Издание серии Радуга

Издание серии "Радуга" литературно-публицистического альманаха «Солёная Подкова»
ПОХОДЪ ВКЛ. 07 АПРЕЛЯ 2007. ОПУБЛИКОВАНО В АРХИВ НОВОСТЕЙ

ПоходЪ
RadugaИздательский отдел Культурно-просветительской Инициативы "ПоходЪ" завершил серию единственного в своём роде авторского литературно-публицистического альманаха «Солёная Подкова». Название своему альманаху автор нашёл на Кубани, близ его родной станицы Старонижестеблиевской по имени грязевого лечебного озера Солёная Подкова. Его красивое, поэтическое имя приобретает значение символа и образа, места, где исцеляются не только от недугов телесных, но и духовных. Кроме того, это название исполнено глубокого смысла, так как в народе нашем живёт поверье, что найти подкову означает к счастью. Как писал А.Афанасьев, «известен обычай прибивать на пороге подкову, как средство, предохраняющее границы дома от вторжения нечистой силы…» Это новый тип литературного издания в условиях, когда литература, по сути, изымается из общественного сознания, призванный возвращению сокровенного смысла слова, восстановлению правосознания, возвращению в нашу жизнь духовных, литературных, человеческих понятий и представлений. Альманах может стать необходим тем, кто изучает русскую литературу и народное творчество – школьникам, студентам, учителям-словесникам – всем неравнодушным к духовной истории страны и народа, в ком наш расчётливый и лукавый век не убил пытливости ума и не погасил жара души.

«Солёная Подкова». Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко. Выпуск первый. М., «Эслан», 2006 г.
В первом выпуске альманаха «Солёная Подкова» автор представляет несколько иное прочтение романа М.Шолохова «Тихий Дон» в статье «Вещий сон генерала Корнилова» — о сне Л.Г. Корнилова в романе, оставшемся литературоведами просмотренном. А также статью «Я зову в собеседники время…» (Юрий Кузнецов в русском самосознании). Представляет талантливого поэта из г. Кореновска Краснодарского края Николая Зиновьева. Из прозаических произведений примечателен кавказский рассказ «Не для меня придёт весна…», а также документальный рассказ «Неопалимая Таисия» о кубанской Зое Космодемьянской Тае Троян, замученной и сожжённой немцами в феврале 1943 года, до сиз пор остающейся похороненной на частном огороде, а не станичном кладбище. Автор ставит вопрос о перезахоронении Таи Троян. Автор так же рассказывает об удивительном человеке – Сергее Даниловиче Мастепанове (1913 – 2002) паремиологе – специалисте по пословицам и поговоркам, учёном-самоучке с мировым именем, полиглоте, историке, археологе, составившем крупнейшее в мире собрание пословиц и поговорок народов мира. Ставит вопрос о спасении наследия учёного, имя которого без сомнения стоит в одном ряду с В.Далем, С.Ожеговым, О.Трубачёвым, но остающееся пока неведомым учёному миру… В статье «Краснодар или Екатеринодар?» касается важного и не такого простого аспекта для Кубани, как переименование краевого центра, аргументировано доказывая, что возвращение памятника Екатерине Великой вовсе не влечёт за собой, так сказать автоматически и переименование Краснодара, тем более, что есть пятнадцатилетний неудавшийся опыт переименований городов всей России…


«Солёная Подкова». Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко. Выпуск второй. М., «Эслан», 2007 г.

В этом выпуске впервые опубликована ненаписанная повесть «Встретимся на том свете или Возвращение Рябоконя» о поистине легендарном человеке, являвшемся символом повстанческого движения, непокорности и человеческого стоицизма в приазовских плавнях вплоть до глубокой осени 1924 года, кубанском Робин Гуде, до сих пор не реабилитированном. Своего героя для старых и новых идеологов остающегося бандитом, оправдал сам народ, передающий в поколениях легенды о нём, как и о всяком народном герое неуловимом и бессмертном. В этот выпуск вошла так же литературно-критическая повесть «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…» («Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина, как памятник русского самосознания). В ней автор касается природы предсказаний.

«Солёная Подкова». Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко. Выпуск третий. М., издательство «ООСТ», 2007 г.

