Народные училища
Самым крупным в Краснослободске было Уездное мужское 4-х классное училище (в разные годы 140-180 учеников), где и начал свою трудовую деятельность молодой учитель. За преподавательский труд В. М. Терёхину было положено небольшое жалование и квартирные, на которые можно было молодому человеку с супругой вполне сносно питаться и снимать жильё: средняя стоимость аренды маленькой, как тогда считалось, трёх - пятикомнатной квартиры была 100-200 рублей в год.
Уездное училище имело свою историю. После того, как в 1818 году Краснослободск был почти до основания истреблен пожаром, первое, что решено было восстановить, наряду с жилыми домами погорельцев, было Уездное училище. Под него был передан уцелевший деревянный дом. Для возрождения города особенно не жалел накопленного капитала купец И.М. Севастьянов. В июне 1821 года директор училищ Пензенской губернии И. И. Лажечников (известный как писатель, автор знаменитого романа «Ледяной дом») посетив Краснослободск, писал в отчёте о предложении Ивана Михайловича «известного своим усердием к благу общественному, безвозмездно выстроить для города еще одно училище – приходское».
И такое училище тоже было построено. Раньше в уезде дети обучались в церковно-приходских школах, но в мужском двухклассном духовном училище, основанном в 1830-м году, обучение было поставлено гораздо лучше. Здесь учились представители различных сословий: дети дворян – 1, духовного звания – 1, купцов – 1, мещан – 54, крестьян – 28. Всего - 85 человек. Обучение было бесплатным, но учебники учащиеся покупали на свои средства, за исключением бедных, которые обеспечивались за счёт попечителя.
С 40-х годов XIX века Краснослободское духовное училище размещается на месте бывшей усадьбы «хлебного короля» Муромцева, а большие амбары используются под жилые помещения. Здесь Духовное училище просуществовало почти полвека и лишь в 1893 году для него построили большое 3-этажное здание, которое сохранилось до наших дней (теперь средняя школа №1). Законоучителем нового Мужского приходского училища был дьякон С.А. Петров, попечителем – хлебный купец А. А. Ненюков, а учителями – «стоящий в XIV классе» (чин коллежского регистратора), Евгений Афонасьевич Коновалов и Анна Афонасьевна Коновалова – шурин и свояченица (брат и сестра жены) В.М.Терёхина.
В 1843 году в городе открылось народное сельскохозяйственное училище.
Кроме детей учились и взрослые: при винном складе была открыта вечерняя школа для работников. Семнадцать человек слушателей обучали шестеро преподавателей.
Девочек обучали с 1860 года в приходском женском одноклассном училище. Всего обучались 143 девочки. Учились бесплатно. Большинство учениц были из крестьянских семей – 125, из мещан – 17, духовного звания – 1. В классах имелись наглядные пособия (карты, картины по закону Божьему и др.), учебники бедным выдавались тоже за счёт купца А.А. Ненюкова.
При училищах были платные библиотеки. В 1871 году в городе по инициативе местной интеллигенции была открыта земская платная библиотека-читальня, организовано уездное общество народных чтений.
В Краснослободском уезде кроме десятка церковно – приходских школ, были и 32 школы земские, сельскохозяйственные.
Свою педагогическую деятельность Владимир Михайлович начал в период общероссийской государственной реформы народной школы 60-70 годов, провозглашённой министром народного просвещения графом Д. А. Толстым.
Необходимость реформы назрела в России из-за того, что крестьяне отдавали своих детей в начальные школы очень неохотно: условия жизни, связанные с интенсивным физическим трудом, собственным хозяйством, требующим участие всех членов семьи, и многодетность семей не способствовали заинтересованности крестьян в образовании: «землю пахать можно и без грамоты, старики без грамоты жили, и мы так век проживем»– таковы были, обычно, ответы крестьян на обращение земств с предложением устройства школ. В Краснослободском уезде, где на долю сельского населения приходилось 93 %, существовала та же проблема, и на повестку дня реформа ставила вопрос о всеобщем начальном обучении детей, разрабатывались перспективные планы строительства школьных зданий, подготовки учительских кадров. Согласно этим планам полный охват обучением детей школьного возраста должен был завершиться в 1924 г.
Как писали «Пензенские губернские ведомости» того времени, в народных начальных училищах дети осваивали «не только технику чтения, письма и счёта, но и сознательно знакомились с основными истинами христианской веры, с главнейшими событиями и лицами отечественной истории, с характерными особенностями природы и населения различных местностей России, с некоторыми животными, растениями и минералами, имеющими важное значение в жизни людей».
Проверка деятельности народных училищ возлагалась на инспекции. В Пензенской и Симбирской губерниях учреждением инспекций и утверждением положения о начальных училищах (1869-1874) занимался Пётр Дми;триевич Шестако;в, русский педагог, учёный и общественный деятель, Почётный член Казанского общества археологии, истории и этнографии. Именно на основании приказов П. Д. Шестакова, как Попечителя Казанского учебного округа, к которому тогда относились учебные заведения Пензенской губернии, делались Первые записи в Формуляре В. М. Терёхина.
Инспектором народных училищ Симбирской губернии в 1869 году, по рекомендации Шестакова, был утверждён его друг Илья Николаевич Ульянов, отец В. И. Ленина. А инспектором народных училищ Пензенской губернии был Владимир Харлампиевич Хохряков — российский педагог-просветитель, основатель и директор Учительской семинарии в Пензе, один из крупнейших историков-краеведов Пензенской губернии, труды которого «Строельная книга», «Материалы для истории города Пензы» и др. и сейчас являются основополагающими в истории пензенского краеведения.
В. Х. Хохряков уделял большое внимание вопросам обучения мордовских детей.
