Истины сказатель

               

     Перекладывая на современное написание малыми силами своими службу преподобному Иосифу Волоцкому, я не мог не поразиться красоте, образности и эмоциональности её. А также широте охвата тех духовно-мировоззренческих ценностей, которые отстаивал преподобный.  Кажется, время совсем не тронуло этого богослужебного текста. Он совершенно понятен нам, людям, живущим совсем в иную эпоху. И только церковно-славянское написание его создавало препятствия, что собственно и понуждало переложить её на современное  написание. Да и понятно, ведь «сознание даже многих церковных людей утратило связь с церковнославянской языковой традицией» (В.М.Кириллин).
     Мне захотелось поделиться с читателями радостью открытия уникального явления русской святости и памятника русского слова. Тем более, что личность преподобного Иосифа Волоцкого и сущность его подвига по защите православия и спасению Руси от внутреннего разложения, по известным причинам, изначально умалчиваются и искажаются. Причины эти хорошо известны и сводятся к тому, что преподобный Иосиф Волоцкий бесстрашно выступил против новоявленной ереси, занесённой с Запада  в 1470 году сначала в Новгород, а потом и в Москву, в великокняжеское окружение.
По итогам борьбы преподобного с ересью жидовствующих из его посланий сложился «Просветитель», не утративший своего значения до сих пор.
     И только в последнее время немногими честными учёными, такими как Вадим Валерьянович Кожинов, Игорь Яковлевич Фроянов, Владимир Михайлович Кириллин, сделавший замечательный перевод вступления к «Просветителю» «Сказание о новоявившейся ереси», вышедшего в Иосифо-Волоцком монастыре в 2008 году, показано величие преподобного Иосифа Волоцкого, красота его личности, смысл и значение происходившей тогда духовно-политической борьбы.
     Почему личность преподобного Иосифа Волоцкого и существо его духовного подвига умалчивались и умалчиваются? По всей видимости, потому, что силы, ведущие происхождение своё от еретиков, остаются всё ещё влиятельными в нашем обществе. Причём, теперь, это не только исказители церковных догматов, не только Христа хулители и Священных Писаний тлители. Ересь, как уклонение от духовной природы человека в своей значительной части переместилась в область духовно-мировоззренческую, идеологическую и даже политическую.        
     Да и само понятие ереси, имеется в виду новоявленной в Новгороде, вокруг которого во все времена велось столько полемик и давалось столько толкований, определяется не совсем точно – как выбор новой веры. Повод  этому вроде бы даёт происхождение рассматриваемого нами слова от греческого, как выбор. Но такое происхождение этого  слова не даёт никаких оснований считать его выбором новой веры. Это разрушение веры существующей – православия. В этом смысле ересь является антисистемой. Для такого её определения есть все основания. Во-первых, еретики обращались к Священным Писаниям, находя в них «нужное» себе, их искажая.  Во-вторых, своих писаний, своих обоснований «веры» они, по сути, не имели. И, в третьих, свои убеждения и уклонения от православия они  скрывали, что однозначно характеризует их как представителей тайного антицерковного, противогосударственного и антиобщественного заговора.
      Да ведь и открылась ересь в Новгороде случайно «по пьяному делу» и только пятнадцать лет спустя как там появился жидовин Схария со своим «миссионерством», то есть только тогда, когда архиепископом Новгороду и Пскову стал Геннадий. Вступительная же статья к «Просветителю» «Сказание о новгородской ереси» написана преподобным Иосифом Волоцким через 25-30 лет после начала этого еретического движения на Руси.  И только позитивистское, социологическое сознание может представить дело так, что архиепископ Геннадий и преподобный Иосиф начали борьбу с ересью тогда, когда она пошла уже на убыль. В области веры, в духовно-мировоззренческой сфере всё свершается иными путями. Во всяком случае, не носит характера какого-то «события», но продолжается во времени. И как мы знаем, Русь потом ещё не раз жестоко сотрясали ереси. Впрочем, продолжаются они, в иных, конечно, формах до сего дня…

