Как научить детей писать стихи?

Быть родителями – это не только счастье, но ещё и серьёзная ответственность за судьбу своих детей, за своевременное раскрытие и развитие их талантов.
А как увидеть дарование ребёнка?
Надо за ним внимательно наблюдать и тогда вы увидите – к чему его больше всего влечёт, что у него получается лучше, чем всё остальное.
Вот это направление, как правило, и проявляет дарование, вложенное в ребёнка от рождения.
Если ваш ребёнок, даже ещё не умея самостоятельно читать, любит слушать стихи, легко их запоминает, с удовольствием декламирует и даже сам пытается складывать строчки – пусть они поначалу неуклюжие, стоит проанализировать – возможно именно поэтическим талантом он одарён.
Но даже, если у ребёнка от рождения не заложен дар поэтического творчества, полезно с самого раннего возраста развивать у него чувство ритма и любовь к поэтическим произведениям.
Общаясь с ребёнком, следует сопровождать любые действия короткими ритмичными стихами.
Это могут быть детские стихи, потешки, считалочки.
Например, умывая ребёнка, мама приговаривает:
Водичка-водичка,
Умой Катеньке личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

А после купания, вытирая полотенцем:
Отчего течёт вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда:
— Дайте полотенце!

Гуляя с ребёнком на прогулке, можно наблюдения природных явлений сопровождать чтением стихов и пением песенок о снежинках, о дождинках, о зелёной травке, о ярком солнышке, об осенних разноцветных листьях и т.д.
Но для успеха взрослому самому надо знать много стихов и песен, и не только детских. Есть и взрослые стихи и песни – красивые, доступные восприятию и пониманию детей.
Слушая выразительное чтение взрослого, ребёнок учится воспринимать и чувствовать красоту ритмических зарифмованных произведений, отсюда берёт начало зарождение любви к поэзии.
Читая ребёнку стихи, взрослые могут в игровой форме упражнять ребёнка в подборе рифмованных окончаний.
Этот приём прост: можно не дочитывать вторую из рифмующихся строк до конца и предлагать ребёнку самому подобрать подходящее слово.
Позднее, по мере усвоения, можно организовывать более серьёзные игры на подбор рифмующихся слов: взрослый называет слово, ребёнок подбирает в рифму, затем они меняются – ребёнок говорит слово, а взрослый рифмует его.
Поначалу слова могут быть простыми: окно – кино; трава – дрова; постепенно их можно усложнять .
Родителям, поставившим цель – научить ребёнка сочинять стихи, надо продумать методы, которые помогут легко донести до его понимания теорию стихосложения:
Так, стихотворный размер – правило чередования ударных и безударных слогов в строке. Его  можно рассмотреть на понятном ребёнку наглядном примере.
Так, легко поможет усвоить этот сложный материал знакомое ребёнку имя – Ваня, тогда схема размеров будет выглядеть так:
ВАНЯ – ХОРЕЙ
В размере – хорей чередуются слоги: ударный-безударный, ударный-безударный;
пример хорея детское стихотворение Агнии Барто:
На-ша Та-ня гром-ко пла-чет,
У-ро-ни-ла в реч-ку мя-чик… 
ИВАН – ЯМБ
В ямбе чередование слогов ставится по-другому: безударный-ударный – ивАн.
Плы-вёт по не-бу об-ла-ко
Не-сёт нам кап-ли дож-ди-ка…               
ВАНЕЧКА – ДАКТИЛЬ
Так можно изобразить трёхсложный размер: ударный – два безударных – Ванечка
Е-дут на сан-ках ре-бя-та с го-ры,
Снеж-ны-е вих-ри вок-руг дет-во-ры…
ВАНЮША – АМФИБРАХИЙ
Между двумя безударными расположен ударный слог, когда стихи пишутся в размере – амфибрахий, как и в имени Ванюша.
Маль-чиш-ки по-е-ха-ли в лес за гри-ба-ми,
На ве-ло-си-пе-дах кру-ти-ли пе-да-ли…
ИОАНН – АНАПЕСТ
В размере анапест ударение падает на последний слог.
У ме-ня за-зво-нил те-ле-фон… (Корней Чуковский)
Такая облегчённая форма объяснения помогает детям усвоить сложную тему из теории стихосложения – размеры стиха.
Здесь также, как и в работе  с рифмой,  можно разнообразить занятия различными игровыми упражнениями, можно вместе с ребёнком определить в каком ритмическом рисунке написано прочитанное стихотворение, а потом и предложить самостоятельно попытаться сочинить свои первые строчки.
Заниматься сочинением стихов полезно для ребёнка.
Это занятие развивает его речь, помогает воспитать чувство ритма, умение выражать свои мысли красиво, лаконично и грамотно, учит анализировать свои высказывания.
·         понимая труд поэта, так сказать, изнутри, он научится принимать поэтическое произведение не только умом, но и всею глубиной чувств;
·         став взрослым ваш сын (дочь) будут легко анализировать стихи других авторов, сумеют самостоятельно выбрать и оценить творчество талантливых поэтов и отмести чьё-то бездарное стихоплётство;
·         возможно, ваш ребёнок станет музыкантом, и тогда любовь к поэзии не будет лишним его качеством. Когда-то, возможно, ему захочется написать песню, и это у него получится замечательно;
·         и если даже ни к какому творчеству он не привяжет свою трудовую деятельность, любовь к поэзии, принесённая во взрослую жизнь из детства, чувство ритма и умение красиво зарифмовать строки сделают его жизнь более радостной и красивой.
Он не только будет наслаждаться чужими прекрасными стихами в минуты отдыха, но и сам сможет порадовать окружающих авторскими зарифмованными строчками, когда кого-то поздравит с юбилеем или свадьбой собственным стихотворением, кому-то объяснится в любви красивыми стихами, или напишет сатирическую или застольную эпиграмму.
Татьяна Гопина -  Лобанова
Фото автора статьи


Рецензии
Читайте мою статью мои первые шаги в творчестве

Парвин Гейдаров   08.08.2022 02:08     Заявить о нарушении