В этот выпуск вошли литературно-критические повести о «Слове о полку Игореве», исследование «Откуда он, Казак-Мамай?», рассказы, представлена талантливая поэтесса из Минеральных Вод Раиса Котовская (1951-2007), а также статья «Сей образ прекрасного мира…». («Звезда полей» Николая Рубцова»). Примечательно, что поводом для написания этой статьи стала находка, автором в Москве в частных собраниях двух первоначальных рукописей «Звезды полей» до их сдачи в издательство. Автор делает значительные текстологические уточнения стихотворений поэта давно ставших шедеврами русской лирики. «Читаем с интересом, хотя и не со всем соглашаемся. У подчас противоречивого Петра Ивановича нередко суждения идут вразрез с общепринятыми. Своеобычный Ткаченко побуждает к горячей полемике. Но в спорах рождается истина. Вот и будем её искать, взяв вместо компаса «Солёную Подкову». «Кубанские новости», № 189, 12 декабря 2006 г. «Солёная Подкова» очень удачна и поэтично звучит». Василий БЕЛОВ, г. Вологда. «Пётр Ткаченко – один из подвижников-воителей за литературное дело. В годы смутного безвременья девяностых и массированного наступления эрзац-культуры, он занял позицию дозорного и хранителя, обратив свой взор в сокровенные глубины народного духа и истории. Он — составитель первого словаря кубанского диалекта за всю его историю «Кубанский говор», а также книг «Кубанские пословицы» и «Кубанские песни. С точки зрения поэтической». Его перу принадлежат исследовательские, а вместе с тем пронзительные в своей художественной публицистичности книги «Где спит казацкая слава», «В поисках града Тмутаракани. Невостребованные размышления о русской литературе и жизни», «Возвращение Екатерины», «Не для меня придёт весна…» и другие. Каждая из них – подобна отважному рейду по малоизученным, труднодоступным и опасным стремнинам и безднам отечественной истории. Писатель делает минувшее понятным и близким современнику, а свою малую родину Кубань – родной и близкой читателю.» Виталий КРИКУНЕНКО, писатель, заместитель директора Государственного учреждения культуры «Библиотека украинской литературы». г. Москва «Иначе как подвигом нельзя назвать издание авторского альманаха «Солёная Подкова». В альманахе много неизвестных фактов, много того, о чём и слыхом не слыхивали наши люди, даже проживающие на Кубани…» Виталий СЕРКОВ, поэт, г. Сочи. «Ваше исследование, посвящённое «Слову о полку Игореве», мне представляется интересным и заслуживающим пристального внимания со стороны научной общественности». Игорь Яковлевич ФРОЯНОВ, доктор исторических наук, Санкт-Петербург.

«Солёная Подкова». Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко. Выпуск четвёртый. М., издательство «ООСТ», 2007 г.

