Байка проводницы Любы. Кавказская фамилия

Ну давайте знакомиться! Зовут меня Люба, уже  четверть века работаю на железной дороге. Полжизни на колёсах. Друзья шутят, что мол в роду у тебя цыгане были?  Не знаю, может и были. Я детдомовская, и думаю такая профессия как раз для меня : никто не ждёт, не тревожится.  Своей семьи не получилось, но поезд заменил её с лихвой. По молодости не хотела замуж. Думала сначала повидать мир, а то что я видела, кроме детдома?  А теперь  поздно об  этом  мечтать.
Поездами я " заболела" в детстве. Как-то наша директрисса выбила детдому путёвки в черноморский лагерь.  Впервые я увидела поезд и влюбилась на всю жизнь.  Мне нравилось буквально всё : ритмичный стук колёс, проплывающие за окном разнообразные пейзажи, и даже особенный запах смазки, которой обрабатывают рельсы.  После выпуска решила идти на курсы проводниц, хотя весь коллектив хором уговаривал в  педагогический, обещая отличные характеристики. Это потому что я любила малышню, и они  липли ко мне, как мухи. Частенько я помогала воспитателям уложить расшалившихся карапузов, обещая рассказать сказку. Когда все книжки из библиотеки были читаны- перечитаны, я принялась сочинять свои.
- Талант ты, Любаша! -  восхищенно качала головой  Ирина Сергеевна - наш воспитатель.  Иди  в пед. Или на журфак.  Но свой путь я выбрала окончательно и ни разу не пожалела. Хотя профессия не такая простая, как может показаться. Я и проводник, и грузчик, и психолог, и продавец, и врач , и даже спецназовец иногда. Да да, не смейтесь! Однажды пришлось скрутить пьяного, агрессивного   пассажира, которого накрыла " белочка". Очень пригодились детдомовские приёмы самообороны. Пришедший на помощь отряд милиции, только цокал языками.  Моральная нагрузка тоже немаленькая. Поэтому после работы каждый расслабляется по- своему.  Я   люблю описывать разные интересные случаи, увиденные лично, либо услышанные от пассажиров.  Некоторыми из них хочу поделиться с вами.

  

Это было жаркое лето 1993 года.  Меня, молодую ещё, но уже опытную проводницу, поставили на дальний маршрут Москва - Анапа. Знаете  чего боятся, проводники больше  чем ревизора? - Когда им приходится  перевозить детей в  лагеря отдыха. Тогда ещё в пионерские лагеря. Представьте полный вагон шумной, активной ребятни, которая уже в предвкушении   целого месяца моря, солнца и развлечений! Беготня по вагону, попытка высунуться на полном ходу в открытые окна и прочие шалости.
Не успели отъехать от станции, как подходит ко мне воспитательница и просит позвать врача, который сопровождает детей. Что такое? Да говорит студентка - вожатая что-то побледнела и схватилась за живот. Боли сильные. Как бы не пришлось снимать с поезда. Ну вот тебе, хорошенькое начало !
Побежала за врачом. Слава Богу оказались кишечные колики, а не аппендицит.
- Давайте её ко мне в купе, - предложила я воспитательнице. А то в этой духоте и гомоне  ей ещё хуже станет.  Перевели девчонку. Уложила я её на свою постель, водички дала. Вроде и лекарство, что дал врач подействовало. Разговорились мы с ней..  Оказалось отравилась несвежим салатом недавно, и до сих пор аукается.
Она рассказала мне свою забавную историю

               

