Одно из народных лечений-1

     Читая произведения других авторов на данном сайте, вдруг вспоминается что-то своё из детства и юности. Вот и сейчас вспомнилась мне моя бабушка Анастасия Дмитриевна Власенкова(Гришина), которая лечила многих людей и животных в своей жизни. Сама к врачам никогда не обращалась, хотя болезни её тоже иногда донимали. Ей хватило одного посещения зубного кабинета... в 20-30 годах прошлого столетия. Знахарство и знания, чтобы лечить людей к ней перешло от её бабушки. Но этим она никогда не хвасталась. Я хочу рассказать про один случай, которому стала свидетелем.

     Однажды пришла к нам моя подружка Люда. У неё очень сильно опух палец около ногтя на правой руке. Боль в пальце не давала ни спать спокойно, ни писать что-либо в тетради на уроке и дома.
- Баба Настя, помогите мне палец вылечить, - чуть не плача проговорила моя подружка. - Не даёт покоя ни днём, ни ночью.
Посадила бабушка её на диван, развязала бинт и стала осматривать распухший и сильно покрасневший палец около ногтя. В народе данную болезнь называли "волосЕнь*" или ногтеед, а медицинское название ей -- панариций. Расспрашивать, когда, что и откуда у неё случилось, она не стала.

      В больнице обычно такой вопрос решают при помощи скальпеля и разных лекарств. У пациента стресс от болезненной и неприятной процедуры и лечение недели на три. А у знахарки своё народное лечение. Когда я ходила с девчонками в поле за васильками, то приносила по просьбе бабушки пшеничные и ржаные колоски. Бабушка пошла на кухню, где у неё за печкой в небольших мешочках хранились разные лечебные травы. Найдя и взяв в руки нужный ей мешочек, подошла к святому углу и стала шептать молитвы "Отче наш", "Живые помощи", "Да воскреснет Бог", креститься и кланяться святым образам.

      Перед началом любого дела, в праздники или, когда кто-то отправлялся в дорогу, она тоже всегда молилась. Потом подошла к нам, держа в руках колоски и кружку с водой. Меня она попросила принести небольшой тазик. "Интересно, как это колосками с водой можно вылечить больной палец", - подумала я, но промолчала. А она обложила колосками больной палец гостьи и стала поливать воду из кружки на палец и на колоски, шепча при этом молитву. Вода, конечно, стекала в таз.

      Эту процедуру она повторила трижды. Потом сама вынесла таз с водой и колосками куда-то в дальний угол за сарай и там вылила в ямочку, присыпав её землёй. Наверное, и там она прочитала ещё какую-то молитву.
- Ты, девка, приди завтра также, к вечеру. Вечером начала лечить, значит, и дальше будешь приходить по вечерам. Для лечение порядок во всём должен быть. Но ничего, смотри, дома не делай. Ни стирай, на огород не ходи. Управишься потом со всеми своими делами. И матери передай мои слова. Да не хвастайся никому, что и как.

      Нам с подружкой на тот момент было по тринадцать лет. Те, кто жил в своём доме, знают, что в этом возрасте девочки уже помогают почти во всех делах и в доме, и во дворе, и в огороде. Да и у подружки отец к тому времени помер, а в семье четыре девчонки, из которых подружка была самая старшая.

      На другой день вечером пришла Люда и сказала, что палец стал болеть меньше. Лечение всё повторилось, как предыдущим вечером. И на третий день лечение проходило также. Но бабушка сказала нам обеим, чтобы мы не пугались, если что увидим. А своей "пациентке" добавила:
- Сиди спокойно и думай о хорошем, если молиться не умеешь.

      На третий день я увидела нечто... Когда бабушка читала молитву, поливая воду на палец и на колоски, среди последних появился, извиваясь, какой-то то ли червячок, то ли волос. Он был похож на обычный толстый светлый, почти прозрачный, волос, который извивался. Он... был живой. Я была просто потрясена увиденным. Даже немного не по себе стало.

      Бабушка прочитала несколько молитв, перекрестила Люду и быстро убрала от её пальца колоски с извивающимся "волосом*" (ногтеедом - ещё его называют в народе) в старую миску. Взяв спички и миску с колосками и извивающимся волосом, бабушка попросила меня взять таз с водой. Мы вышли во двор, где она всё, находившееся в миске, тут же подожгла. Дождалась пока всё сгорит, а потом пошла за сарай с тазом и там вылила в небольшую ямочку. И присыпала её землёй. Подружка мне сказала потом, что уже в эту ночь спала спокойно.

      А на следующий день она уже улыбалась, и я тоже, а как иначе? Теперь Люда могла писать в тетради и помогать по дому своей маме. Спустя много лет она уже не помнила об этом случае, а мне тот третий день запомнился на всю жизнь. Но мой рассказ не означает, что я призываю всех бежать к знахарям. В больницу нужно обязательно показаться, а дальше смотреть, что и как будете лечить. Самое главное, чтобы не случилось подобного, нужно тщательно мыть руки с мылом, особенно если есть маленькие ранки или ссадины на руках.

* - Панари;ций (лат. panaricium — ногтоеда[1]; народное: волос, волосень кости (пальца)) — острое гнойное воспаление тканей пальцев рук и, реже, пальцев ног.
Найти информацию можно всегда через интернет.

"Если не принять срочных мер, то нагноение распространится вглубь тканей — к сухожилиям, кости, суставу, что может привести к значительной и даже полной потере функции пальца" - из интернета.


Рецензии
Очень интересный и познавательный рассказ. Знахари многое знают и умеют лечить, согласна. Спасибо за рассказ. С уважением,

Мила Стояновская   08.07.2023 16:31     Заявить о нарушении
Мила, благодарю Вас за прочтение и понимание!
Всего доброго Вам,

Лариса Потапова   18.07.2023 00:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.