Это воинский выпуск альманаха. Кроме повести об афганской войне, размышлений о воинских песнях в него вошла статья «Тайна гибели Котовского», а также статья «Оружие Победы конструктора Грабина» — о выдающемся создателе лучших противотанковых пушек периода Великой Отечественной войны Василии Гавриловиче Грабине (1900 – 1980), о переписке и встрече с ним. В честь выдающегося земляка хлопотами писателя в станичном парке установлена знаменитая пушка ЗИС-3, которая красуется вот уже двадцать семь лет. «Дважды прочёл три выпуска альманаха «Солёная Подкова». Почему дважды? Во-первых, потому что издание оснащено удобочитаемым шрифтом. Во-вторых, в нём нет проходных и тем более развлекательных материалов, от которых за версту разит окололитературной тухлятиной. Фактически все произведения и темы, Вами опубликованные, достаточно глубоки и жизненно обоснованы. И главное – они освящены духом подлинной народности. Первым, но не последним свидетельством этому, является Ваше блистательное историческое исследование о великом народном защитнике В.Ф.Рябоконе, который с группой всего в полтора десятка человек (!) на протяжении нескольких лет не только противостоял террористической власти большевиков, но и одержал над ней абсолютную моральную победу, выразившуюся в том, что его реально поддерживало население огромного казачьего региона… Несмотря на Ваши сетования по поводу несправедливого отношения к нему нынешней Фемиды, именно Вы в своём исследовании убедительно доказали, что хорунжий Рябоконь ни в какой реабилитации не нуждается, ибо он вполне сознательно боролся против палаческой линии И.П.Малкина и др. В этом смысле оправдание своих действий Рябоконем в споре с В.К.Погореловым настолько безупречно и поучительно, что невольно напрашивается сравнение этого оправдания со знаменитой «Апологией Сократа», вслед за которым Василий Фёдорович мог бы сказать своим соотечественникам: «Если чтут убитого, часто помнят и убийцу… Покуда буду бессмертен я… будете бессмертны и вы». В отличие от своего друга детства В.К.Погорелова, ставшего супротивником, он прекрасно осознавал, что антагонизм классов (сословий) используется врагами России с целью её репрессивного истребления, в том числе и путём братоубийственных распрей, поэтому и пошёл добровольно на заклание, на самопожертвование. Его поступок можно выразить словами величайшего мыслителя ХХ-го века, по рождению донского казака, окончившего Новочеркасскую Платовскую гимназию, А.Ф. Лосева (1893 – 1988), который, пройдя через гонения и репрессии, осенью 1941 года в своей философской повести «Жизнь», опубликованной только в наше время, писал: «Жертва же в честь и во славу Матери-Родины сладка и духовна. Жертва эта и есть то самое, что единственно только и осмысливает жизнь. Преступление, жестокость, насилие, человеконенавистничество, всё это ополчается на нас и нашу Родину. Но всё это только и можно, только и нужно одолеть ради благоденствия Родины… Побороть противника не ради себя и не ради своей идеи, и даже не ради только ближнего, а ради самой Родины, — вот где подлинное осмысление всякой человеческой борьбы против зла». В издании достойно, на художественном уровне, представлены и проза, и поэзия, и даже ведётся летопись Культурно-просветительской Инициативы «Походъ», которую, можно рассматривать и приветствовать, как действительно большое реальное дело! Замечательно и то, что Ваш альманах возрождает, а может быть и создаёт, на новом качественном уровне, традицию, хотя и жёсткой, но вместе с тем, доброжелательной взаимной критической требовательности. В этом плане примечательны статьи: «Песнью всё пребудет…», «Так мне пророчествует лира…», «Вещий сон генерала Корнилова», «В поисках града Тмутаракани…», «Уже приспели гибельные дни», «Сей образ прекрасного мира» и др. В этих статьях сопряжены явления текущего времени с былым, что совершенно обосновано, ибо былое естественным образом всегда и всюду входит в состав настоящего. Однако в этих статьях, наряду с глубокими наблюдениями и выводами, проскакивают досадные неточности и крайности, с которыми нельзя согласиться. Например, Вы пишете: «Рубцовская захлёстывающая эмоциональность была возможна только в его время». Но огромное количество публикаций о судьбе и творчестве Н.Рубцова в наши дни, среди которых есть и Ваши статьи, говорит, как раз, об обратном. Кроме того, поэзии на уровне эмоций вообще не существует. Она является исключительной и чистой областью глубоко выношенных переживаний, мыслей и чувств. Такого мнения придерживались ещё древние и в их числе автор «Поэтики» Аристотель. Рассуждая о трагедии, он говорил, что зрелище, как средство возбуждения и нагнетания эмоций, чуждо поэзии. И русские поэты, линию которых развивал Н.Рубцов, особенно Ф.П.Тютчев, достаточно красноречиво настаивали на судьбоносной, чувственной природе поэтического творчества. Григорий Петрович КАЛЮЖНЫЙ, член СП России, г. Москва Авторский литературно-публицистический альманах писателя Петра Ткаченко «Солёная Подкова» — явление в отечественной литературе не только оригинальное, но и самобытное. В России альманахи выходят со времён М.М.Хераскова и Н.М.Карамзина. А во времена более ранние выходили сходные по жанру «Изборники», присущие древнерусской литературе. Так что традиции здесь глубоки, если не сказать беспредельны. Поэтому выход авторского альманаха вызывал некоторое сомнение: не будет ли он однообразным, ведь это альманах одного автора. «Солёная Подкова» счастливо избежала этой опасности. Уже в первый выпуск вошли произведения разных жанров и тематики – очерки и рассказы, блестящие эссе на исторические темы, глубокие разборы творчества классиков. Автор бесстрашно выступает против сложившихся мнений, как бы «авторитетны» они ни были, открывает новые имена в литературе, решительно выступает в защиту духовных ценностей, лучших традиций русской литературы, общественной мысли. И всё это в прекрасной языковой форме, с завидной глубиной мысли. После выхода третьего выпуска авторского альманаха Петра Ткаченко стало ясно, что он, как явление русской литературы, состоялся. Виталий Григорьевич РАДЧЕНКО, историк, публицист, военный журналист, полковник в отставке.