     Трудно сказать, когда была создана служба преподобному Иосифу Волоцкому. По всей видимости, сразу после его кончины, последовавшей в 1515 году. Но мы точно знаем место её написания – Иосифо-Волоцкий монастырь. Об этом автор её говорит вполне определённо. Отмечая тот факт, что Иосифова обитель процвела как лилия: «Процвела есть пустыни яко крин Господеви», он тут же говорит о себе, о том, что там он утвердился духовно:  «О ней же утвердися мое сердце».
     Служба – особый богослужебный текст, отвечающий определённым канонам. В этой же службе удивительно сильно личностное начало. Мы как бы постоянно чувствуем присутствие автора. Он просит Господа дать ему слово разума, чтобы достойно воспеть преподобного Иосифа Волоцкого: «И даждь ми Христе слово разума, да воспою твоего угодника преподобнаго Иосифа». Он обращается с молитвой к Богородице, ища спасения: «Аз Дево Пречистая к тебе прибегаю окаянный, искии тобою обрести спасение». «Владычице Пречистая, грешником спасение, приими молитву сию, и избави мя от грех моих, твоему сыну прибегающаго. Молитвами угодника твоего преподобнаго Иосифа».
       Это личностное начало в службе, а также то, что автор очень точно и последовательно отмечает те духовные ценности, которые отстаивал преподобный Иосиф Волоцкий, позволяет сделать вывод, что автором её мог быть человек не только духовно близкий преподобному, но и хорошо его знавший. Вполне возможно это мог быть его племянник, архиепископ коломенский Вассиан Топорков, столь же непримиримо относившийся к еретикам, обличитель Максима Грека.  С Вассианом Топорковым встречался царь Иван IV в Песношеском монастыре после выздоровления в ходе своей поездки по монастырям.
В службе образ преподобного Иосифа Волоцкого предстаёт не только не сходным с тем, каким он является в духовно-идеологической  публицистике, но, можно сказать, прямо противоположным ему. Ведь тот раскол общественного сознания, на «иосифлян» и «нестяжателей», который был произведён, по сути, умышленно, направлен против Иосифа Волоцкого и его сторонников. Ссылаясь на преподобного Нила Сорского, «нестяжатели» пытались представить дело так, что они и есть постники и воздержатели, а «иосифляне» являются «стяжателями», лишь потому, что отстаивали  монастырское служение. Суть же этого противопоставления была прямо  противоположной: Иосиф Волоцкий и его сторонники, отстаивающие чистоту православия и русскую государственность, были объявлены стяжателями. Им же противостоят  «нестяжатели», ведущие противогосударственную деятельность и сближающиеся с еретичеством.
     Как же можно называть преподобного «стяжателем» в его добродетельном житии, если он «зиму страстей многокозненную умертвил», «плоть покорил еси духу», «алчбою плоть свою умертвил». Телесные страсти усыпил воздержанием и постничеством.               
     «Ризную худость имел еси преподобне Иосифе. Зиме же и лете не пременяя». То есть, одевался как нищий, не переменяя одежд своих ни зимой, ни летом.
Автор службы представляет преподобного Иосифа Волоцкого как умнейшего человека своего времени: «Уму первому приближился еси, душа своея чистотою». Вместе с тем, как образованнейшего человека: «И дарова тебе слово божественнаго разума, им же отсекал лжу от истины, и исторгал еси плевелы неверия». Ум и образованность – это и было оружие духовное преподобного: «Вельми подвизался на враги безплотныя песней, постом и молитвою…»
     Преподобный явлен в службе, как трудолюбивый книжник, собравший всю божественную мудрость: «Собрал еси яко трудолюбива пчела всех книг божественная словесе и сими уста скверная безбожных заградил еси». Книжную же образованность автор службы понимает как одну из самых высоких добродетелей: «Всяк книжник научився божественному писанию, подобен есть царствию небесному». Именно поэтому преподобный Иосиф Волоцкий, Евангельского учения послушник, является для нас «светильниче пресветлый», «светильник русский»,  «русская звезда».
     В службе преподобному представлены все фундаментальные основы христианского вероучения, против которых восстали еретики. Он отстаивает божественность Спасителя, поревновав Евангельскому учению. В отличие от еретиков, более склонных к Ветхому завету. Он научал «славить Святую Троицу во едином Божестве», что подвергали сомнению еретики.
     Преподобный отстаивает иноческое служение, как угодное Богу: «Иночествующим наставниче и благочестию поборниче». При этом являясь примером инокам: «Правого учения был еси образ иночествующим».
     Сказуя от божественных писаний, преподобный, учил христиан тому, как подобает «почитати святые иконы и честный крест Христов».
     Преподобный Иосиф Волоцкий отстаивает самодержавство, государственность, как условие добродетельного жития, моля спасти православного царя нашего, и «царю нашему на враги одоление». И самодержавство он понимает именно в том виде, в каком потом пришлось отстаивать его с такими трудами первому русскому царю Ивану IY: «Яко да на бысть от Бога держава вам, и сила от Вышняго».
     Автор службы вместе с тем показывает муки и терзания преподобного на его пути к праведному житию: «Потопил еси преподобне фараона мысленнаго в водах слёз твоих». И восхищен его прекрасным обликом: «И прошёл еси море житейское без истопления».
     Конечно, служба по своему характеру и назначению и является торжественным и высоким прославлением святителя: «Приидите вернии, стецемся усердно. Восхвалим отца нашего, истине сказателя». Но в ней ведь названы конкретные факты его благочестивого жития, которые не могут быть истолкованы двусмысленно…
     Но кроме службы преподобному Иосифу Волоцкому, перед нами – его «Просветитель», подтверждающий его добродетели – удивительный памятник русского духа, мысли и слова.  Где хотя бы в чём-то приближающиеся к нему по интеллектуальной мощи труды «нестяжателей»? Но коль их нет, разве это не свидетельствует о неправедности их дела?
     Нам, отстоящим от преподобного Иосифа Волоцкого на 505 лет после его кончины, непросто постичь во всей глубине и мудрости его «Просветитель». Но мы верим в главное значение его духовного подвига, что он выступал против тех, кто «душу губит, пред которой и весь мир ничего не стоит».

     Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко  "Солёная Подкова" М., издательство "АЛЕКС", 2010 г. стр.272 - 277.
https://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/23/istiny_skazatel/
http://www.n-jerusalem.ru/svjatye/text/365245.html Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь.
Государственная публичная историческая библиотека России. Карточка издания -https://unis.shpl.ru/Pages/Search/BookCard.aspx?Id=1314440
Портал Покров. http://pokrov.pro/-/
http://pokrov-fond.info/print/45799
  "Покров", журнал духовно-нравственной культуры: N. 3 (549) /Июль-Сентябрь 2017 г.

Материал к публикации подготовила Катерина Беда.


Рецензии