Декор. Охота на слова

      
В апреле-мае 1975 года я в составе молодёжной делегации оказался в Чехословакии. В молодёжном лагере в Высоких Татрах у нас было немало интересных встреч, был даже футбольный матч. Что удивило? Каждое утро к входу нашего корпуса приходил мужчина с тележкой-тачкой, он привозил песок с заднего двора, речные гальки, цемент, воду и делал дорожки возле корпуса. Работал не спеша, но к вечеру появлялось несколько квадратных метров дорожки. Мужчина неплохо говорил по-русски и охотно отвечал на наши вопросы. Первое, что он делал, - расчищал ложе, чтобы в нём не оставалось ничего от  растительности, никаких корней, никакого мусора. Когда мы сказали, что весь мусор можно забутить под песок, он возразил, что он строит дорожки  не менее, чем на 120 лет. Мусор загниёт, растения могут прорасти. На самый низ он укладывал щебень, потом засыпал просеянным песком, в песок вколачивал «на попа» гальку, не менее 10-12 см длиной, выравнивал, а сверху заливал бетоном. Мы не дождались, когда он закончит всю дорожку и сделает декор, то есть отшлифует специальной машиной с абразивными дисками.

Я тогда обратил внимание на слово ДЕКОР в значении «шлифовка», «отделка», «улучшение».

Смотрим Википедию:
 
Декор (лат. decor — приличие, пристойность, совместимость) — в традиционном значении под декором понимают совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения, его интерьеров, а также предметов быта, изделий декоративно-прикладного искусства. Декор может быть живописным, скульптурным, архитектурным, различным по материалу и технике выполнения. Различают также «активный» декор, соответствующий конструкции постройки или изделия, связанный с его функцией и формой, и «пассивный» декор, не соответствующий членениям формы и привлечённый лишь для поверхностного украшения, например орнамент. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения.

И ещё один абзац из Википедии:

В древнем Риме под декором понимали нечто большее, чем просто украшение. В латинской риторике «decor» означает «достойное благообразие», то же, что «honor» — «украшение» в смысле «хвала, слава, почет». Слово «decor» производили от «deceat» — «то, что подобает». Согласно Цицерону, «греки называли это „prepon“, а мы называем „decorum“» . «Decor ornamentorum» означало «уместность украшений», оправданность деталей по отношению к целому. Противоположное значение: «indecentia» — «непристойность». Римляне понимали decorum как «сообразное, надлежащее, подобающее»; индивидуальную, особенную красоту, выражающую органичность приспособления частей к целому, какого-либо предмета или человека к особенностям ситуации, обстановки. Каждый предмет должен иметь свой «декорум» в отличие от всеобщей, абсолютной красоты, которую обозначали греческим словом symmetria. Глагол «decorare» означал «украшать» в смысле «возвеличивать, прославлять», в отличие от «ornare» — «украшать» в значении «снабжать необходимым, оснащать, вооружать». "Так, если римскому легионеру требовалось «ornamentum» — снаряжение, которое могло быть весьма дорогим, украшенным гравировкой и чеканкой, но, прежде всего, должно было охранять его жизнь в бою, то императору во время триумфа полагался «Decorum». В это понятие включались пурпурная мантия триумфатора, лавровый венок, триумфальные арки и колонны, шествия и все связанное с празднованием триумфа в особо торжественных случаях. Декор нес в себе идеологический смысл. Орнамент имел формальное значение".

В самом начале ковидного 2020 года я открыл для себя итальянского гравёра, археолога и архитектора Пиранези, родившегося по сути на территории нынешней Словении, находившейся в то время под контролем Венеции.

Википедия сообщает, что Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi, или итал. Giambattista Piranesi; 4 октября 1720, Мольяно-Венето (близ города Тревизо) — 9 ноября 1778, Рим) — итальянский археолог,  архитектор и  художник-график,  мастер архитектурных пейзажей, исследователь и коллекционер римских древностей, издатель эстампов. Единственный в своём роде художник, составивший полную картину античных памятников, обнаруженных в его время, и творивший собственный фантастический мир архитектуры.

В глобальной сети много материалов по изучению наследия Пиранези, и далеко  не все считают создание Пиранези фантазиями. Хотел бы выделить те работы  Елены Топсиды, где исследуются технологии древних: геодезическое планирование, изучение природных процессов, каменное литье, сверление крупных отверстий, полимерные материалы, в частности, то, что обозначено в альбомах гравюр и офортов, как VEDUTE DI CORA PIRANESI, то есть натуральные виды декора от Пиранези. К примеру, в видеофильме «Башня дьявола для Пиранези» есть рассказ о рисунках и гравюрах, связанных с Аппиевой дорогой. Сам Пиранези при  описании технологии постройки дороги декором (в форме DI CORA) назвал зачистку алмазными резцами верхней поверхности дороги, состоящей из обрезанных пяти-  или шестигранных столбов из базальта. Похоже, в прошлом такие  базальтовые скалы вулканического происхождения встречались очень часто. Некоторые столбы были  настолько ровные, что трудно поверить в то, что их создала природа.

