Велосипедно-лыжный поход из Тягуна
Трёхкилометровый отрезок пути до железнодорожного вокзала я доехал на велосипеде и таким образом проверил качество комплектования снаряжения. Лыжи и палки были привязаны вдоль рамы велосипеда, рюкзак пристёгнут на багажнике. Вот только при въезде в грузовой домашний лифт пришлось снаряженный велосипед ставить на заднее колесо. При посадке в электричку я разукомплектовал всё снаряжение и без труда самостоятельно загрузился в вагон. В Тягуне, конечной станции этого электропоезда, я выгрузился, быстро укомплектовал на велосипед снаряжение и, выехав на дорогу в направлении на Старый Тягун и Аламбай, двинулся по ней. По этой гравийно-глинистой дороге я несколько раз ездил на велосипеде ранней осенью. Тогда обочины и дальние отроги низких хребтов пестрели яркими пятнами золотых и пурпурных оттенков берёз и осин, которые перед сбрасыванием листьев словно решили сверкнуть своей красотой и усладить взоры окружающих. Теперь же заснеженные обочины дороги не так живописно смотрелись на фоне тёмно-серых стволов кустарника. А на склонах дальних хребтов тоже с сероватым оттенком возвышались тёмно-зелёные пирамиды пихт и елей. И лишь когда в окна перистых облаков проглядывало яркое, почти по-весеннему тёплое солнышко, окружающие пейзажи преображались. Снег, отражая ультрамариновый небосклон, приобретал голубоватый оттенок, а стволы молодых берёзок становились ослепительно белыми, белее снега. Так я преодолел участок дороги, идущий с небольшим уклоном вдоль речки Таловки.
Мои размышления и созерцание окрестностей нарушили какие-то щелчки по частоте не совпадающие с частотой вращения колёс. Предположение, что неисправна цепь, при её осмотре подтвердилось. Лопнула одна пластина замыкающего звена. К этому моменту я проехал около четверти предполагаемой велосипедной части маршрута. Предстоял подъём на туннель местами пологий, местами крутой настолько, что даже по бесснежной летне-осенней дороге я передвигался, ведя велосипед в руках. Тогда я решил скорректировать маршрут. Конечной точкой оставалась изба Моторная, но добраться до неё мне предстояло на лыжах, двигаясь от полустанка Тогулёнок. Велосипед же я намеревался оставить в приметном месте близ полустанка. Подъём на туннель по дороге с менее плотным снежным покрытием, накатанной лишь лесовозами, оказался не очень тяжёлым, потому что рюкзак и лыжи ехали на велосипеде. Местами дорога, преодолевая небольшие хребты, шла под уклон. И тогда я вставал на педаль и скатывался до следующего подъёма. На одном из таких участков мне встретился гружёный лесовоз, возвращающийся с вырубок. Мне пришлось затормозить, съехав в сугроб на обочине, пропуская машину, натужно двигающуюся на подъём. Через лобовое стекло автомобиля я увидел широко раскрытые от удивления глаза водителя и пассажиров. На седловине туннеля, где не было деревьев и постоянно дул пронизывающий ветер, дорога была заметена снегом толщиной сантиметров сорок. Тут же стоял бульдозер, изготовленный ещё в старину на базе ДТ75, который, вероятно, периодически заводили, чтобы расчищать от заносов этот участок дороги. Встретившийся мне лесовоз смог преодолеть этот заснеженный участок, оставив на дороге глубокие колеи. Я не стал заводить трактор, чтобы прочистить себе дорогу, а снял снаряжение с велосипеда, перетащил по частям через боковой снежный вал метровой высоты и двинулся по направлению к полустанку. На верхней открытой ветрам площадке снег был настолько плотным, что лыжи практически не оставляли следа, а разгруженный от рюкзака велосипед легко катился рядом по плотной снежной корке. А вот когда я спустился на склон в лесистый участок, то местами пришлось «челночить», перемещая поочерёдно то велосипед, то рюкзак. С верхней площадки туннеля, где была устойчивая телефонная связь, я созвонился с домашними, сообщив, что поход продолжается по плану, и с туристами, которые намеревались выехать сюда завтра, только по чисто лыжному варианту. От них я узнал, что в РТИшной избе сейчас находится Павел, проинформированный о моём способе перемещения. Эта информация и определила конечную точку моего маршрута на сегодня. Хотя был вариант ночёвки поближе в Новой Абашеыской избе. Более отдалённый пункт я выбрал потому, что Павел, знавший о моём заявленном в соцсетях маршруте, мог пойти утром в избу Моторную и, не обнаружив меня там, обеспокоиться и начать поиски.
