Вот какова подлинная причина  застревания всего  современного  христианства в  душевности и морализме с  невозможностью  вырваться  из  чувственного понимания Бога к  безстрастному  и созерцательному.

- А какие  задачи  решает  человек  в  душевном состоянии?

-  На ступени  душевного развития  человек  познаёт  силу  служения,  долга,  жертвенной  любви  и  осваивает энергию  таких  душевных  качеств, как совесть, долг, ответственность,  справедливость, стыд, товарищество,  братство,  любовь и другие.  На  ступени  душевности  начинается  распятие  эгоизма  и  страстей   тела и  души.  На этой ступени  человек  учится  отдавать и  жертвовать всё  то,  что он учился   стяжать и захватывать  на  ступени телесности.

Именно  поэтому  ступень  душевного  развития,  которая  сегодня  выдаётся  в  церкви   за  духовную, в  действительности  есть только  переходная  ступень  к  подлинной  духовности.  Главная  задача  этапа  душевного  развития  - это упражнение в  общинности и  коллективизме с умением  общественные  и церковные интересы  ставить выше личных. Вот какова  подлинная цель ступени  душевного развития.

- А что происходит с  силами души на  этой ступени?

-  На  ступени душевности,  которая длится в  среднем  около  30  лет,  три силы  души,  ведомые  ранее эгоизмом, соперничеством  и  жаждой самоутверждения,  переходят под  управление   жертвенности   и трансформируются  в  нравственный разум, нравственное чувство и  нравственную  волю.  Это и есть главная задача воцерковления и  принятия  веры в  её массовм  и профанном  виде.  С  точки рения созерцания  три  силы  души в  душевном состоянии приходят из  хаотичного в  более выровненное и упорядоченное состояние,  но ещё  далеко  не  совершенное. 

-  Отче,  а как тело человека реагирует на развитие  души и  прирост  благодати?

-  Тело  реагирует на  это  нормально  по принципу  чем  выше  избыток  энергии  благодати,   тем  лучше  себя  чувствуют и  душа и  тело.  По  этой причине  на  ступени  душевного развития   счастье  человека  больше  связано  уже  не  с  совершенством  тела,  а с совершенством  и  благодатностью  души.  Вот  почему  душевная  радость  для  душевного человека гораздо  выше  и важнее  радости  физической. 

Вместе с  тем,  в  душевном состоянии есть  и свои минусы  и  главный  минус  в  том, что  избыток  энергии  благодати  душевный  человек  тратит  не  на развитие духовного ума,  а  на  удовлетворение  страсти  душевной   ревности  и праведности.   

-  А как  себя  проявляет  эта  страсть? 

-  Она проявляется  себя  непримиримостью и  ненавистью  ко  всем  врагам   христианства  и православия, неуёмным   и фанатичным  миссионерством,  чрезмерной  защитой  и  борьбой  за  морально-нравственные  ценности, как христианские.  Эта  идейная  борьба  подчас  приобретает  такие  радикальные  и гипертрофированные  формы, что  становится  подобной  религиозной  диктатуре.

-  А известно из-за  чего  это происходит?

-  Известно, конечно.  Это происхоит  именно из-за  избытка  призывающей  благодати  в  душе, которая преломляется  пока  ещё  не через смирение,  смиренномудрие и  безусловную  любовь, а  через  страсть  душевной  ревности  и  слепую  готовность к  жертве и  самопожертвованию ради истины. Эта  слепая  душевная  ревность и есть  основа любого религиозного сектантства и  фанатизма.

Это и есть главная ловушка  и  заблуждение  христианской  душевности, которая  в своей слепой ревности  защитницы истины  и  христианства,  из  проповедницы любви  превращается  в  надсмотрщицу, ищейку  и  палача,  озабоченного  поиском  ведьм,  не  верных  и врагов  христианства  для  их  изобличения  и публичной  казни.  Именно  эта  слепота  двигала  святой  инквизицией  и  это  один из  самых больших пороков  любой  душевной  религиозности, замкнутой на  голую мораль  и  нравственность.

-  А есть  способ  как-то  избежать  этого? - спросил  монах.