Летняя сессия. В душном коридоре толпа взволнованных студентов. Последний экзамен и самый трудный - Морфология, а экзаменатор- немолодая дама, интеллигентная до кончиков пальцев, жизненное кредо которой:"Мой муж - русский язык".  Эту маленькую, изящную  и сверхвоспитанную  женщину  студенты боятся, как огня. Легенды про неё ходят самые невероятные, одна страшнее другой, мол она на экзаменах настоящий монстр, и выше "уда" никто не получает.
Я сижу на стуле недалеко от двери и трясусь мелкой дрожью, но не от страха или волнения, как  считает большинство моих однокурсников, сочувственно на меня поглядывая. Это последствия веселой днюхи моей лучшей подруги, а точнее  не надо было есть салат под  майонезом в такую жару!  Голова кружится, жадно глотаю воду и ловлю на себе  понимающие взгляды других однокурсников, любителей "заложить за воротник" :" Мол, ясный перец!   Перебрала маленько, с кем не бывает?".
В голове пусто,  только одна мысль  жужжит назойливой мухой:"Экзамен я несомненно провалю, а значит  с практикой в любимом черноморском пионерском лагере придётся попрощаться, а заодно и с обещанным отцом Петербургом . Так как жалкие оправдания типа:"Я салатом несвежим отравилась и поэтому не выучила последние двадцать билетов ", - у профессорши не прокатят.
Но мне так плохо, что даже эти перспективы не пугают. Желание только одно- побыстрее разделаться с этим чертовым экзаменом.
Выходит одна  из отличниц, вся в слезах. - Трояк!!
Я больше не выдерживаю, подхожу к двери и прошу пропустить меня вне очереди.
Однокурсники удивлённо переглядываются.   -Ты что? Посиди, успокойся! На тебе лица нет от волнения!
Но я настаиваю, и меня пропускают.
Тяну билет. Ну кто бы сомневался в " законе подлости"!!! Естественно попадается один из двадцати не выученных. Ну ладно, на первый вопрос отвечу с грехом пополам, а второй точно провал!  Сижу с невеселыми думами, как вдруг открывается дверь,и в аудиторию влетает Вениамин Иванович, наш куратор, любовно прозванный студентами Веником. Во- первых  за имя, а во- вторых за  неукротимый энтузиазм во всём, что требует наведения порядка.  Сначала он о чём- то тихо переговаривается с профессоршей, и вроде собирается уходить, но вдруг, заметив меня, тычет пальцем и громко восклицает :
-Кр...... ва"!  Когда наконец у вас в Чечне закончатся беспорядки? Безобразие какое!- и пулей вылетает обратно.
Я сижу, онемев от удивления. Ну да, фамилия у меня нерусская, но к чеченцам  никакого отношения не имеющая. Да я там даже не была ни разу!  И самое ужасное, что профессорша внимательно смотрит на меня поверх очков, как мне кажется  тоже осуждающе.
Подходит моя очередь отвечать. Сажусь, словно не на обычный стул, а на электрический. Профессорша берёт мою зачетку, изучает имя и фамилию, откладывает зачетку в сторону, и вдруг задаёт мне совершенно неожиданный вопрос:
-Вы выбрали эту профессию, потому что любите русский язык?
Я ошарашенно киваю головой.
-У вас кавказская фамилия. Откуда Вы родом? - продолжает расспрос  преподавательница.
Что- то  лепечу про то, как родилась и всё детство провела в Кабардино- Балкарии. Вижу, что ей мой ответ нравится. Дама милостиво и приветливо улыбается. Тогда, осмелев, я рассказываю про свою прабабушку- горянку, которая преподавала русский язык в горных аулах. Единственно, умалчиваю о  дворянском происхождении прабабушки,  на всякий случай . Профессорша оживляется :
-Так Вы пошли по стопам своей прабабушки? Это похвально! Молодец!
Расхрабрившись окончательно, я рассказываю ей о своём небольшом опыте преподавания в начальных классах, и, постепенно увлекаясь,  вспоминаю забавные эпизоды,   мелкие неудачи и огорчения, или наоборот удачные уроки.
Она слушает меня внимательно и заинтересованно. Когда, опомнившись, я умолкаю, профессорша пишет что- то в моей зачетке и протягивает мне её со словами :
- Отлично поставить не могу, но на твёрдую четвёрку Вы ответили! Удачи на выбранном поприще!"
Второй раз за день, онемев от изумления, я беру зачетку, и немного придя в себя, благодарю и выхожу.
Видно, лицо у меня необычно удивленное, потому что  однокурсники  начинают всячески подбадривать:
-Не расстраивайся!  Будет пересдача! Ты не одна такая!
Я горделиво выпрямляюсь и машу зачеткой  перед ними:
-Какая пересдача? У меня твёрдая четверка! До  пятёрки немного не дотянула!
Теперь изумленные лица у моих товарищей, и немного завистливые.
Домой иду в отличнейшем настроении, позабыв о всех болячках! 
Подруга , дожидавшаяся  меня с нетерпением, бросается навстречу :
-Ну что? Сдала? Что попалось?
-Сядь на стул сначала, а то упадёшь! - и я  излагаю  всё, что произошло недавно.
- Ну ты даёшь! - смеётся подруга. - Разве не в курсе, что И. М. очень симпатизирует  нацменам, изучающим русский язык?
-Да какая из меня нацменка!- машу я рукой.  Языка не знаю, вообще дома все по-  русски говорят.
- Скажи спасибо отцу за фамилию, - улыбается подруга. - Она тебя сегодня выручила. И собирай вещи, мы едем работать в лагерь. Ура!


Рецензии