«Солёная Подкова». Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко. Выпуск пятый. М., издательство ООСТ, 2008 г.

Пятый выпуск альманаха открывает статья о русской философии «Мысли ясной благодать…» (трагедия и грех русской философии). В статье убедительно показано, как русская философия на рубеже Х1Х – ХХ веков была подменена русской религиозной философией, далёкой от народного самосознания, а порой и откровенно догматической, как в случае с Вл. Соловьёвым и как эта подмена совершается и до сих пор. Под рубрикой «Русско-кавказская цивилизация» опубликована статья «Вас, братья далёкие, ищет мой взор…», посвящённая уровню осмысления, как Кавказской войны, так и нынешних событий на Северном Кавказе. Поводом же для этой остропублицистической статьи стал выход довольно странной книги «Война длиною в жизнь» рассказов северо-кавказских писателей, составленной писателем Г. Немченко и изданной Фондом социально-экономических интеллектуальных программ (Фонд С.А. Филатова). Такие издания, к сожалению, вольно или невольно осложняют ситуацию на Северном Кавказе и даже провоцируют конфликты… Статья написана и опубликована до грузинской агрессии против Южной Осетии… В альманахе представлены так же рассказы автора, среди которых наиболее любопытен рассказ «Мамонт», так как автор касается «загадочной» архитектуры храма Живоначальной Троицы, возведённого в Москве в честь тысячелетия Крещения Руси, что у Борисовских прудов на Каширском шоссе. Автор представляет талантливого поэта из Белгорода Геннадия Островского (1950 – 2002 г.г.) Как и в предшествующих выпусках своего авторского альманаха Пётр Ткаченко продолжает перечитывание русской литературы, не отягчённое идеологическими догмами. Об этом свидетельствует литературно-критическая повесть, в которой он предпринял перечитывание романа А. Фадеева «Разгром» через библейские образы – «До разгрома и после него». (Кто и как убил Александра Фадеева. Куда и зачем вёл людей Левинсон. Кто и кого разгромил в «Разгроме»). А также статья – «Песни жизнь обрезала…». (Народная песня в «Тихом Доне» М. Шолохова. В статье «А он, как и был, остаётся поэтом…» автор рассказывает о своей дружбе со старейшим поэтом советской поры Павлом Григорьевичем Антокольским. В литературно-критической статье «Поиски подковы» рассматривается один примечательный образ в творчестве Осипа Мандельштама, до сих пор, кажется, не находивший объективной оценки. «Искренне благодарна за ваш труд, за веру, за смелость, за подвижничество, за бережное отношение к культуре, за правдивое собирательство судеб людских, за любовь к родной станице, краю, Родине, к людям. Это не просто слова, это чувствуется в каждом рассказе, повести, очерке. Мне интересно читать буквально всё. Замечательно, что много поэтических строк в альманахе. Стихотворения Юрия Кузнецова и Юрия Беличенко читала впервые – трогают душу. Что касается статьи о Кубанском казачьем хоре в первом выпуске «Солёной Подковы», о его новом песенном репертуаре – полностью вас поддерживаю. Эти новые примитивные ложно-патриотические тексты и невнятные мелодии так испортили, изменили отношение к хору. У меня была гордость, что хор – это основное культурное богатство края и его людей, несмотря ни на что, сохранённое. Остаётся надеяться, что В.Захарченко прислушается к вашим словам и, вернувшись к истокам, будет их беречь. Елена Ивановна СТЕПАНОВА, г. Краснодар.

«Солёная Подкова». Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко. Выпуск шестой. М., издательство ООСТ, 2009 г.

