История г. Краснослободска
Краснослободск построен в 1627 году и был сначала Слободою, с 1702 по 1725 г. Принадлежал Азовской губернии; с 1725 по 1780- Шацкой провинции, Воронежской губернии, с 1780 г. сделан уездным городом Пензенской губернии, по упразднению которой в 1797 году, причислен был со своим уездом к Нижегородской, а в 1801 г. снова поступил в состав Пензенской губернии... Этот город считается не проездным пунктом в Пензенской губернии. Чрез него не пролегает ни одна почтовая, ни одна большая дорога; откуда и куда вы ни едете, он остаётся у вас либо вправо, либо влево, - в стороне…
В 1627 году основана крепость Красной Слободы, с 1629 года, не далеко от слободы известно русское селение Плужное (селение «по лугу»). Кроме того, тогда же были: татарская деревня «Ковыляй» и какой-то Пурдошевский монастырь. Краснослободская крепость, как видно доселе по её следам, занимала не очень большое пространство, шагов двести в длину и шагов полтораста в ширину. Она имела вид правильного параллелограмма, состояла, конечно, из высокого тына или забора, и окружена была глубоким рвом, в который вода была проведена из близлежащего озера, или точнее, трясины. Следы от этого рва видны и доселе, особенно на площади против алтаря соборной церкви. От прежнего рва остался пруд, что по правую сторону Благовещенской церкви. Не очень давно этот пруд был много длинее, так что из города к собору ходили и ездили по мосту.
Первые поселенцы Красной Слободы были служилые военные люди: пушкари, солдаты, казаки с их жёнами и детьми. Впрочем, большинством поселенцев были, должно быть, дворцовые крестьяне, и самая крепость имела значение в случае какой-либо опасности. На это указывает само название «Слобода» - название приличное мирному обиталищу, а не боевому пункту. Так явилась Красная Слобода, или как значится по официальным бумагам 17 столетия « Великого Государя дворцовая Красная Слобода».
И недаром же дано ей название « Красная». Местоположение Краснослободска и ныне очень живописно и довольно привольно, но оно было несравненно лучше назад тому двести семьдесят лет. Краснослободская девственная природа была тогда во всей красе; место было, как выражались тогда «пчелисто и пожитно» . В диких лесах росли в изобилии сливы. Одним словом, девственная природа этого края не тронута была грешной рукой человека.
*
Вся страна Краснослободского уезда – это, как говорят рассказы сторожилов, была одна, почти сплошная лесная чаща, которая, кроме волков да медведей, бобров, лисиц и разной мелкой дичи, могла приютить в себе простодушное племя мордвы, исконных любителей лесов и болот. И действительно, мордвины, по своему наречию распавшиеся на два особые племени – одни с незапамятных времён живут по берегам Суры и Волги (рзяне), другие приютились по рекам Мокши и с именем « мокша» остаются и до селе...
Назад тому слишком шестьсот лет Рубруквис, посол немецкого императора Людовика Святого, проезжая из Тавриды, или Козарии, видел бедные хижины «мокшан»- мордвинов наречия «мокша», кое – где разбросанные по густым дремучим лесам. Священной рекой мордовского племени была река Мадаевка, принадлежащая к Краснослободскому уезду. Эта река упоминалась мордвой в прежних своих (языческих) молениях в уездах Инсарском, Краснослободском и Наровчатском….
Большие, тёмные, не проходимые со своими топами и болотами краснослободские леса могли быть не только одними притонами для разбойников, но некогда могли служить и надёжным убежищем в известный период порабощения русских Батыем (ведь краснослободские леса некогда составляли один кряж с муромскими и с саровскими лесами) для татар, которые своими хищными набегами и грабежом так были страшны для всех, что иногда даже князья удельные удалялись из своих владений в другие города, более безопасные от них…
В 1239 году, при втором нашествии татар на Русь, Батый со своими ужасными полчищами действительно проходил через всю почти нынешнюю Пензенскую губернию. Об этом нашествии татар Соловьёв пишет так: «в 1237 году лесною стороною с востока явились в рязанских пределах и татары: ставши на одном из притоков Суры. А полное собрание Русских летописей упоминает следующее: «Из-за сурских пределов толпы татарские, бесчисленные как саранча, двинулись дальше вглубь Руси, почти два года опустошая огнём и мечом землю русскую и истребляя всё на своём пути.
Варварские дикие полчища на обратном пути из покорённых ими русских областей отправились в степи, в землю половецкую, и разбили здесь хана Котяна, который с 40000 своего народа удалился в Венгрию, где получил землю для поселения.