-  Избежать  его  можно  только  одним  способом -  выходом  на  уровень духовного ума  и безстрастного  мышления, ведомого безусловной  любовью ко  всему  сущему.  К  большому  сожалению в современном христианстве  во  всех  конфессиях  уже  отсутствует знание  о  том, как  от ступени душевности переходить к ступени  духовности  для  достижения  подлинного  духовного совершенства,  поскольку само  это  знание  уже  отсутствует, как  знание  духовного  сердца. 

-  А чего  достигает  человек на  ступени  душевного  развития?

- На ступени  душевного  или  религиозного  развития человек познаёт свою  душу  и  все  качества  души, как  плохие,  так  и  хорошие,  но  познаёт не  через нетварные энергии  благодати  Духа, а  через  превращённые  и опосредованные  качества  -  совесть,  нравственность,  мораль  и все  виды  любви  от  прагмы,  филео и  эроса  до агапао. 

Высшая  форма  любви  -  любовь  безусловная и  безстрастная на  душевном  уровне  развития  человеку  ещё  недоступна,  поскольку  он ещё  не  имеет  полноты  связи с  духовным  сердцем  и  утончённого и очищенного  ума для  постижения  смысла  безусловной  любви.   

Задачу  введения  ума в  духовное  сердце  и посвящения  в  высшее  духовное знание и делание решает  ступень духовности и  духовного развития, которая  длится  до самой  смерти  плоти и   момента  исхода  души  из  тела  и  мира  грубой  материи.  Обычно  ступень  духовности  начинается  после  60  лет -  возраста  мудрости и  духовного  учительства. Именно на  этой  ступени душе и открывается высшее знание об  энергетическом  устройстве Бога, мира  и самой  души.

Именно на этой ступени человек узнаёт  о  духовном  совершенстве не  через  теорию  догматов, канонов  и  притч, а  из личного  опыта  борьбы со  страстями и  прямого  взаимодействия  с  духами  и  бестелесными  сущностями. Именно на  этой ступени человек учится прямому  взаимодействию с Богом Троицей  и каждой из  Ипостасей  по  отдельности.  Именно  на  этой ступени ум  впервые  входит в  духовное  сердце и  открывает Бога через  прямое  созерцание  и видение  нетварного  Фаворского света. Почему  это всё  становится возможно человеку в  духовном состоянии, ты  знаешь? 

-  Нет,  не  могу  знать,  отче,  - робко и  по-военному  ответил монах.

-  Это происходит потому, что  ум  человека,  который  он  долго   растил  в  себе   как  благое и плодоносное  древо  познания, наконец  достиг  духовного сердца,  узрел  из него   Бога,  и стал почти  божественно чистым  и  безстрастным  - готовым к  соединению с  Богом и  пониманием  Бога не  через  сладострастное  и  горячее  сердечное чувство, а  через  безстрастное и  прохладное  качество совершенного духовного закона движения божественной энергии и  информации во  вселенной.

-  Ты  хочешь сказать, отче,  что на  духовном  уровне  восприятие  Бога  меняется?

-  Не просто меняется, а  меняется радикально по  сравнению с  душевным  уровнем, как  нравственно-религиозным.  На душевном  уровне  Богом  для  человека  был только  Христос, причём,   сугубо  в  Его морально-нравственном  качестве  и аспекте.   На духовном  уровне человек  впервые   открывает  для  себя  Бога   Отца, как  солнце  большого ума  всего  мироздания, как  источник  всего сущего, как  извечный  свет, не  имеющий  ни начала  ни конца.

Только на  духовном  уровне человек может  впервые  понять и осознать  единство Бога, как  Духа  и первоисточник  нетварной энергии благодати, которая и воспринимается умом  и внутренним  зрением  души, как  свет.  До  этого наличие  страстей  в  душе  и слабость ума   не  позволяли  человеку  понимать и  воспринимать Бога, как  высший  закон  и  источник энергии  Святого Духа.  Освобождение  от страстей  открыло духовному  уму  полноту  понимания  Бога  и как  Творца  и  как  высший  закон одновременно. 

-  А какой   аспект  Бога  важнее  для  понимания - аспект  Творца  или  высшего  Закона?

-  Важны  оба  аспекта одновременно, поскольку без  высшего  Закона  аспект  Творца  не  имеет  смысла  и  наоборот - Творец  без высшего Закона  также теряет смысл.  В практическом  отношении  важнее  всё  же  Закон, поскольку  он  определяет  бытие, а в  теоретическом  и абстрактном  важнее Творец, как  создатель совершенного Закона движения  энергии  и информации.

