Фуэте судьбы. Глава 21

                Глава 21

                И НАЧАЛАСЬ ГАСТРОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

     Вот иногда я думаю: а как бы сложилась артистическая жизнь моих родителей, если бы моим воспитанием не взялась заниматься  моя бабушка Тамара Федоровна?
Когда мне было чуть больше года, в октябре 1969 года театр поехал на гастроли в Ленинабад.


В мае-июне 1970 года группа солистов Театра оперы и балета им. С.Айни отправилась с гастрольным туром по городам РСФСР.  С оперным и балетным искусством  Таджикистана  познакомились зрители таких городов,  как     Москва,  Петрозаводск,  Кондопога,  Ленинград,  Ижевск, Сарапул,  Бугульма, Куйбышев,   Магнитогорск,  Нижнекамск.  В состав группы входили солисты балета Татьяна и Курбан Холовы, Шарафбону Турдыева, Земфира Казакова, Владимир Голов, Эльзара Асанова и солисты оперы Ахмад  Бабакулов и Нина Свешникова.


     С 9 до 18 октября 1970 года в Литовской ССР проходила декада таджикской  культуры. В Литву поехали таджикские писатели, поэты и артисты.  Балетная труппа показала литовским зрителям свои новые балеты «Лейли и Меджнун» С.Баласаняна и «Барышня и хулиган» Д.Шостаковича, а также «Дон Кихот» Л.Минкуса и «Лебединое озеро» П.Чайковского.
 
Балетные спектакли шли на сцене театра оперы и балета г. Вильнюса.  «Дон Кихот» Л.Минкуса показывали по литовскому телевидению. Большой интерес вызвал таджикский балет у зрителей Литвы. Кроме Вильнюса таджикские артисты выступали также в Каунасе.

Первый секретарь ЦК КП Литвы был так восхищён балетными спектаклями душанбинцев, что устроил в их честь бал.  Серебровская  Л.А. в своей книге написала: «Когда мы приехали в Литву на гастроли и показывали этот балет («Барышня и хулиган» Д.Шостаковича – прим. автора) в Вильнюсе, то руководитель республики устроил для нас бал и танцевал с Нелличкой (Бозгуль Исаева – прим. автора), а потом со мной, спрашивал меня с изумлением: «Где вы взяли такую Барышню?». Интересно то, что он (Снечкус  Антанас Юозович — Первый секретарь ЦК КП Литвы — прим. редакции) был единственным секретарем партийной организации, который работал при Сталине и остался на этом посту после смерти Сталина все годы. Других снимали, расстреливали, а он продолжал прекрасно вести сельское хозяйство, опираясь на фермеров. Едешь по этой прекрасной Литовской республике и видишь всюду фермерские оазисы».


     Весной 1971 года балетная труппа Таджикского театра оперы и балета им. С.Айни принимала участие в торжественном концерте для делегатов ХХIY съезда КПСС в  Кремлёвском дворце съездов. Таджикские артисты исполняли хореографическую композицию «Весенний Таджикистан» на музыку Ю.Тер-Осипова в постановке А.Мессерера.  Главные партии исполняли Малика Сабирова, Музафар Бурханов, Курбан Холов, Генрих Головянц и Владимир Кормилин. В программке  концерта фамилию моего папы написали неправильно: там было написано К.Хохлов.
Это просто удивительно – эта ошибка в фамилии преследовала моих родителей постоянно. На концертах их объявляли как Хохловы. Что самое интересное – меня тоже постоянно называют и в документах пишут  Хохлова.  У моего  сына  Марата такая же проблема, его тоже называют Хохлов.

     В сентябре-октябре 1971 родители вместе с театром уехали с гастролями в Ленинабад. Целый месяц они радовали зрителей Ленинабада и Чкаловска.  Театр  показал около 40 оперных и балетных спектаклей. Артисты с концертами ездили и в другие города Ленинабадской области. Большой интерес к оперному и балетному искусству проявили студенты Ленинабадского педагогического института, работники шелкокомбината и кайракумского коврового предприятия, где с концертами выступали душанбинские артисты.


После каждых гастролей наша квартира пополнялась какими-нибудь сувенирами. Из этой поездки родители привезли два ковра.
 
     Годы спустя они вспоминали, что это «настоящие кайракумские ковры». Они их купили в магазине при ковровом предприятии.

............................................
На фото фрагмент программки праздничного концерта для делегатов 24 съезда КПСС, который состоялся 8 апреля 1971 года в Кремлёвском Дворце съездов.
"К.Хохлов" - это мой папа К.Холов


Рецензии