Когда ты рядом. 3 глава

   - Ну что с ней делать... пропадёт в этой Москве, ведь и имя не спросят. Новости такие передают... как её одну отпустить? Пропадёт ведь... - бормотал Паша, выходя со двора за калитку.
   Проводив его взглядом, Даша включила телевизор. К тому, о чём говорили, девушка не прислушивалась, впрочем, она бы и не поняла. В политику не вникала, она была одержима одной идеей - поехать в Москву и непременно поступить учиться на артистку.
   Вера приехала через пять дней, Даша с нетерпением ждала её.
   - Ну, наконец-то ты приехала, мама! Тебя почти две недели не было! Мне же уезжать надо, ты же знала, - почему-то с упрёком, говорила Даша, даже не спросив про брата.
   - Да что же вам дома не сидится, а? Ты бы сначала о брате спросила, что ли... с порога сердишься. Устала я с дороги, умаялась, не видишь? С Тюмени добираюсь, то автобус, то попутка, - обнимая дочь и целуя её в беленькие щёчки, произнесла Вера.
   В комнату вошёл Михаил.
   - Приехала, значит? Как сын? Здоров ли? Не нуждается ни в чём? - спросил он, чмокнув жену в голову, поверх платка.
   - Кланяться просил, здоров, слава Богу. Работает... исхудал... - заплакав, произнесла Вера, сев за стол и уронив голову на руки.
   - Будя сырость разводить! Чего плачешь? Здоров сын, работает и хорошо, радоваться надо. Выучится, агроном свой у нас в деревне будет. Собери на стол, дочка, в ночь работать выйду. Устал очень, но председатель просил, не управимся, говорит, к посевной, - присаживаясь за стол, говорил Михаил.
   - Пап, мам... а я завтра уезжаю, - произнесла Даша, стоя у плиты, в ожидании реакции на её слова.
   Вера застыла в оцепенении, нет, она знала, вернее дочь говорила, что собирается ехать в Москву учиться, но женщина думала, Даша не решится, просто шутит, очередная блажь и она отступится. Михаил, нахмурившись, опустил голову.
   - Не пущу! - вдруг завопила Вера и вскочив из-за стула, бросилась к дочери.
   Михаил поднял голову и посмотрел на своих женщин, не зная, что делать.
   - Дашенька? Дочка? Не нужно в Москву ехать! Вот чувствую я неладное, не пущу я тебя, - схватив дочь за плечи, со слезами говорила Вера.
   Даша, отвернув голову от матери, стояла с каменным лицом.
   - Ну скажи ты ей, Миша! О Москве такое говорят, страсти такие... вот и Серёжа просил не отпускать тебя, была бы, говорит, парнем, а так... - убедительно говорила Вера, с надеждой глядя и на мужа, и на дочь.
   - Сергей мне не указ! Пусть о своей жизни заботится, а я сама справлюсь. Не отпустишь - сбегу, - сквозь зубы проговорила Даша, с вызовом посмотрев на мать.
   - Вера? Оставь её, а пусть едет. Через месяц сбежит из энтой Москвы и домой возвернётся, помяни моё слово. Куды денется? Без денег, без работы... - и сам не веря тому, что говорит, произнёс Михаил.
   Со злостью Даша накрыла на стол, а затем ушла в свою комнату, так и не сев ужинать.
   - Мишенька, нельзя её отпускать одну, пропадёт дочь, - заплакав и вытирая глаза краем платка, сказала Вера.
   - А ты не каркай раньше времени-то. Такая не пропадёт, ей палец в рот не суй, руку откусит! В моего батю характером, огонь девка! - то ли с гордостью, то ли с сожалением, произнёс Михаил, с аппетитом ужиная.
   Вера поняла, Даша уедет и её не остановить, ни слезами, ни просьбами. Даша жалости не ведала, с детства такая была. Даже плакала редко, если падала или ругали её. Однажды глубоко порезав ручку, без слёз и жалоб, сама перевязала рану, всё пряталась от матери.
   Вера взяла из комода, из-под полотенец и рушников, деньги и прошла в комнату дочери. Она села на кровать и положила перед дочерью несколько крупных купюр.
   - С собой возьмёшь, в городе без денег нельзя. Как устроишься, адрес отпиши, с отцом каждый месяц будем отправлять тебе деньги. Тёплые вещи возьми, валенки, свитер и пуховик... - опять заплакав и уткнувшись в плечо дочери, сказала Вера.
   - Мам? Ну не плачь, прошу тебя. Всё будет хорошо, вот увидишь. Обо мне ещё будут говорить, когда я артисткой стану, - обняв мать за плечи, сказала Даша и сама веря в свои слова.