С Контрольной горки от станции я скатился в сумерках уходящего дня по лыжне, по которой прошли несколько человек вчера или сегодня. На своротках к Новой Абашевской избе тоже был одиночный след, что свидетельствовало о наличии там жильцов. На нижней дороге были следы лыж нескольких человек, причём последний по времени след вёл во встречном мне направлении, что вызвало поначалу моё недоумение. На стоянке Геологов я остановился для перекуса, ибо от предыдущего в электричке прошло уже полдня, и организм настойчиво требовал пополнения энергии. Чай вскипятил на газовой горелке, поскольку термос для экономии веса я не взял. От стоянки Геологов в моём направлении шло лишь два следа, а происхождение встречного следа объяснилось лишь в РТИшний избе. Это Александр У., живший уже давно у Абашева, спускался к станции, чтобы перехватить у приезжающих туристов хлеба. В качестве бартерного обмена за хлеб он помог протропить участок лыжни до стоянки Геологов, а потом возвратился к себе. Подъём на верхнюю дорогу по протроплённоой лыжне оказался для меня не очень лёгким. Длительных остановок я не делал, но раз десять приостанавливался секунд на тридцать, делал несколько глубоких вдохов-выдохов и шёл дальше. Фонариком не пользовался, так как луна, находящаяся в фазе второй четверти, достаточно хорошо освещала путь с прояснившегося звёздного небосвода. Лишь на верхней дороге я включил фонарик, чтобы не пропустить следы, оставленные моими предшественниками, при подъёме на высокий вал снега для своротка на тропу к РТИшной избе. В половине одиннадцатого ночи я вошёл в нетопленную избу, хозяева которой Павел и Светлана уже улеглись спать. Но с моим приходом они прервали отдых, угостили меня ужином и мы подробно обсудили их и мой сегодняшние маршруты и планы на завтра.
Утром я угостил хозяев глазуньей с ветчиной по рецепту Н. Авдониной, посетовав, что она до сих пор курсирует где-то по странам Ближнего Востока и не может сама продемонстрировать своё поварское искусство ни реально, ни виртуально, как это было в Рождественскую ночь. Павел помог мне отремонтировать носок лыжи треснувшей вдоль оси, его просто перебинтовали скотчем. Попрощавшись с гостеприимными хозяевами, я отправился к себе в избу Моторную, прокладывая путь по южному склону водораздела Андрюшкиного ручья, и всё-таки по пути «прихватил» два лога, которые пришлось обходить, смещаясь севернее. Таким образом я убедился, что наиболее благоприятный путь в плане постоянства рельефа от РТИшной избы к Моторной избе ближе к верхней части водораздела. В избе я сразу растопил печку для прогрева в режиме средней мощности, прочистил от снега тропинки, принёс воды, и стал готовить плов, ожидая прихода друзей. Кто должен был прийти я не знал, потому что в туристических соцсетях информации об этом не было. Пришли Михаил с Ларисой, двумя внуками и рыжей собачкой Лялей. Мальчишки, едва переодевшись, устроили весёлую возню на нарах, словно не было трудного многочасового перехода. Чуть позже подошли Виталий А., доставивший на санях-волокуше металлический ящик для хранения продуктов, и Валера с Машей. В избе стало веселее. Пока все переодевались с дороги, подоспел плов, пришедшийся весьма кстати. Поздний обед плавно перешёл в ужин, на котором каждый стремился угостить всех принесёнными деликатесами и вкусняшками. Вечером Ляля под управлением Ларисы дала представление, в которое входили змейка, танцы, кувырки, прощание со зрителями и другие аттракционы, которые смотрелись на уровне программ, показываемых по телевизионным каналам.