В годы моего раннего детства  много было базальтовых камней в моём родном городе. Однажды я подобрал такой камень, довольно увесистый, и пришёл в геологическую партию, отыскал начальника,  и он мне объяснил, что в таких камнях содержится много железа. Когда-то ровными кубиками из базальта были выложены многокилометровые полосы вдоль проезжих частей по улицам Республики, Ленина, Советской и Освобождения Урала, эти камни отделяли проезжую часть от дощатых тротуаров. А потом дорогу стали заливать бетонными плитами от вокзала до кладбища и далее на Сороковку, потом залили асфальтом тротуары, а камни чёрного цвета куда-то исчезли. Возможно, пошли на переплавку.

Я постоянно присматриваюсь к старым снимкам, но нигде не вижу таких мостовых, а они ведь были.

В Дюссельдорфе на набережных Рейна ещё немало опорных стенок, выложенных из базальта, они красиво смотрятся.

По утверждению Пиранези поверхность  дороги - DI CORA – делалась алмазными резцами, а строитель дорожек на базе в Высоких Татрах применял абразивные диски, но при нас он эту работу не делал.

Меня заинтересовало мнение автора видеофильма Елены Топсиды, которая предположила, что Башня дьявола в США сложена из базальтовых столбов. А не росли ли на нашей планете базальтовые деревья, от которых в разных частях света остались только гигантские пеньки? И самый верхний слой столбов можно соотнести с корою деревьев, и DI CORA, по мнению Елены Топсиды, - это словосочетание «из коры», то есть то, чем покрывают сверху.

Мне кажется, есть логика в таких рассуждениях. То есть DI CORA – это ДЕКОР, то есть «из коры». Это то, чем укрыто.

К этому наблюдению за уши притяну и своё мнение. Я родился и вырос в городе, где с детства слышал имя основателей города и заводов – семейства Демидовых. Историк Игорь Непеин и инженер-строитель, писатель Кирилл Шишов написали в 1998 году «индустриальный роман» «От Демидова до Вольхина», где отразили три века истории металлургии на Урале, в частности, в Кыштыме. В предисловии генеральный директор Кыштымского медеэлектролитного завода Александр Вольхин отметил: «История завода – пример успешного усвоения уроков прошлого, а к нему надо относиться бережно. Уверен, что книга откроет читателям новые факты нашего удивительного прошлого, поможет точнее оценить нынешнее судьбоносное для России время».

А несколькими годами раньше, в 1994 году, вышел в Екатеринбурге исторический альманах «Демидовский временник», а в нём много из того, что столетиями лежало в архивах и запасниках музеев.  Всегда вскользь говорили о связях Демидовых с итальянскими семействами.

К примеру, в  честь Николая Демидова, ставшего щедрым меценатом, во Флоренции названа улица, стоит  памятник в центре города. Демидов – имя, которое до сих пор вызывает в Италии уважение и восхищение. Рассказывают о том, что семейство российских заводчиков породнилось с олигархами Флоренции и Тосканы. А не вложены ли деньги итальянских олигархов в развитие металлургии в России, чтобы вернуть доходами сторицей? Да и как–то не очень убедительно звучат истории, как Антуфьевы из крестьян стали мастеровыми и заводчиками Демидовыми, владельцами горнодобывающих и оружейных предприятий на Урале и в Туле. Похоже, этим надо всерьёз заниматься.

Вообще удивительно, как много русских следов в солнечной Италии.
Флоренция. В квартале Сан-Никколо по Piazza Niccola Demidoff величественный памятник Николаю Демидову, его подарил городу Флоренции в 1870 году  сын Николая Анатолий.  Работа скульптора Лоренцо Бартолини представляет собой Николая Никитича, одетого в тогу римского сенатора. Он обнимает сына, у ног благотворителя располагаются четыре женские аллегорические фигуры – Природа, Искусство, Милосердие и Сибирь.

Николай Никитич Демидов в юности чуть  не потерял все свое огромное наследство. Кутежи, развлечение, трата денег направо и налево… Над Николаем Никитичем была установлена опека, Это помогло сохранить и приумножить семейные богатства. Сам  Николай Никитич приобрел владение Сан-Донато, где прочно обосновались он и его потомки. А сын Анатолий Николаевич покровительствовал художникам.
 «Acta non verba» («Дела – не слова») – так написано на родовом гербе Демидовых.

А теперь о том главном, к чему я веду. На мой взгляд, Демидовы и Медичи – это одно и то же семейство. В Италии они Медичи, в России – Демидовы.
В Дюссельдорфе, где я живу есть пятизвёздочный отель Derag Livinghotel De Medici  а Альтштадте (Старый город) на  M;hlenstrasse, 31.  Последняя часть в названии отеля DE MEDICI и даёт основания предположить, что  фамилия Демидов – это реконструированное название олигархического семейства Медичи. Но это пока только предположение. Прошлое надо копать основательно, к тому же в семейных гербах двух породнившихся династий много сходного.


Рецензии