   - Документы сложила? Паспорт, аттестат и метрику возьми, вдруг спросят. Да, справку у председателя надо взять... что ещё... ! Спаси и сохрани её, несмышленую, - прижимая дочь к груди, воскликнула Вера.
   - Что же ты меня раньше времени-то хоронишь? Сама ещё гордиться будешь своей дочерью! - вскочив с кровати, воскликнула Даша.
   - Ну и ладно, вот и хорошо, что гордиться буду. Я в дорогу тебе поесть приготовлю. Ой, ты за фаршем что ли сходи, ещё и мясо потушить нужно, до Москвы путь не близкий, в поезде есть нужно будет. Только будь осторожна, деньги поглубже спрячь и документы тоже. Иди до Зины, мясо купи и фарш на котлеты. Остальное в доме есть. Иди, дочка, - смирившись с решением дочери, сказала Вера.
   Даша, видя, что мать согласилась, наконец, радостно обняла её и расцеловав в обе щёчки, выбежала из комнаты.
   - Паша, вроде, влюблён в неё, пойду скажу ему, пусть с ней едет и нам с отцом спокойнее будет, - пробормотала Вера, выходя следом за дочерью.
   Паша жил за несколько домов от Даши, Вера поспешно шла вдоль заборов домов, на колья которых были надеты перевёрнутые горшки и банки. Войдя в калитку, она прошла к дому.
   - Паша? Ты дома? - крикнула она, постучавшись в окно.
   Паша тут же выскочил из дома.
   - Тётя Вера? Случилось что? - с тревогой спросил Паша.
   - Да нет, что могло случиться? Я поговорить с тобой пришла, можно? - спросила Вера, явно нервничая и теребя в руках салфетку, непонятно откуда взявшуюся.
   - Можно конечно... только мама дома, может во дворе? Как съездили, тётя Вера? Сергей здоров? - присаживаясь на стул, после того, как и Вера села, спросил Паша.
   - Сестра о брате и не спросила, а чужие волнуются, - подумала Вера и посмотрела на Пашу.
   Тот молча ждал, не зная, с чем она пришла.
   - Что делать-то, а Паша? - вдруг спросила Вера.
   - В смысле? Не понял... сейчас что ли? - с явным удивлением, спросил Паша.
   - Да нет... что же это я... ладно, скажу прямо, сынок... Ты ведь знаешь, Дашка в Москву ехать собралась, - волнуясь, Вера замолчала.
   - Знаю... просил её не ехать... да разве ж она послушает? - опустив голову, мрачно произнёс Паша.
   - Ну и вот... не послушала и нас с отцом. Пашенька? Может и ты с ней поедешь, а? Ведь страшно за неё, сердце у меня болит. Время, сам знаешь сейчас какое. Тебе же тоже учиться надо, верно? А диплом из самой Москвы... это ж, как здорово! - словно уговаривая парня, говорила Вера.
   - Да я и сам об этом думал, тётя Вера. Если она одна уедет и мне покоя ведь не будет. Но... что родители скажут... да и... Дашка не согласная будет... ведь не любит она меня... - смущаясь, произнёс Паша, опуская голову ещё ниже.
   Вера взяла парня за руку.
   - А ты-то, любишь её? - ласково спросила Вера.
   - Больше жизни! - воскликнул Паша, но осёкся, ведь о своих чувствах он никому никогда не говорил. Хотя и скрыть это было трудно, взгляд, которым он смотрел на Дашу, был слишком красноречив.
   - Любви стесняться не нужно, сынок. Я дочь свою, тебе доверяю. Ты только рядом с нею будь, а там... как Бог даст. Пойду я, она завтра уже ехать хочет. А хочешь, я с Соней сама поговорю? И с Виктором тоже? - предложила Вера, имея ввиду, родителей Паши.
   - Нет, я что, маленький? Сам с ними поговорю. Утром зайду к вам. Думаю, если ехать, то послезавтра, не успеем за день. До Тюмени добираться надо, а там на поезд сесть, - сказал Паша, провожая Веру за калитку.
   - А ты чего тут делаешь? - услышали они голос Даши, которая возвращалась из магазина.
   - Так это... я... - растерялась Вера, не зная, что ответить дочери.
   - Тётя Вера до мамы моей приходила. Послушай, Даша... я вот решил... с тобой в Москву поехать. А что? Тоже хочу учиться в столице, чем я хуже? Верно, тётя Вера? - произнёс уверенно Паша.
   Даша с недоумением смотрела на мать и на Пашу.