В 1239 году татарские толпы снова явились на северо-восток и взяли землю мордовскую».
Хан Золотой орды получил управление темниковскими улусами, которым принадлежал и нынешний Краснослободский уезд, особому князю. Главным становищем или столицею этого князя, был город Сареклыч, находившийся на месте, где стоит ныне известная Саровская пустынь…Последний владетель этого города, князь Бехан, кроме ближайших татарских селений, владел поселениями в нынешних уездах Алатырском (Симбирской губернии), Саранском и Наровчатском. Но этот князь, тревожимый русскими, принужден был оставить прежнее место жительства. Он двинулся вверх по Мокше и основал новое становище на правом берегу реки Мокши, близ села Каиф-Гуш, в 10-ти верстах от нынешнего Краснослободска. Новое становище было укреплено большими валами; следы этих валов видны и доселе. Это было при Дмитрии Донском или сыне его Василии Дмитриевиче…
Долго ли жил здесь князь Бехан и куда он делся потом неизвестно., но следы его хозяйственного заведения остались; то были, как говорят, поросты конопли, по которым мордва, занявшее это место после татар, и дали название тому месту: слово Каиф-Гуш с мордовского языка (наречия «мокша») значит «конопляная поляна»…
*
В Краснослободском уезде доселе сохранилось предание, что Иван Васильевич Грозный, когда шёл на покорение Казани, проходил будто - бы через северную часть Краснослободского уезда; здесь он перешёл реку Мокшу в брод по камням, отчего и то село, которое стоит близ того места, названо «Каменным Бродом»…Кроме того, есть ещё и другое предание о том, что будто - бы одно время в Краснослободском уезде пребывала великая инокиня Мария Ивановна со своим малолетним сыном Михаилом Федоровичем. О первом предании упоминает священник Примеров в своей статье «Село Каменный Брод Краснослободского уезда»; а о втором делает краткое замечание протоирей И. Бурлуцкий в статье «О святых иконах, пользующихся особенным чествованием народа в Краснослободском уезде».
Достоверность предания о переходе царём Грозным реки Мокши при селе Каменный Брод может подтвердить ещё и та просёлочная глухая дорога, которая ведёт из Темникова к Каменному броду через Аксёл, Старо-Ямскую слободу и Сузелятки; её все жители исстари называют «казанскою», тогда как поездки по ней на Казань ныне и не мыслимы. Шёл же Иван 4 под Казань пустынями и дикими местами, к каким причислялось и Каменный Брод, вероятно для того, чтобы на вступление в битву обезопасить себя со стороны татар и мордвов, которые, живя здесь во множестве, могли, пожалуй, сделать ему большую помеху в деле ратном; тем естественнее, что они и по роду и по племени были одинаковы с казанцами.
Царь, перейдя реку Мокшу в брод…нашёл в соседственной деревне Больших Пошатах себе искусного и опытного проводника по здешним лесам, мордвина, по имени Абай, которому и дана была за верность и услугу царская запись на беспрепятственное снимание в замокшанском лесу, так называемых, бортней (* борти –это ничто иное, как в толстых и высоких дубах дупла, в которых водятся улетающие с пасеки пчёлы). От этого и до ныне лес тот по бумагам официальным и планам пишется бортописцевой дачею. Царская запись, говорят, уничтожена 40 лет тому назад во время сильного пожара, бывшего в упомянутой деревне Пошатах, а дотоле она хранилась в целости у одного из потомков проводника, которых в настоящее время умножилось в той деревне до семи дворов и которые все носят фамилию Абавых…
В истории говорится, что князья Касимовский и Темниковский, принадлежавшие к дружине царской, с которой сам он (Иоан) шёл на Владимир и Муром, присоединились к этой дружине с татарами и мордвою.