Этот выпуск открывается по традиции мировоззренческим материалом под рубрикой «Самосознание» — «В европейском ласковом плену…». На обширном материале автор задаётся вопросом о природе революций в России, касается роли первой волны русской эмиграции, а также – того странного патриотизма, по природе своей коллаборационистского, который всё ещё выдвигается известными писателями в качестве единственного образца патриотизма в России. Под рубрикой «Имя» представляет тонкого лирика Виктора Гаврилина из Солнечногорска Московской области, человека трудной судьбы, а также прозаика Александра Звягинцева, автора увлекательных романов о Сармате, послуживших сценарием популярного двенадцатисерийного кинофильма. Большое место в этом выпуске занимают статьи и краеведческие исследования об Александре Блоке. В статьях даются некоторые существенные уточнения расхожих представлений о наследии А.Блока. Публикуется также статья «Пред ликом родины суровой я закачаюсь на кресте…» ( о тайне смерти Александра Блока). В этом выпуске автор остаётся верен своей основной задаче – перечитывания русской литературы. Пишет о выдающемся критике и поэте Аполлоне Григорьеве, представлявшем собой реальную альтернативу социальной критике В.Г.Белинского, а также публикует обширную статью о талантливом, полузабытом критике Валерьяне Майкове (1823 – 1847). В статье «Что видится с Пикет-Горы?» автор размышляет о памятнике Василию Шукшину на его родине, а также касается некоторых аспектов современного монументального искусства. Как в этой, так и в других статьях выпуска Пётр Ткаченко выражает мнения, далеко не совпадающие с расхожими и преобладающими пока в общественном сознании. «Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко «Солёная Подкова» в литературном мире явление совершенно уникальное. Богатейший материал излагается хорошим литературным языком. В каждой публикации сквозит глубина мысли, любовь к своему народу, к его судьбе, культуре и языку. Он душой болеет за свой отчий край, за свою землю. Автор без остатка поглощён стремлением сохранить культуру и традиции своих предков. Задачей писателя является непривычное прочтение произведений русской литературы и необычное толкование ключевых страниц русской истории. («Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина, «Откуда взялся Ленин?», «До разгрома и после него» А. Фадеева, «Тайна гибели Котовского» и т.д.), не подверженное влиянию идеологическому, а заложенное первоначально автором. Для автора характерно знание Священного Писания, творений св.отцов, которыми он пользуется. Его литературно-критические повести о «Слове о полку Игореве» «В поисках града Тмутаракани», его непривычное прочтение через христианское миропонимание, древнерусской поэмы является свидетельством тому. Ткаченко Пётр Иванович – патриот, человек горячо любящий свой народ и его культуру, глубоко верующий и стоящий на страже церковных канонов и установлений. Автор альманаха страж, солдат, зорко охраняющий не только культуру народа, его традиции, но и веру христианскую, веру отцов и её понимание в свете учения св. отцов. Автор является подвижником на литературном поприще. Он собиратель духовных ценностей народа. В рубрике «Самосознание», в пятом выпуске альманаха публикация «Мысли ясной благодать…» (Трагедия и грех русской философии…) я обнаружил для себя, благодаря Петру Ивановичу, многое для размышления о философии. Я думаю, что эта публикация будет иметь продолжение, то есть последует реакция на мнение и взгляд автора по вопросу подмены национальной философии религиозной. Уверен, что не ошибусь, если скажу, что Пётр Ткаченко является ориентиром для ищущих истину, любящих свою страну, язык, культуру и готовых положить душу, силы, способности свои за чистоту и неповреждённость нравов и за всё исконно русское». Член редакционной коллегии журнала «Восток Свыше» Ташкентской епархии Московского Патриархата, преподаватель Ташкентской Духовной семинарии протоиерей Пахомий (ЛАЙ). «Авторский литературно-публицистический альманах, именно авторский – явление, безусловно, оригинальное и, видимо, вынужденное в той литературной ситуации, которая теперь сложилась. Таким мне и представляется авторский альманах Петра Ткаченко «Солёная Подкова». Альманах взбудоражил меня до предела. Читаю его с интересом, а порой и с восторгом. Автор задался задачей огромной важности – возвращения к народному самосознанию именно через русскую литературу. И тут для меня особенно интересным стало то, что он предпринимает необычное, оригинальное перечитывание русской литературы. Трогательным было прочитать его статью о «Тихом Доне», в которой он касается православной основы романа. А трогательным было потому, что я несколько лет назад тоже касался этой темы. Ну а коль авторы независимо друг от друга выходят на одну и ту же тему, это является верным свидетельством её объективности и необходимости. Не говорю уж о перечитывании им через христианские образы «Слова о полку Игореве», или – через библейские образы романа А. Фадеева «Разгром»… Ведь сегодня перед критикой и литературоведением стоит задача выработки правильной, грамотной методологии осмысления литературы, незамутнённой никакой идеологией, дабы свести к минимуму губительный позитивизм, к творениям духа вообще неприложимый… В этом смысле «Солёная Подкова» мне и видится изданием необходимым и даже злободневным». Владимир ЮДИН, доктор филологических наук, профессор ТвГУ, г.Тверь. «Читая урывками из-за хронической нехватки времени Ваши альманахи, ловлю себя на мысли, что всё написанное Вами: размышления, рассказы, воспоминания, — близки и понятны мне как по духу, так и по содержанию. И слог у Вас хороший, язык образный, русский, такую литературу не хочется читать всуе, смакую каждую фразу, и по-доброму завидую, что такое мне не дано. Жаль, молодёжь не читает такую литературу, понимание написанных Вами трудов приходит с годами и жизненным опытом. Не думаю, что Вам интересно мнение человека Вам незнакомого, но не мог отказать себе в удовольствии, чтобы не высказать свое уважение за Ваш творческий труд. Никогда не делал это ранее письменно, но очевидно задело за душу, тема близка и понятна мне. А когда представляю, сколько сил отнимает выпуск самого альманаха, то вполне могу представить труд раба прикованного к галере: не бросить, не устраниться, не отдохнуть, не забыться, и так далее. Волею случая, моя судьба столь похожа на Вашу, мы земляки и сопричастные к журналистике люди. У обоих за плечами трудное, бедное детство и юность на Кубани, военные институты и погоны до выслуги лет, Москва, как постоянное место жительства, и ностальгия по всё той же бедной Кубани. Только вы не изменили литературе, а я усомнился в своей необходимости служить ей. Может поэтому я так рад человеку, который ворошит сознание людей, напоминает им о суетности жизни, заставляет их задумываться: кто мы и откуда? Поэтому и находят Вас фотографии Ваших предков через сто лет, о чем Вы пишете в рассказах, Вы думаете о них, ищете следы своих предков. Это не Вы их находите, а они находят Вас… Перемешало лихолетье людей на Кубани. Как-то, во время очередных проводов (родительской) на хуторском погосте, расположенном на высоком берегу лимана, искал глазами осокорь, что рос в нашем дворе, и не нашёл дерева, хаты давно уже нет. И деревья умирают. Оглянулся: вокруг кресты и памятники людям, которых знал с детства, и не могу объяснить детям, кто они, кем были в моей жизни, кто мои предки и почему они лежат здесь. Собрал оставшихся родственников, начали составлять генеалогическое древо нашего рода, и дальше деда уже никто ничего подсказать не может. И точно так же с пожелтевших фотографий смотрят на нас с укором глаза наших предков…» Валерий Борисович СТОЯНОВ, г. Москва Есть «Солёная Подкова», Значит жизнь не бестолкова. С чувством поэтического братства Сергей ШМИТЬКО. 3 августа 2008 года. Шахматово. На Блоковском празднике поэзии.

