Белые хризантемы

Последний тур конкурса бальных танцев проходил в самый канун Нового года в малом зале вновь отстроенного спорткомплекса. Был аншлаг. Среди постоянной публики, в основном родственников-болельщиков, Даша опытным взглядом выделяла некую специфическую прослойку близких и понятных  ей людей – бывших или несостоявшихся танцоров. Она отличала их по взглядам.

Её влекли сюда детские воспоминания и, как казалось, случайно попадавшиеся на глаза афиши. И еще – хризантемы, белые хризантемы. Восторженный праздник танца и хризантемы, появляющиеся в Москве с первыми холодами, когда-то однажды слились для нее в единое целое.

Даша сидела со своим спутником в восьмом ряду и, волнуясь, ожидала начала. Как тогда, как раньше, когда она сама танцевала. Какой-то запоздалый рефлекс. Но волнение было приятным, прогонять его не хотелось.

Латина, классический менуэт, русская кадриль, вальс… - и ноги, и спина Даши помнили все движения этих танцев. Девушка профессионально-оценивающе следила за выходящими парами, и вдруг взгляд ее застыл. Алеша?! Не может быть. Ей двадцать пять, значит ему двадцать шесть. А он-таки подрос. В то время ему было тринадцать, а ей двенадцать.

…Тогда тоже был канун Нового года. Их камерный детский бальный ансамбль, состоявший из шести пар, готовился к праздничным выступлениям. Пары были, что называется «станцованы», и ничто, казалось, не предвещало сбоя. Но уже во второй половине ноября захандрил постоянный партнер Даши – Алеша. Сначала он простыл, потом несколько раз не являлся без причины. Родители Алеши, танцоры, строго следившие за ним, были в отъезде…

-Ну, довольно! – не выдержала Ольга Николаевна, семидесятилетняя руководительница ансамбля, еще десять лет назад сама выступавшая с тридцатилетним партнером. - Довольно! Сегодня придет Саша, мой бывший ученик, и будет комплект. Он правда настроился на цирковое училище, но, будем надеяться, что у него это пройдет.

И вот она представила Сашу. Что из рукава вытащила. Все в одночасье изменилось. С первыми же движениями, с первыми «па», Даша почувствовала невероятное вдохновение и легкость – белокурый четырнадцатилетний мальчик, который был почти на голову выше ее, оказался настоящим профессионалом. Он вел уверенно и корректно. Как же с ним было легко!.. Уже после первого танца Ольга Николаевна заметила:

- Вы будто сто лет вместе танцуете, замечательно! – а к концу занятий сказала: - Если так пойдет, я вас, пожалуй, после новогодних праздников на конкурс выставлю.

Пара однозначно «получилась», и это заметили все. На занятия теперь Даша приходила в приподнятом настроении, и даже привычная муштра Ольги Николаевны не утомляла. После разминки у станка она без перерыва переходила к танцам.

- Встали в пары и по-ошли! Аня, носик выше, спинку держать! Я сказала – держа-ать! Дима, что за взгляд? Ничего лучшего, чем лицо Тани, перед твоими глазами нет и быть не может, и чтобы я в это поверила! Та-ак, хорошо!.. Улыбки, где ваши улыбки? Скоро выступление, а вы так и не настроились. Улыбки! Всегда можно обмануть улыбкой, если даже ноги врут! Да-да, и жюри можно очаровать, главное – настроение!

-Устали?!.. Еще один раз русскую кадриль и – все! Ну что за нытье, что значит «хватит»… Сколько вам лет? Роман, а ну-ка давай присядку!
 
Мальчик вышел в центр, и Ольга Николаевна стала вслух считать:
- …четыре, пять, шесть… Всего-то?! Встань на свое место. -Она сама выходит на середину зала. В страхе и волнении дети, а еще более присутствующие на репетиции родители наблюдают, как с выбросом ноги в сторону, то есть практически на одной ноге, семидесятилетняя женщина показывает присядку. Семь, восемь… десять, одиннадцать, двенадцать! Родители, иные из которых в страхе уже подумывали о «скорой», поднимаются со своих мест и вместе с детьми долго аплодируют. Не реагируя на «овации», Ольга Николаевна, переводит дыхание и кивает в сторону Олега, стоящего у магнитофона: «Кадриль, Олег!». Вдохновленные и устрашенные таким мастер-классом подростки не только не ропщут, но напоследок выкладываются, чем и заслуживают похвалу:

-Молодцы, молодцы!. Теперь можно и по домам. Завтра в шесть вечера генеральная репетиция. Все – в костюмах!