А где более можно видеть этих инородцев, как не около села Каменного Брода и соседственного села Кабанова? Здесь татары и мордва живут и ныне сплошными селениями. Там же читаем (в «Истории» Карамзина. Прим. автора): многочисленные рати шли дремучими лесами и пустынями, питались ловлею, ягодами и плодами...было много всякого овощу. Лоси, по словам летописца, как будто сами приходили на убой., в реках множество рыбы, в лесу множество птиц. Черемисы и мордва , испуганные походом многочисленного войска, приходили к царю, отдаваясь в его волю, и приносили хлеб, мёд, мясо, что дарили, что продавали. Кроме того, мосты на реках делали…
В 1560 годах краснослободский край входил в состав земель, известных под именем «Мещеры». То, что в них тогда были уже селения старинные видно из стариннейшей копии с очень старой грамоты времён Ивана Васильевича Грозного.- Вот она…»,- далее, В.М. Терёхин приводит полный текст вышеупомянутой грамоты, в которой говорится, что в 1563 году в Мещере, в Темниковском уезде, против Старого селища, Иваном Грозным были отпущены в службу и в оброк земли князю Девлет –Кильдею и велено было ему «на той пустоши дворы ставить, пашни пахать и крестьян называть». Для обустройства князю на пять лет предоставлялась льгота по оброку, по истечении же этого срока, Девлет –Кильдей должен был «велика князя службы служити и оброк давати; а оброку ему давати за вал и за земские деньги и за посошную службу и за ужное дело и за казамат всякой ясак, и за все подати оприч городового дела на год рубль денег».
«По бумагам, какие теперь у нас под руками, видно, - пишет далее В.М. Терёхин, ссылаясь на выписи и грамоты 1614 года, - что если не весь Краснослободский уезд, то, по крайней мере, северная часть его в последние годы царствования Грозного принадлежала царю русскому. Из селений Краснослободского уезда, существовавших до 1600 года, мы знаем только четыре (не считая тогдашнего языческого мордовского Рыбкина), это татарские селения: Кадышево, Ефаево, Тинишево и Куликеево. В Кадышеве жили тогда служилые татарские мурзы (Тенншевы, Суховы, Бахтеяровы), потомки прежних владетельных князьков. Они владели поместьями и за это обязывались «служить всякие Государевы службы»…
*
Предание, приведенное в словаре Российского Государства 1789 года говорит, что город Троицк (находится в 40 верстах от Краснослободска) первоначально построен царицею великою инокинею Марфой Ивановной и составлял до 1780 года дворцовое село. В 1601 году пострижена Годуновым с именем Марфы была Ксения Ивановна, супруга Филарета Никитича и мать Царя Михаила Фёдоровича Романова. Жила она в Троицке в прежде бывшем женском монастыре…Но когда именно царица Марфа Ивановна основала Троицк и жила в его женском монастыре, по недостатку источников определить трудно…»
Далее В. М. Терёхин выражает сомнение по-поводу того, что мать первого царя из династии Романовых действительно была в ссылке в этих краях. Эти сомнения были вызваны результатами тщательного изучения В. М. Терёхиным большого холма близ «Царёва озера» в одной версте от города Троицка в 1892 году. Местные жители, ссылаясь на дедов и прадедов, считали, что именно на этом месте находился когда-то женский монастырь. Об этих изысканиях Владимир Михайлович пишет следующее: «Действительно, судя по встречающимся на холме этом предметам, а именно:
а) зольного слоя,
б) грубым осколкам от глиняной посуды,
в) мелкого битого камня, можно предположить,
что на вышеупомянутом холме могло и быть некогда древнее какое-нибудь поселение вроде городка или городища, но не монастырское. Конечно, всё это требует более тщательного исследования...»
Сомнения В. М. Терёхина ещё подогревались и тем, что сохранилось документальные свидетельства, в котором говориться, что Ксения Ивановна, супруга патриарха Филарета и мать Михаила Фёдоровича Романова, в 1601 году была пострижена Годуновым с именем Марфы и сослана им в один из заонежских погостов.*
По одной же из современных гипотез, верны обе версии: Ксения Ивановна Романова (инок. Марфа), действительно, в 1601 году сослана Борисом Годуновым в один из заонежских погостов. Но какое-то время спустя, была этапирована в монастырь близ Троицка.
Далее В. М. Терёхин в работе «История г. Краснослободска» пишет:
«В 1650-х годах Красная Слобода имела значение царской житницы, царского загородного двора или хутора. Разный зерновой хлеб, сено, мёд, лошади, быки и несколько рублей денег – вот всё, чем Красная Слобода давала о себе знать тогдашней матушке - Москве белокаменной….в Красной Слободе были устроены и царские кобыльи конюшни. Здесь же был царский «воловенный двор».
По берегам реки Мокши стелются великолепные пастбища. Дворцовые крестьяне должны были косить сено на этих лугах и представлять оное в Слободу на так называемый «остожный двор», где, таким образом, собиралось стогов за сто. Сено с этого двора шло на корм лошадям и быкам. Для хранения собираемого крестьянами зернового хлеба, был особенный «хлебный двор», которым, ровно как и другими заведениями, вместе с воеводою заведовал особый чиновник – «стряпчий хлебного двора».