 - Отче, а как проявляет  себя  благодать на  духовном  уровне? 

-  На  духовном  уровне благодать проявляет  себя  уже  активно  действующей  силой  и  избытком  энергии  духа  во всём  богатстве  её  даров  и плодов,  среди  которых  высшее  знание,  безусловная  любовь,  пророчество,  целительство, чудотворение и т.д. и т.п.  За  этой  силой  и  энергией  стоит  сплав  воедино  четырёх   высших  божественных  добродетелей -  мудрости, мужества, целомудрия  и правды. 

Этот сплав  есть отражение  совершенства  безстрастной  души, которое  проявляется в  постоянном избытке  энергии  благодати,  которая делает  человека как  бы  сверхчеловеком, который  обладает целым  рядом нечеловеческих качеств  и возможностей,  которые и восхищают,  и  шокируют  и пугают  одновременно. 

- А как этот  избыток  энергии благодати  отражается на  теле  человека?

- На теле человека  этот избыток  энергии  благодати  отражается  весьма  удивительным  образом.  Если  обычные  люди,  не стяжавшие  благодать,  после  60 лет  входят  в  возраст  начала  старости  и  увядания  тела,  то у стяжавших  благодать происходит прямо противоположное.   Они  как  бы  останавливают  в самих  себе  процессы старения  организма и неожиданно для всех сохраняют  завидную активность, энергичность и деятельность  практически ничем не  уступая молодым.   

Это и есть действие в  них того самого избытка энергии благодати, которой  уже практически  не  осталось  у обычных людей. В  итоге, когда  обычные люди превращаются  в  дряхлых  стариков,  стяжавшие благодать  Духа  в  точности  наоборот  могут  расцветать  после  60  и  даже 70  лет,  шокируя  всех окружающих  своей  высокой  активностью, крепостью  здоровья  и самое  главное - ясностью ума, который  и достигает  заветного духовного уровня.  Тебе это ничего не напоминает  из  Евангелия? - с  лукавой улыбкой поинтересовался  старец.

Монах  задумался  и, пожав  плечами,  сказал - нет.

-  А  цитату  Христа  о  первых, ставших последними,  и последних, ставших первыми, тебе  это  разве  не напоминает?

-  Разве  эта цитата  Христа о  благодати? - спросил монах.

-  Именно о  благодати  эта  цитата, которая  и  утверждает  высший  духовный  закон, согласно которого  первые,  как стяжавшие  золотого тельца,  мирскую  славу и  богаство,  к старости  и смерти  оказываются  последними и  безблагодатными, а  последние, гонимые  миром  и презираемые  за  бедность  и  инакомыслие  стяжатели благодати  Святого Духа  становятся первыми по  избытку  благодати и  даров Духа. Это и есть ответ на  твой  вопрос  о  том  спасаются  ли  миллионеры  и  олигархи. 

- А  если  благодать  продолжает нарастать  в  духовном состояни,  что  тогда  бывает  с  человеком и его  телом?

-  Тогда  человек становится   полностью  благодатным  носителем  Святого Духа,  христоподобным  и  всё  его  тело  освящается до последней  клеточки.  Вначале  тело такого человека  становится нетленным, а  если  уровень  благодати продолжит  расти,  то человек  целиком  превращается в  благодатный  свет  и  энергию,  которая  возносится в  небо, как  столб света,  не  оставляя  после  себя  и следа.

- И что  это значит в  духовном  смысле?

- Это  значит, что  человек  полностью выполнил  задачу  по  исцелению  от  эгоизма  и страстей  своей падшей  человечности,  достиг  духовного  совершенства и  ему  уже  больше нечего  делать  среди  людей  на  земле,  как  лечебнице  для  падших  душ  и  умов.  Пребывание  такого  совершенного  человека на  земле  становится  тягостным  в  силу  того,  что  у  него  нет таких  же  совершенных  единомышленников, а  окружают  его  только  люди - призраки  и полубесы  с  очень примитивным  и  ограниченным  телесным  и  душевным  умом. 

