Про жизнь

Открытое письмо всем, кто попал в трудную ситуацию в  связи с тяжелой болезнью 

Наш опыт в течение 10 лет борьбы с Паркинсоном и не  только.


Я думаю, что все согласятся: когда кто-то в семье серьезно заболевает, весь нормальный ритм жизни  нарушается, и все силы бросаются на спасение больного.
И хорошо, если недуг небольшой или быстро излечимый — грипп, например, или удаление аппендикса, - одна-две недели — и человек опять на ногах.

Гораздо хуже, когда болезнь тяжелая, длительная или вовсе неизлечимая. Человек может быть годами прикован к постели, он полностью зависит от постороннего ухода.  От собственной беспомощности, резкой смены привычной жизни, общения, работы, болевых синдромов, а часто — от неизвестности и безысходности, у людей портится  характер, они впадают в депрессию, становятся мнительными, капризными, раздражительными, и родным приходится очень тяжело — вся их жизнь начинает вращаться вокруг больного.  Они делают жизнерадостные лица, пытаются внушить ему, что все будет хорошо, еще чуть- чуть  потерпеть — и болезнь отступит! Но сейчас люди стали грамотными и понимают, что дело идет к концу, и лучше уже не будет, и только раздражается от наших  призывов.
Мы сами понимаем, что лжем, но у нас  не принято говорить с больным человеком откровенно, мы стремимся не только его, но и себя убедить в положительном исходе лечения.

В результате все  из последних сил ухаживают за больным,  заранее  зная исход болезни, но все это время и больной и его родные не живут, а доживают эти последние месяцы и дни.

Так вот -  я это все к тому, что есть два пути (а может  и больше), по которым можно пойти: или лежать , жалеть себя и тихо изводить окружающих своими стонами, а можно до конца быть активным - на сколько позволяет состояние. И в каком русле пойдет процесс, во многом зависит от «обслуживающей» стороны. Как сумеют они организовать больному по максимуму полноценную жизнь: дать доступ к информации, общению с  родственниками   и друзьями, погулять, брать работу на дом, если есть увлечения — прекрасно!
И ГЛАВНОЕ — ЭТО СПОКОЙНОЕ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ БЛИЗКИХ КО ВСЕМ КАПРИЗАМ БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ЖЕЛАНИЯМ И ПОТРЕБНОСТИ ХОТЬ ИНОГДА  ПОПЛАКАТЬ И ПОЖАЛЕТЬ СЕБЯ!
Сопереживание близкого человека очень помогает жить и сопротивляться болезни. Очень важно знать, что ты не один: вместе с тобой  противостоят болезни врачи и даже совершенно незнакомые люди, которые как-то  узнали о тебе и  и посылают тебе слова поддержки или оказывают реальную помощь, делясь лекарствами или методикой лечения, проверенной на собственном опыте.
Но , конечно, больше всего  достается  самому близкому человеку, который постоянно рядом. Мы живем с мужем вдвоем, поэтому ему достаются основные заботы обо  мне. И ладно бы — только моральные — разъяснять мне, что Паркинсон — это не конец цвета и мы еще будем жить долго и счастливо. Конечно, постепенно болезнь давала о себе знать, но правильно подобранное лечение и выполнение всех рекомендаций врачей сделали мою жизнь вполне сносной, и она меня уже не очень  огорчала. Ну не могу я прыгать в высоту на 2 метра -и что? Я и раньше не могла и прекрасно обходилась без этого!
А теперь не могу быстро ходить и бегать за уходящим автобусом — и ладно!  Доктор сказал, что мой автобус теперь - всегда следующий!

И смею вас уверить с высоты своего десятилетнего стажа БП, что Паркинсон - не самое страшное в жизни. Да, ритм жизни становится другой, появляются какие-то ограничения и не очень приятные сюрпризы в виде бессонницы или скачков давления, но все можно подкорректировать. А к чему-то просто привыкнуть.

А вот когда выяснилось, что у меня махровый остеопороз и на куски развалился позвоночник, который  зажал  нервные окончания, вследствие чего я  слегла с дикой болью в ноге — тут и начались наши мучения, которые тянутся вот уже 2 года.
Так получилось, что на меня свалилось все и сразу, и мы только успевали  уворачиваться от одной напасти, как возникала следующая. За 2 года я перенесла шесть операций по 3-6 часов под общим наркозом, с учетом того, что я в это время еще умудрилась упасть дома и сломать бедренную кость здоровой ноги, которая заживала год вместе со встроенной в нее железякой. Так что  прыгала я как могла, опираясь на сломанную ногу, хотя и нельзя было, но другая болела так, что на нее нельзя было наступить — защемленный нерв стрелял в спину как  электроток. Но передвигаться как-то надо было!

Экстренная операция на желудке — он убежал в грудную клетку и его срочно надо было вернуть на исходную позицию, 4 операции на позвоночнике и три блокады — все это быстро рассказывать, но столько времени постоянно ухаживать за лежачим больным, который неделями должен лежать только на спине, - это просто подвиг!

И эти подвиги столько раз пришлось совершать моему мужу! Честно говоря, я не ожидала от него такого  терпения и быстрого приобретения знаний и навыков ведения домашнего хозяйства и ухода за лежачим больным. Никогда раньше он не готовил и всегда шутил, что  его можно допускать на кухню только в том случае, если кого-то понадобится отравить. А когда пришлось что-то готовить и кормить меня — откуда что взялось! Он   готовил так вкусно и  разнообразно — как в санатории: салатики, супчики, второе и компот. И даже блинчики на полдник!