И так, царские конюшни, воловенный двор, хлебный двор, остоженный двор – вот что красовалось тогда на краснослободской горе, вот что вместе с домом воеводы и группами крестьянских хижин дало ласковое название местности « Красная Слобода». Над всем деревянно-соломенным строением этого обиталища едва возвышалась одна-единственная деревянная церковь во имя Животворящей Троицы, а кругом всё лес и лес….Впрочем, это не препятствовало увеличиваться народонаселению. В 1670 г. В Слободе считалось более 700 дворов...
Летом 1679 года, как-то поднялась гроза, молния ударила в царские конюшни и конюшенный и воловенный двор сгорели; сгорело и всё почти сено на остоженном дворе…в старину было такое убеждение, что место, поражённое молнией, считалось местом проклятым, не угодным Богу. Поэтому на этом месте был основан Предтечев мужской монастырь...
Территория эта в 17-18 столетиях была известна под именем « Большого Мокшанского леса». В начале царствования Петра Великого на краснослободские леса было обращено внимание самим правительством, которым в то время было сделано распоряжение о доставлении из казённых мокшанских лесов больших деревьев на постройку кораблей….в Краснослободском уезде и до сего времени сохранилась так называемая « Государева заповедная корабельная роща»….
В последнем десятилетии 17 века, в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей, при последнем всея России патриархе Андриане, Красная Слобода в церковном отношении поставлена на степень города (раньше в церковном отношении Слобода была не более, как простое село) и принадлежала Азовской губернии…. Были основаны монастыри: Спасопреображенский, Ряпкинская пустонь, Покровский женский монастырь и Предтечев мужской монастырь, который по официальным бумагам того времени именовался «Великого Государя краснослободский Предтечев монастырь»… Чуть ли не с самого начала своего основания он имел более известности, чем раньше его основанный на три или четыре десятка лет (в 1652 году) Краснослободский Спасопреображенский мужской монастырь (в то время именуемый «Спасова пустынь»). …
Для Предтечева монастыря по Великого Государя указу были отведены земли под пашню, сенокос и огород; кроме того, у монастыря была своя вотчина. Как земля под пашней и сенокосом, так и все постройки, принадлежавшие монастырской вотчине, находились в шести или семи верстах от Красной Слободы, по реке Рыбке, в тёмном глухом, большом мокшанском лесу, а земля для огорода находилась поболее одной версты от самой Слободы, на так называемом «Курмыше»; тут же, по всей вероятности, были монастырские – конный и воловий дворы… Но весной 1702 года вновь « погорело половина Краснослободского Предтечева монастыря и много от огня зла монастырю содеяно»…
Красной нитью в работе «История г. Краснослободска» проходит досада Владимира Михайловича на то, что не сохранили люди первозданное великолепие здешних лесных мест: «если бы не пожары, бывшие после 40-го года настоящего столетия, никто не чаял в целые века видеть их уничтожившимися и проредевшими...
Прямым доказательством того, что здешние места изобиловали лесом, могут служить:
1) находившейся около села Каменного Брода на берегу Мокши пристань, на которую только с 1857 года перестали лошманы вывозить претолстый дубняк, нужный для постройки кораблей. Местный помещик, генерал-лейтенант В.С. Циклинский лично нам (В.М. Терёхину. Прим. автора), сообщил: «смотришь, бывало и удивляешься, как такое одно громаднейшее дерево везут на нескольких десятков лошадей».
2) тверда память здешних жителей о некоих разбойниках – Кулае и Жерноклеве, бывших около 1815 года. Эти два злодея с другими товарищами до того, сказывают были отчаянные, что не боялись даже днём грабить и душить кого хотели; а это потому, что имели надёжное от преследований укрывательство в здешних глухих лесах. Ныне там, где укрывались злодеи, находят одни лишь варварские их орудия, какие – то: сабли, ножи большие и проч.».
Всю свою жизнь Владимир Михайлович Терёхин будет искать летописные предания и вещественные их доказательства в здешних краях... всё то, что в последующем прольёт свет на подлинную историю его большой и малой родины.
* Н. М. Карамзин «История государства Российского» т.10
О пребывании царицы Ксении Ивановны Романовой (инокини Марфы) в заонежской ссылке см. книгу Елены Витальевой «Камни под ногами», гл. «Подарок Солнца».
ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/03/05/1748
К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=2#2
Свидетельство о публикации №221030501730