А назавтра, в начале седьмого в танцзале… появился Алеша. После разминки все стояли в ожидании музыки: мальчики на своих местах, а девочки стайкой в центре. Начался танец. Алеша, еще никем не замеченный, разделся на приставных стульях и, привычно поправив волосы, сел в ожидании перерыва. В ансамбле действовало неписанное правило: когда после отсутствия появляется постоянный партнер, заменяющий тут же уступает ему место.

Алеша, конечно, заметил нового мальчика, но поначалу тот не произвел на него большого впечатления. Он ждал перерыва, чтобы занять свое место рядом с Дашей. Между тем танец затянулся. Ольге Николаевне что-то не нравилось, начались повторы… У Алеши появилась возможность рассмотреть и оценить новенького. И, кажется, сейчас он пожалел о своей затянувшейся «хандре».

Перерыв. Алеша уже встал, чтобы занять свое место. И Саша, зная правило, хотел отойти в сторону. Но… вдруг он почувствовал, что тот единственный шаг, который сделал Алеша, был неуверенным. Означало это только одно – он по достоинству оценил соперника. И Саша, как шутливо заметила потом Ольга Николаевна, «сделал пируэт» - нарушил правило. Он не ушел. А перерыв, как назло, все длился. Саша стоял на месте, и весь его вид говорил: «Подойди и займи мое место, тогда уйду!». Алеша понял этот вызов и… не решился, чего долго потом не мог себе простить.

Все сомнения разрешили первые аккорды «Карнавала». Не видевшая ни Алеши, ни разыгравшегося немого поединка, Даша подбежала и подала руку Саше. Опытная Ольга Николаевна, уставшая улаживать подобные конфликты, мгновенно оценила ситуацию. Ревность была бичом ансамбля. Вот протанцуют год, и попробуй перетасуй их! А они растут. Возьмет девочка за лето да и вымахает! В таком виде оставлять пару нельзя, пара должна смотреться! Теперь вот Алеша… Они с Дашей конечно «станцованы», но нет, нет-нет, на этот раз Алеше придется смириться. Слишком яркая пара появилась в его отсутствие. Мгновенно прокрутив все это в голове, Ольга Николаевна не дала Алеше времени опомниться:

-Возьми Катю, Алеша! Вот сюда, за третьей парой! Темп, темп, включились!
Алеша привычно выполнил приказание, подошел к Кате. Но, пройдя круг, понял, что сделал что-то автоматическое, что-то не то… Он оставил девочку, взял свою куртку, и, не попрощавшись, вышел из зала.

В ансамбле он больше не появился. Говорили, что дома у него разыгралась настоящая драма. Мальчик категорически отказался заниматься танцами вообще. И только через год родители уговорили его вернуться к занятиям. Но уже в другом клубе.
Демарш Алеши, конечно, не остался незамеченным. Но Ольга Николаевна, как всегда, была строга и категорична:
 
- И нечего тут обижаться! В танцах, как и в музыке, нельзя отсутствовать долго!  К тому же, и причин-то не было… Это хороший урок для него.

Когда возникали эти разговоры о том, что Алеша после четырех лет занятий бросил танцы, где-то внутри  Даша чувствовала что-то, вроде вины… Однако категоричный тон Ольги Николаевны, участившиеся тренировки – они с Сашей готовились к выступлению на городском конкурсе – как-то гасили эти ощущения.  Да и не это было главным. Главным было то, что теперь Даша получала от занятий ту вдохновенную радость, которой раньше не было. Она будто и не танцевала, а летала… Ей даже казалось, что до появления Саши в ее занятиях танцами были только станок и труд и еще какой-то страх… вдруг что-то не получится? А тут, все это  исчезло… Все получалось! Будто Саша своим умением и каким-то искрометным порывом раскрепостил ее и дал ей почувствовать настоящую радость танца.

Праздничные выступления прошли прекрасно, со всех сторон сыпались комплименты. Скоро Даша напрочь забыла об Алеше.  Придирчивая Ольга Николаевна, выдержав для порядка паузу, выставила их на городской конкурс. Два месяца, пока они готовились к конкурсу, Даша жила в состоянии непреходящего восторга. От напряженных занятий она чуть не заболела. Лишь вдохновение и приподнятость, поселившиеся в ней с приходом Саши, давали ей силы.