Никогда раньше он не занимался стиркой, фундаментальной уборкой и прочими домашними делами. Естественно, помогал, когда просила пропылесосить, хрустальную люстру вместе мыли, еще что-то, а тут свалилось на него все и сразу! Потихоньку втянулся, все  у него по плану: в  пятницу — стирка, в субботу — уборка, На кухне все переставил, как ему понравилось, выбросил или убрал то, что казалось лишним или ненужным, и я поняла, что я уже мешаю ему на кухне, что это уже не моя епархия!
И оказалось, что он прекрасно работает в стрессовой ситуации. И это при том, что вся гигиена за лежачим больным тоже была на нем, плюс — все мои «принеси, подай, найди, подними, включи»! С ума сойти можно! А он -  все с улыбкой!
Все это время муж спал в пол-глаза, как мать с новорожденным. Стоило мне что-то случайно уронить, он тут же летел поднимать, приговаривая:  - Я уже иду, не трогай ничего!
Я совсем не уверена, что в такой ситуации у меня была бы такая выдержка и терпение. Быть одновременно в десяти ипостасях — это не каждому дано! И сиделка, и кухарка, и соцработник,  и уборщица, и прачка, и горничная, и организатор досуга, и курьер, и санитар, и медбрат — и все в одном флаконе! Короче — это все  мой МЕДМУЖ.

Как он следит за каждой царапиной на мне — как бы пролежни не начались, как  аккуратно делает перевязки, чуть не ежедневно меняет постельное белье — чтобы все было стерильно.  Уколы мне делает лучше любой медсестры. Доступно объясняет, почему у меня скачет давление и что нужно делать, гоняет гулять на балкон и заставляет читать вслух, так как голос от Паркинсона садиться. Петь как-то неудобно, а читать хорошо.
В общем жаль, что муж в свое время стал инженером, а не врачом. Из него бы отличный врач получился!

Вот такие способности открылись в человеке, с которым я живу уже четвертый десяток лет. Это вызывает во мне удивление, восхищение, сочувствие, признательность, неловкость за свою затянувшуюся беспомощность, за такую нагрузку, которую ему пришлось на себя взвалить, и в то же время - искреннюю благодарность и восхищение человеком, которого я когда-то выбрала себе в мужья!
Мы стали лучше понимать друг друга, бережнее относиться, стараться  не создавать напряга в отношениях, не обращать внимания на мелочи, которые  обычно портят жизнь, а главное — я стараюсь не хандрить, не ныть, а всегда быть в хорошем настроении и при нем не очень морщиться, когда бывает больно. Он замечает каждый мой маленький успех и хвалит и подбадривает меня. Сразу хочется совершить какой-нибудь «подвиг», и я стараюсь!.

Но самое  главное, что за эти два года он ни разу ни то, что не сорвался и не повысил голоса на все мои капризы, он даже не выразил недовольства на лице. Всегда с улыбкой, спокойно и доброжелательно выслушивал мои стенания и  заверял, что я молодец, что понемногу, но мы продвигаемся к выздоровлению, и скоро я опять буду холить! И я просто обязана встать на ноги!
А сколько ему пришлось побегать по аптекам, врачам за направлениями и рецептами, организовывать доставку меня из больницы  домой на перевозках «от кровати до кровати» в лежачем положении после перелома, возить на такси  по  всяким КТ и МРТ, возить на коляске по клинике по 8-ми этажам на сдачу крови, рентгены,  ЭКГ и проч. Это рассказывать легко и быстро, а каково это все проделывать в 73 года! Он буквально носил меня на руках, пересаживая из коляски на кровать, пока я не начала немного передвигаться на ходунках.
 
И несмотря на все это — мы не выкинули это время из жизни, не сложили лапки, а живем нормальной интересной жизнью. И если бы не пандемия — жили бы еще лучше. Жаль, что нельзя собрать гостей  - общение только по телефону, но оно ежедневное, поэтому мы всегда в курсе всех событий.  Но пандемия идет на спад, надеемся, что скоро я встану на ноги и карантин кончится — жизнь наладится, все опять будет хорошо.  Всем «девочкам» из нашего коллектива паркинсоников  тоже очень повезло с мужьями: все они заботятся и помогают своим женам бороться с болезнью, и низкий поклон им за это!

И нечего хоронить себя раньше времени! Мы еще совсем не старые! Подумаешь, 70! Ну и что?  Все равно мы с друзьями  друг для друга — девчонки и мальчишки. И пусть мы не так быстро бегаем, но чарльстон (держась за спинку стула) вполне станцуем!


Рецензии
Милая Ланочка, добрый день! Какое счастье, что рядом с Вами такой прекрасный человек, дай Бог, Вам обоим доброго здоровья. С уважением и теплом,

Эльвира Гусева   06.03.2021 15:43     Заявить о нарушении
Да! Это единственная лотерея в жизни , в которой я выиграла!))))Но зато по-крупному!
Только столкнувшись со своими проблемами, я с радостью констатировала факт, что у всех наших друзей и родных женщины выбрали себе таких хороших мужей, которые тоже ухаживают за ними, несмотря на преклонный возраст и тяжелые болезни.Одному из них вчера исполнилось 86 лет, жена уже 7 лет лежит после инсульта, а он за ней ухаживает, да еще и гостей принимает, чтобы ей повеселее было.
Все это хорошо, но лучше не устраивать нашим мужья такие проверки. Пусть все будут здоровы!
Спасибо, Элечка! Всегда рада Вам. Лана.

Лана Невская   06.03.2021 18:34   Заявить о нарушении