Ненавижу коричневый цвет!

   Ненавижу! Сильное слово, которое, бывает, совершенно точно отражает чувства человека. И это не сиюминутная реакция на что - то, а остающееся на всю жизнь неприятие чего - то.

   Мои дети и внуки знают - не люблю я коричневый цвет: ни в одежде, ни в мебели, ни в убранстве дома, ни в природе. Единственное исключение - чёрный шоколад. И как, скажите, любить его, если в течение 9-ти месяцев, все 11 лет учёбы в школе, мы, ученицы, не вылезали из него.

   Помню реакцию моих американских внучек, рассматривающих мои школьные фото:
 - Бабуля, когда ты училась в школе, вы очень бедно жили?
 - Богато мы никогда не жили, но почему такой вопрос?
 - На школьных фотографиях ты в одном и том же платье и фартуке.
   Мне стало смешно:
 - А вы не видите, что все одинаково одеты? И не только платья у всех одинаковые, но и фартуки, и причёски.
 - Ой, да... а почему?
 - В моё время было принято носить школьную форму: коричневое платье и чёрный фартук на бретельках. В некоторых школах платье было синее, а фартук - с крылышками. Был ешё белый фартук, который предназначался для торжественных случаев. Его обычно мы надевали в праздники, и в дни экзаменов. А в моей школе, которая считалась показательной, ещё и причёсываться должны были все одинаково. Стрижка вообще исключалась. Длинные волосы, заплетённые в одну косу, и чёрный бант на затылке. И так все 11 лет.
 - Какой ужас!
 - Мы в начальных классах этого не чувствовали. Но уже в старших классах форма и эта вечная коса стали нас тяготить. Хотелось скорее закончить школу, чтобы, наконец, и платье это снять, и с причёской что - то сделать.

   Я помню, как изменились мои одноклассницы после выпускного вечера: постриглись и даже покрасили волосы в модный тогда рыжий цвет. Мы с девочками договорились подняться на фуникулёр, и они зашли за мной. Мама открыла дверь и опешила - у всех были короткие рыжие волосы.
 - Бабуля, а ты почему не сделала стрижку? На студенческих фотографиях у тебя даже косички сперва, а потом только высокая причёска.
 - Я тоже хотела стрижку сделать, но мама меня отговорила. И весь первый курс я, как белая ворона, ходила с косами. Правда, на втором курсе уже причёску сделала из моих длинных волос.
 - А потом почему не постриглась?
 - А потом вышла замуж, и уже дедуля не хотел этого.
 - Бабуля, какая ты послушная была, - засмеялись дети.
 - Дело в том, что не могла я обидеть любимых людей. И, кроме того, высокая причёска мне подходила.

 - Несмотря на это ты порезала волосы.
 - Да, мои хорошие, но это было не желание, а необходимость, когда в 90-х наступили холодные, голодные и тёмные дни ... Страшно вспомнить ... Воду и свет давали по часам, а мы купались по частям: сегодня мыли голову, завтра - тело. За два часа невозможно было согреть много воды: во - первых, пробки не выдерживали, выскакивали, во - вторых, купаться в неотапливаемом помещении надо было очень быстро, чтобы не замёрзнуть, не заболеть. Тогда - то я и попрощалась с косами.
 - Бабуль, ничего, короткая стрижка тоже тебе идёт.
 - Теперь это уже не важно, мои хорошие.

 - Я всё это к тому, что с молодости не выношу коричневй цвет. Так часто бывает. Я знаю одну старую женщину, которая когда - то очень любила "Времена года" Вивальди, а потом их просто возненавидила.
 - Почему, Вивальди ведь жил давно и не мог ей что - то плохое сделать?!
 - Вивальди давно нет, но когда - то она любила человека, который и открыл для неё Вивальди, и они часто вместе его слушали.
 - А потом он на ней не женился, да?
 - Да, так получилось.
 - Ничего, пусть слушает "Времена года" Чайковского, - засмеялись девочки.

 - Я вам расскажу одну историю про очень талантливую актрису...
 - Мы её знаем?
 - Нет, её вы не знаете. Это - голливудская звезда Ава Гарднер.
 - Она умерла?
 - Да, но не так давно. Точно не скажу, но, наверное, лет 20-25 назад. Про неё я читала у французской писательницы Франсуазы Саган. Эта актриса не выносила спины людей.
 - Спины?!
 - Спины, спины. Ей было необходимо видеть лицо человека, его глаза, слышать голос.
 - Бабуля, ты тоже не любишь говорить по телефону, потому что не видишь человека, верно?
 - Да, мне тоже надо видеть глаза. Но это другое. Я считаю, что человек может управлять голосом, интонациями, и потому зрительный контакт необходим. Даже, когда ты видишь человека, он может "нарисовать" улыбку на лице, но глаза - зеркало души... На чём я остановилась?
 - На том, что этой артистке надо было видеть лицо и глаза человека.
 - Да, а почему? Дело в том, что с детства она видела только спины своих родителей. Семья девочки жила бедно, и родители с утра до ночи работали. Папа её трудился в поле, а мама дни и ночи стирала чужое бельё. Так продолжалось 15 лет. И уже взрослая, известная и любимая всеми актриса, ненавидела спины, даже если это были спины родных и близких ей людей.

   Вот, что значат иногда в жизни каждого из нас, казалось бы, не стоящие внимания мелочи.
   Я не сказала внукам, что существует наука о цвете - колористика. А в колористике есть понятие "психологии цвета", которая определённым образом действует на психику человека. Цвет может поднять или подавить настроение,  возбудить или умиротворить, напугать или успокоить, подвигнуть на какие - то поступки, улучшить память и внимание и т.д. Заинтересовавшись, я стала читать о псхологии цвета. И, знаете, до какой степени я была удивлена и даже возмущена некоторыми фактами!
 
   Оказывается, коричневцй цвет, который широко распространён - деревья, осенние листья, мебель, шоколад, обувь, верхняя одежда... - ассоциируется с - чем бы вы думали? - ленью, грязью, вульгарностью, уродством и бродяжничеством. Сказать, как сегодня принято, что я была шокирована, не сказать ничего.

   Позвольте спросить, кто принимал решение одевать на долгие годы школьниц в этот жуткий цвет?! Я понимаю, что ответа на вопрос не будет, но кто - то же догадался внести такое возмутительное предложение, которое было принято! КОШМАР!
 
  P.S. На фото - любимая учительница, Мария Степановна, и мы, десятиклассницы, в
       надоевших коричневых формах.
 
 


Рецензии
Магда!Позвольте представиться:"проза ру",рассказ первый"Любовь да совет",на фото моя жена Пелагея, старшая доча Ванда и Ваш покорный ...

Ромуальд Наумчик   10.05.2021 23:34     Заявить о нарушении
А вот за это - моё Вам огромное спасибо! Давно хотела попросить, но как - то неловко было.

Магда Кешишева   11.05.2021 08:35   Заявить о нарушении
Прочтя этот Ваш рассказ,я почувствовал себя невежей и поспешил т.о. попросить прощения.

Ромуальд Наумчик   11.05.2021 11:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.