На следующее утро Миша и его команда ушли, потому что мальчики не хотели пропустить день рождения другой бабушки. Маша осталась дома готовить обед, а мужчины отправились на… нет, не на охоту на медведя, а на прогулку по тайге. Мы протропили лыжню от избы до выхода на вершину горы Моторной, траверсируя её крутой склон. И со склона, и с вершины этой горы открываются живописные виды на переплетение невысоких хребтов и логов между ними, уходящих за далёкий горизонт, теряющийся в белёсой дымке. Изначально, на стадии освоения этих весьма удалённых от железнодорожных станций мест, на последнем участке подхода к избе туристы пользовались исключительно этим маршрутом, чтобы по пути, приостановившись для кратковременного отдыха, окинуть взором эти пейзажи и сделать несколько изумительных фотоснимков, чтобы, рассматривая их дома, вновь и вновь возвращаться сюда в мыслях. Головокружительный спуск на лыжах с рюкзаками с вершины горы также являлся неотъемлемой частью маршрута. Мы во время этой прогулки тоже насладились и прекрасными видами, и скоростными спусками. По возвращении мы отобедали тем, что бог послал, что привезли с собой и что приготовила Маша. Я занялся утеплением плинтусов между двойным полом и стенами, поскольку через эти рассохшиеся щели ощутимо дул наружный воздух, в результате чего перепад температуры воздуха на полу и под потолком составлял 25-30 градусов. Виталий А. отправился в гости к соседям в РТИшную избу, откуда к нам вскоре после его ухода пришла Лена С., причём по дороге они не встретились, ибо в тайге параллельные пути, подтверждая постулаты евклидовой геометрии, часто не пересекаются. Ближе к вечеру вернулся Виталий А., с ним были двое парней из соседней избы. Они пришли покататься с горы Моторной, а потом навестить нашу избу, чтобы пообщаться, попить чаю и подлатать крепление некачественно собранных изготовителем лыж. Всё задуманное ими было выполнено, но, уходя, они прихватили с собой и Виталия А., соблазнив его своей традиционной баней с бассейном в ручье, занесённым снегом метровой высоты. Виталий вернулся за полночь, когда все уже спали. Рано утром он намеревался выйти в Тягун, воспользовавшись лыжнёй проложенной группой, пришедшей в РТИшную избу два дня назад.
Утром 23 февраля в День Защитника Отечества, благодаря которому и образовались эти удлинённые выходные, все возвращались по домам. Виталий А. в восемь тридцать направился в сторону Тягуна, и надо отметить благополучно одолел этот маршрут за почти семь часов. Маша с Валерой вышли около десяти утра и неспешно отправились к станции Тогулёнок, имея на дорогу шесть часов. Я спустя полчаса после их ухода тоже выдвинулся к станции, поднимаясь по траверсу горы, используя лыжню, проложенную накануне. Я сова и снова окидывал взглядом давно знакомые визуально и по сновиденьям пейзажи, унося их в своей памяти. Придя к станции за полтора часа до отправления электрички, я оставил там велорюкзак, трансформированный в заплечный вариант, и отправился по слегка припорошенному снегом лыжному следу, оставленному мною трое суток назад, чтобы забрать велосипед, оставленный под ёлкой. Надо отметить, что переоборудование рюкзака было успешным, он удобно сидел на спине как в варианте с полным, так и с уменьшенным за счёт стягивающей молнии объёмом. Велосипед я нашёл на месте, он был только слегка прикрыт лёгкой пушистой накидкой из снежинок. На перроне ко мне и велосипеду подходили знакомые и незнакомые туристы. Кто-то, чтобы сфотографироваться с необычным для зимы туристическим снаряжением, а другие, уже знавшие по каналам таёжной связи о моих приключениях, чтобы уточнить детали событий. Сесть в электричку и выйти из неё мне помогли друзья. До дома я дошёл за сорок минут, ведя велосипед с притороченными лыжами в руках.
Главные цели по прохождению комбинированного велосипедно-лыжного таёжного маршрута с некоторыми неизбежно возникающими при исполнении вариациями были выполнены. Два запасных замковых звена для велосипедной цепи я незамедлительно заказал в Китае, а одно приобрёл и установил в одном (или единственном) продающим запчасти для велосипедов в зимнее время магазине «Веломир». Эксплуатация велосипеда с шипованными шинами по заснеженным дорогам и тротуарам Барнаула продолжается…
февраль 2021 г.
Свидетельство о публикации №221030500180