Мордовское население уезда в основном было неграмотным. Из 43 023 его жителей умели читать и писать 1 533 человека, что составляло 3,6 %. По группам занятий мордовского населения уезда в переписи 1897 года указано: «2 человека занято административной, судебной и политической деятельностью; 7 человек – учебной и воспитательной…».
В. Х. Хохряков считал, что мордовские крестьяне особенно неохотно отдают своих детей в школы по той причине, что в семьях разговаривают, чаще, на родном языке: мокши или эрзи, и дети совершенно не в силах освоить школьную программу обучения, плохо понимая по-русски. Поэтому педагог стал активно приглашать в Пензенскую учительскую семинарию слушателей из эрзи и мокши, чтобы те становились учителями начальных школ для деревенских, как тогда говорилось, инородцев, а также под его руководством составлялись методические пособия по преподаванию мордовского языка.
Дополнительным стимулом для распространения образования сыграл закон, отменивший рекрутчину, принятый в январе 1874 года.
Большое внимание в крестьянском регионе уделялось сельхозшколам и училищам. Управа создавала при сельскохозяйственном училище пришкольные участки, бесплатно выдавали огородные семена, саженцы фруктовых деревьев и кустарников. В 1887 году купец второй гильдии И. Д. Голов пожертвовал Краснослободскому земству 558 десятин земли и предложил проект организации детского приюта и земледельческой школы. В 1896 году была открыта школа для подготовки специалистов сельского хозяйства с трехгодичным сроком обучения. Школе выделили 138 десятин земли, сад и ряд хозяйственных построек. Кроме этого, ежегодно министерство отпускало ей 1 500 рублей, 200 рублей отчислялись из доходов оброченского имения. Все учащиеся находились на содержании, обучение было бесплатным.
В школу принимали детей крестьян, мещан, преимущество оказывалось сиротам. В обучении чередовались теория с практикой, следовательно, ученики имели полную возможность основательно изучить лучшие приемы и способы ведения сельского хозяйства. При школе были небольшие мастерские, где ученики занимались ремонтом сельскохозяйственного инвентаря. После окончания школы выпускники получали работу в агрономических организациях земства, некоторые – в имениях крупных землевладельцев. Школа сыграла громаднейшую роль в распространении передового опыта обработки земли, борьбы с вредителями и улучшения сортов семян.
В результате реформы образования, Уездное училище Краснослободска, где преподавал В.М. Терёхин, было переименовано в Городское 4-х классное мужское училище, тогда же утверждён Устав и программа обучения, которые будут действовать в течение 44 лет, практически, без изменений. Для училища было построено новое здание (перестраивалось в 1892 году). Обучение было платным, но успешные в обучении дети из бедных семей от платы освобождались. Приём в училище был ежегодным в течение всего учебного года по результатам экзамена. Здесь больше, чем в других учебных заведениях училось детей дворян, – 17, духовного звания – 1, городских жителей – 66, сельских – 59 (1875г.). В должности надзирателя могли быть студенты, окончившие курс семинарии.
Из сохранившегося документа: «Сведения о городском 4 -классном мужском училище» следует, что Училище имело очень приличную библиотеку, которая существовала на собственные средства, средства купца Ненюкова и частично за счёт казны.
Следуя этим общим нововведениям, Владимир Михайлович, приступив к своим основным, учительским обязанностям, параллельно начинает детально изучать историю города Краснослободска и культуру коренного населения окрестных крестьянских хозяйств - мордвы-мокши. Для этого собирает воспоминания старожилов, фольклор, предметы древнего быта, старые книги и даже проводит археологические раскопки,буквально заражая своих учеников и местных жителей своей любознательностью и творческой активностью.
Результы этих изысканий несколько позже обернутся рядом значительных работ и статей и будут опубликованы в «Известиях» общества археологии, истории, этнографии при Казанском университете, в «Пензенских губернских ведомостях», сборниках Губернского статистического комитета и «Памятной книжке Пензенской губернии».
Десять лет спустя после отъезда Владимира Михайловича Терёхина в Пензу (в 1908г.) в Краснослободске помимо прогимназии (угол М. Пензенской), приходских мужского (Базарная площадь) и женского училища (Соборная площадь), будет открыта семиклассная женская гимназия, выпускницы которой станут учителями начальной школы. В 1911 году откроют в Краснослободске частное мужское среднее учебное заведение первого разряда, на базе которого в 1913 году возникнет правительственная мужская гимназия. Здание для неё будет построено на средства купцов Ненюковых. Училища будут строить учёбу на базе трёхклассов начальных школ.
Запись в формуляре:
«По распоряжению Г. Управляющего Харьковским Учебным округом перемещён на таковую же должность в саранское Уездное Училище -1875, 25 июля»
Из формулярной записи видно, что управление учебными заведениями уездного Краснослободска, как и Пензенской губернии, в целом, в процессе образовательных реформ перешло из Казанского в Харьковский Учебный Округ.
Можно себе представить, что бы сейчас стало со Средним Поволжьем, если бы сохранилась такая схема управления… мордве пришлось бы не только забыть свои родные языки, но и русский, все говорили б «тільки по українськи». Этот документ лишний раз убеждает в том, насколько коротка народная память при отсутствии правильного образования и подаче искаженной информации. К этому отступлению можно ещё добавить и то, что, согласно старых книг по истории края, собранных В. М. Терёхиным, приграничные районы Поволжья, расположенные У Края с Дикой Степью, не редко называли Украйной, впрочем, как и другие поселения русских, татар, мордвы, украинцев и др., расположенные вдоль границ нашей общей Родины, под названием «Российское государство», «Русь».
ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2021/03/06/1280
К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=2#2
Свидетельство о публикации №221030501761