   - Значит... просить его пришла, да? Решил он... только врать вот не надо! - воскликнула Даша, собираясь уйти.
   Вера растерянно смотрела на Пашу. Даша вдруг резко остановилась и оглянулась.
   - А знаешь? Поезжай! Москва не моя, может и правда поступишь. Учился ты хорошо, так что... попробуй. Только... мне на пути не попадайся, понял? - вплотную подойдя к Паше, не обращая внимания на мать, произнесла Даша.
   Потом так же резко отвернулась и быстро зашагала в сторону своего дома.
   - Вот ведь характер... несносный, - смутившись поведением дочери, сказала Вера.
   - Укрощение строптивой... - улыбаясь, произнёс Паша.
   - Что? - спросила Вера и не дожидаясь ответа, пошла за дочерью.
   - Я утром зайду, тётя Вера! - крикнул Паша ей в след.
   - Зайди, сынок, ох зайди... - прошептала Вера.
   Она знала, что Даша будет злиться на неё за то, что она ходила к Паше. Но Вере было всё равно, главное, чтобы парень поехал с ней и был рядом. Иначе, не будет ей покоя. Сына она повидала и успокоилась, ну да, он мужчина, ему легче, но ведь сердце матери всё равно болит за детей, сколько бы им лет не было, как за мальчика, так и за девочку. За кого сильнее и не скажешь.
   - Мама? Ну кто тебя просил ходить до Паши, а? Ну зачем он мне там, в Москве? И хватит уже волноваться так за меня, не маленькая, - мягко говорила Даша, обнимая мать и прижимаясь к ней.
   Вера была удивлена.
   - Да я до Сони ходила, дочка... - ответила Вера, поглаживая плечи дочери.
   - Я тут принесла то, что ты просила. Давай, я помогу, - сказала Даша, кажется понимая чувства матери.
   Вечером, за ужином, Паша сказал родителям, что решил ехать в Москву, поступать в институт. Сначала и Соня, и Виктор опешили от заявления сына. Но подумав, решили, что учёба в Москве - это здорово.
   - А что? Чем наш сын хуже других, верно, мать? Правильно, сынок, это ты верно решил. А нам с матерью, гордость за тебя. Когда ехать-то решил? - спросил Виктор.
   - Ты погодь, Виктор... погодь... сынок? Скажи-ка нам с отцом, ты ведь за Дашкой ехать хочешь, верно? - вдруг спросила Соня.
   Паша здорово был похож на мать, такие же красивые глаза, светло-русые волосы, грубоватые черты лица. Тогда, как Виктор был, как бы сказать... настоящий русский мужик, каких в деревне было много.
   - А какая разница, жена? Главное, чтобы поступил, а Дашке мы только спасибо скажем, если Паша поступит в Москве учиться, - возразил Виктор.
   Паша с благодарностью посмотрел на отца, понимая, что тот выпил и поэтому очень добрый.
   - Верно говоришь, Виктор. В дорогу, наверное, поесть нужно приготовить, путь не близкий. Поди и Вера готовит дочери. Гляну, что у нас есть из продуктов... и деньги на дорогу нужны, наверное... - озадаченно говорила Соня, вставая из-за стола.
   Утром пришёл Паша, Вера собиралась на работу. Михаил пришёл на рассвете и крепко спал в своей комнате.
   - Здрасьте, тётя Вера. Мои согласились, чтобы я поехал учиться в Москву, теперь мне по-любому поступить нужно. А Даша дома? - оглядываясь по сторонам, немного тише, спросил Паша.
   - Дома я, ещё не уехала, Паша! Куда ж я без тебя? - насмешливо спросила Даша, входя со двора в комнату.
   Туалет во всех домах находился во дворе, там и умывальник вешали на летние месяцы, а зимой в сенцах умывались, из ведра с водой, в тазик. На севере морозы до пятидесяти доходили, до туалета ходить было тяжело, ночью и в ведро по маленькому можно было сходить, да и снега наметало так, что весь день приходилось расчищать лопатами дорожки к туалету и на улицу. Такая жизнь до старости, вовсе не привлекала молодую девушку, с её амбициями и мечтами.
   - Вот и хорошо, что поняла, наконец. Сегодня уехать не получится, а вот завтра и уедем, верно, тётя Вера? - спросил Паша.
   - Ладно... завтракать будешь? - снисходительно спросила Даша, не дожидаясь, когда мать ответит.
   - Вы тут хозяйничайте, а мне на работу идти, - произнесла Вера и отвернувшись, улыбнулась, выходя из дома.


Рецензии