Все шло по восходящей. И потому день конкурса, где они с Сашей победили с большим отрывом, не особенно выделялся в череде последних недель. Этот день она запомнила, как особенный, из-за финального штриха. Когда они с Сашей входили в фойе спорткомплекса, взгляд ее – случайно – не случайно – задержался на больших шарах белых хризантем, которые здесь продавались…И когда они, уже победителями, вернулись в раздевалку, именно сюда пришел этот незнакомый взрослый человек… с белыми хризантемами. Цветы он подарил именно Даше, именно ей он так проникновенно сказал: «Вы были лучше всех! Не бросайте танцев!». Она конечно знала, что «лучше всех» был Саша, но цветы были так хороши! И неужели это ей… как взрослой...
Белые хризантемы долго стояли потом в комнате Даши, навсегда слившись в ее воспоминаниях с восторгом того дня.
****
Вот и все. Заключительный и прекрасный аккорд! Достойный воспоминаний! На этом, собственно, танцевальная «карьера» Даши и закончилась. И если то, что выше отточий, была поэзией, нижеследующее следует назвать прозой… Начались будни. Во-первых, после столь длительного периода напряженных тренировок Даша заболела. Во-вторых, оказалось, что в школе все запущено. Пришлось долго и усиленно все наверстывать… Правда по весне и в начале лета было еще несколько показательных выступлений, пару раз Ольга Николаевна «выставила» их на новых площадках… Но – и все. Началось лето, каникулы…

А в сентябре, на первом же сборе ансамбля, стало известно, что Саша поступил в цирковое училище, его даже сразу поставили в какой-то «номер».
Ольга Николаевна пробовала девочку с одним, с другим партнером… Все было не то… Даша все чаще приходила на занятия как зритель.  Но Ольга Николаевна пообещала: «Я для тебя что-нибудь найду…», то есть и Дашу она «положила себе в рукав».
После этого был только один эпизод. Ольга Николаевна вспомнила еще одного своего бывшего ученика и пригласила Дашу на занятия. Случилось так, что Даша пришла с папой. Как только он увидел ее будущего партнера, он подошел к Ольге Николаевне: «Простите, но ему лет восемнадцать! А девочке тринадцать» - «Года через три-четыре разница уже не будет так заметна, уверяю вас…» - «Даша на занятия ходить больше не будет!» 
*****
…Они сидели в восьмом ряду. Конкурсные выступления заканчивались, и тут Даша вспомнила… Сказав своему спутнику: «Я -сейчас…», она поднялась и вышла из зала. В фойе, как и тогда, продавали белые хризантемы… Купив цветы, она подошла к служительнице, стоявшей у входа в артистические уборные и передала ей букет из пяти роскошных хризантем: «Передайте пожалуйста это Алексею Ланскому» - «Той паре, что заняла первое место?» - «Да-да, но передайте именно Алексею».
Даша вернулась на свое место и неожиданно сказала своему спутнику:

- Я не рассказывала тебе историю про девочку, которая хорошо танцевала, и ей пророчили большое будущее? Но потом она обидела одного мальчика. За это Бог ее наказал, а мальчика наградил…

- И этого мальчика звали Алеша Ланской и именно ему ты сейчас передала цветы, - улыбнулся ее спутник, - нет, эту историю ты мне еще не рассказывала. - И они поднялись, приветствуя победителей.
Декабрь 2000 г.
 


Рецензии
Какая социально-общественная спасительная идея в сем какбэ литературном произведении?

"На днях по социальным сетям разлетелось стихотворение, которое нельзя назвать никак иначе как крик души. Стихотворение довольно сильное и ярко показывает всю нашу действительность.

Это стихотворение написала медсестра Лотошинской ЦРБ. Она его в одноклассниках разиестила, ее заблокировали. Потом еще раз разместила, кто-то поделился, кто-то скопировал. Так и пошло....

Я камень в ваш бросаю огород,
В красивых галстуках тупые остолопы!
За что вы так не любите народ,
Кормящий ваши «праведные» ж. пы?
Я кто? Я рядовая медсестра.
Живу, кормлю детей на 10.300.
И нет уже надежды на Христа.
Все чаще вспоминаю коммунистов…
Учитель, врач — там гордость и почет…
Передовик завода — честь и слава.
И на курорт, и в санаторий каждый год
Страна своих рабочих посылала.
А я сижу и плачу. Как мне жить?
Я не лентяй, я — гражданин России!
Учу детей я Родину любить,
Но вот за что — им объяснить не в силах…
До пенсии отец мой не дожил…
Кормил семью, не выдержал нагрузки…
И в пенсионный фонд всегда платил!
Где его деньги? Детям? Хрен вам русский!
А мама, два инфаркта пережив,
Детей учила НАШЕЙ, РУССКОЙ РЕЧИ,
В итоге кукиш с маслом получив…
За что нас государство так калечит?
Святой и голозадый наш народ
Сдает копейки детям на спасенье,
А" батюшка" на джипе нам поет,
Желает всем вселенского терпенья.
Дочурка хочет петь и танцевать,
Учиться в школе на одни пятерки…
Но что ей мама-медик может дать?
Раз в месяц мясо… Как же это горько!
Могучая, великая страна,
Ты непоколебимая держава…
Так что же ты не ценишь ни хрена
Простых людей, создавших твою славу?"

-------

Леонид Грековв   30.12.2022 22:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.