Это, действительно, очень  тягостное  чувство - видеть  и  осознавать  всю падшесть  мира  и  человечества,  ведомого  эгоизмом  и страстями   без  малейшей  возможности  что-то  в  этом  изменить.   Именно  об этом  с  горечью и  сокрушением  сказал  Сам Христос,  исцеляя  очередного  одержимого  - о, род неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе буду терпеть вас?  В этих  словах нет  явного  укора  всему  человечеству, но есть сокрушение  о  тяжести   созерцания   Духом  падших  и  неисцелимых душ и  умов людей. 

-  А что происходит  с  тремя  силами  души на духовном  уровне? - спросил монах.

-  На духовном  уровне   все  три   центра  трёх сил  души   сливаются  в   духовном  сердце  в  одно,  нравственный  разум  трансформируется в  высший  духовный  ум,  нравственное  чувство - в  духовное  переживание,  а  нравственная  воля - в  духовное  намерение. 

В  итоге  весь  человек  становится  одним  духом и  чистой  энергией  совершенной  души,  которая  созерцается  как  ярко  светящееся  яйцо, в  котором  обычно  и изображают  воскресшего  Христа на  иконах.  Так  душа  достигает своего совершенства  и полного соединения  ума  с  духовным  сердцем  через  сердце  физическое.

Главный  вывод, который  тебе  следует сделать  о  трёх состояниях  человека,  заключается в  следующем - ум, сердце  физическое  и сердце  духовное - это три важнейших  вехи  на  пути спасения  души,  поскольку  они  и  отражают  три состояния  человека.  Всё, что  исходит от ума  и центра  головного мозга -  это  отражение телесности; всё, что исходит  от  морали,  нравственности  и  физического сердца - это  отражение душевности, а  всё, что исходит  из  духовного сердца -  это  отражение  духовности.  Тебе  эта  трёхступенчатая  схема, часом,  ничего не напоминает? -  с  ухмылкой  переспросил  старец.

-  Нет,  не  напоминает,   - честно ответил монах. - А что  она  должна  мне напоминать?

Старец внимательно  посмотрел  в  глаза монаху  и произнёс:

-  А трёхступенчатую ракету-носитель  она  тебе разве  не напоминает,  где  каждая предыдущая  ступень служит  основанием  для    последующей?  Тело  взращивает  душу, а  душа  взращивает  дух  или совершеный  духовный  ум, который  и выходит энергией духовного  сознания  на  одну  из  околоземных  орбит  божественного  космоса. Как тебе  такое стравнение?

- Монах  некоторое время  смотрел на  старца  широко  открытыми  глазами  на  в  силах  вымолвить ни слова, а  потом  сказал:

-  Я просто потрясён  всей  гениальностью, красотой  и простотой  божественного замысла.

Старец  засмеялся  и  с  неизменной  уыбкой  переспросил:

-  Теперь  тебе  понятно, как  проявляет  себя божественная благодать на всех  трёх уровнях  бытия - телесном,  душевном  и  духовном?

-  Да,  отче, теперь  мне  это понятно.

-  Ну   и  замечательно, значит  ты  взошёл  на  ещё  одну ступеньку  в  своём  душевно-духовном  развитии  и  постиг  суть учения  святых отцов  о трёх  состояниях  человека.  Это говорит  о  том, что  твой  ум  постепенно  приближается  к  сердцу,  следуя  по  духовной Лествице  Иоанна.

- А разве  Лествица  Иоанна - это путь ума к  сердцу? - с  удивлением спросил монах.

- Ну, конечно. Об  этом не  говорится прямым  текстом  в  самой  Лествице,  но  все  владеющие  согласным  учением  отцов  об  этом  знают.  Как сказал  преподобный  Исаак Сирин - «Постарайся  войти умом  во внутреннюю клеть  духовного сердца и узришь большую клеть небесную; потому что та и другая - одно и то же, и, входя в одну, видишь обе. Лествица оного царствия внутри тебя, сокровенна в душе твоей».   

-  А ты  мог  бы об этом  рассказать  подробнее?

-  Об  этом  мы  поговорим  с  тобой в  следующий  раз, а  на  сегодня  духовного  знания  для  тебя  достаточно.

-  Спаси Господи,  отче, за  вразумление  и наставление.

-  Не за  что, Дух  благодари, а  не  меня, я  лишь исполняю  его  Закон.  Ступай с Богом...


Из  книги "Согласное учение святых отцов Восточной Церкви  о  душе, святоотеческая православная  психология", Аскетические  беседы.


Рецензии