«Солёная Подкова». Авторский литературно-публицистический альманах Петра Ткаченко. Выпуск седьмой. М., издательство ООСТ, 2009 г.

Седьмой выпуск «Солёной Подковы» открывается довольно обширной статьёй «Когда же произойдёт смена вех?», посвященной столетию знаменитого сборника о русской интеллигенции «Вехи». Автор рассматривает традицию нашей общественной мысли постигать революционные события через философско-мировоззренческие сборники от «Вех» в 1909 году, вплоть до нашего времени. «Русская звезда» — так называется исследование о преподобном Иосифе Волоцком. Автор публикует так же перевод службы преподобному Иосифу Волоцкому. В статье «Стихийных сил не превозмочь…» автор перечитывает одно из загадочных произведений русской литературы «петербургскую повесть» «Медный всадник» А.С. Пушкина. Под рубрикой «имя» представляется поэт Юрий Беличенко – «Мне этот век не был ни раем, ни тюрьмой…», а также малоизвестный пушкинист, проживающий ныне в Израиле Константин Яковлев. Публикуется его исследование «Сквозь мглу и облак» (А.С. Пушкин и Крым). В статье «Лик Спаса над бездной» рассказывается о том, что в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии близ древнего поселения Нижний Архыз несколько лет назад явлен наскальный образ Спаса Нерукотворного.
Семь выпусков альманаха «Солёная Подкова» составляют по цвету обложек комплект книг «Радуга».

Материал предоставила Катерина Беда.


Рецензии