Урок для двоих

С Натальей мы всегда были очень близки. Доверяли друг дружке, как себе самой, делились сокровенным. Несколько лет жили в разных городах, но это не повлияло на наши отношения. 
Встретившись после разлуки, нам, конечно же, захотелось рассказать друг другу о том, как прожили это время. В письмах обо всём не напишешь.
- Как ты? Как твоя семья, муж, дети? – сыпала я вопросами.
 Начался долгий и, как оказалось, нелёгкий рассказ Натальи о семейных проблемах.
- Ну что ты смотришь на меня так? – сделав паузу после своих откровений, спросила она. – Сказать нечего?
А что я могла ответить? Только и сумела выдавить из себя:
 - И ты его простила?
- А что мне оставалось делать?  –   вопросом на вопрос ответила Наталья. – Да, больно! Да, обидно, но я не могла поступить по-другому. – Во-первых, он искренне раскаивался в своих грехах, переживал, что всё так получилось. Ну, а во-вторых, я его люблю, – помолчав немного, тихо добавила она. - И вообще, всё не так просто в нашей истории.
-  Мы привыкли в подобных случаях во всём обвинять мужчину, - продолжала Наталья. - Хотя он тоже не подарок, но я поняла, что и сама во многом виновата. Всё было не так, всё не по мне. Вот он и устранился от домашних дел. Когда появились дети, я полностью посвятила себя им, ему внимания практически не уделяла. Обедом накормить или ужином – это, конечно, святое, а вот приласкать его… На это времени и сил не хватало.
- Кроме детей тебе никто не нужен, - несколько раз говорил муж.
Это был первый звоночек, но я его не услышала.
- А кому они, кроме нас, нужны? – огрызалась я.
Он всё больше и больше отдалялся. А я как будто не замечала этого. К тому же казалось, что так и должно быть. Он много работает, зарплату отдаёт всю до копейки, в этом была уверена полностью. Выпивает только по большим праздникам. Чего ещё надо?
Он никогда и ни в чём меня не упрекал, не грубил, как жалуются многие, не предъявлял претензий к внешности или к ведению хозяйства. Ничего от меня не требовал.
Однажды, как бы между прочим, сказал:
- У нас в отделе появилась молодая сотрудница.  Она постоянно хвалит меня: какой я хороший, умный, умелый…
Мне бы задуматься над этими словами. Понять: он говорит о том, чего ему не хватает, что он хотел бы услышать от меня, но я опять не поняла намёка. Мы продолжали отдаляться друг от друга.
Каждый вечер и выходные дни он проводил с семьёй. Находил, видимо, другое время.  Приходя домой от неё, счастливым не выглядел.  Умело скрывал свои чувства?  Может быть и так. А может, удовольствия быстро закончились, и началась проза жизни? Часто бывал задумчивым, хотя по натуре он весельчак. И ещё заметила, что стал чего-то бояться. Придёт домой, если сразу не увидит меня, начинает бегать по квартире, искать. Один раз я стояла за плотной шторой и смотрела в окно, на стук двери не вышла к нему навстречу. Он посчитал, наверное, что меня нет дома, выскочил из квартиры. Столько растерянности было во всём его виде! Пришлось выйти из «укрытия» и позвать назад.
В конце концов он всё-таки вынужден был признаться во всём:
- Я совсем запутался, не говорил тебе ни о чём, потому что боялся потерять.  Если сможешь, прости, без вас жить не смогу.
Как ты уже знаешь, я простила. И видела, что он искренне был благодарен за это. С тех пор стал ласковым, внимательным, заботливым мужем и отцом. Встречает меня с работы, помогает на кухне… Постоянно, а не от случая к случаю. И радуется, когда дождётся внимания и ласки...
 Прошло много лет. Почему я вспомнила об этом разговоре сейчас? Как правило, женщин, простивших мужей, осуждают сами же женщины за неуважение к себе, за слабость и отсутствие гордости. Однако ситуации бывают разные и, мне кажется, подходить ко всем случаям одинаково нельзя. Простить или не простить – это каждый решает для себя сам. Без оглядки на общественное мнение. У каждого есть на то свои мотивы.
В истории Натальи, как я поняла, это был жизненный урок для обоих.  Таким образом они учились семейной жизни. Ей нужно было быть не только заботливой, любящей матерью, но и любящей женой, быть внимательной к мужу. Ему -  заботливым мужем, не искать удовольствия на стороне, а сделать так, чтобы жена могла уделить внимание не только детям, но и супругу. Они вовремя поняли это. Им хватило мудрости простить друг друга, перешагнуть через свою гордыню и сохранить семью, тёплые чувства друг к другу. Вырастить замечательных детей, дождаться внуков. Трудно было? Наверное, да. Но они прошли свой путь до конца и не жалеют об этом.


Рецензии