Памяти Ким Ки Дука

Памяти Ким Ки Дука.

   Позавчера в беседе с другом вскользь коснулись творчества Ким Ки Дука, и я не смог вспомнить некоторых названий его фильмов. После разговора возник импульс зайти в интернет, обновить в памяти фильмографию, а заодно узнать новости о его жизни.
Набрал имя в поисковике… А там известие, которому поначалу и не мог поверить, счёл за фейк. Умер Ким Ки Дук.
   Перепроверил информацию, обратился к разным источникам. Таки умер. И не недавно, а ещё в декабре прошлого года, точнее 11 декабря 2020. Не дотянув неделю до своего 60-летия.

   Такие дела, братцы и сестры, кто знаком с этим именем и его фильмами. Я-то телевизор не смотрю и несколько лет как Ким выпал из моего поля зрения, потому и пропустил информацию. А и сколько внимания уделили? Этому была посвящена всего-то минута эфирного времени в потоке говноновостей.

   Больше двух месяцев прошло как его не стало. Умер в какой-то латвийской больничке, написали диагноз, что от ковида-19, а там кто его знает. Купил дом на прибалтийском побережье и пытался получить вид на жительство, но латвийцы, они ж такие привередливые, абы кому давать не хотят. Он был один, языков не знал, изредка общался с несколькими людьми по телефону через переводчиков, а потом перестал выходить на связь. Когда знакомые через неделю-две бросились искать, то и узнали о его смерти. Так проходит земная жизнь и мирская слава, у кого она была.
   Меня это известие ошарашило и пришибло, заставив вновь поразмышлять о жизни и смерти, заняться переосмыслением, да и просто вспомнить о творчестве этого южнокорейского режиссёра.

   Прогуливаясь по лесу я снова и снова возвращаюсь мыслями и чувствами к печальному известию. Смерть – это возможность развернуть сознание, перевернуть, попытаться перенаправить внимание, особенно смерть близкого человека, в чём-то важного для нас, знакового в нашей судьбе. Для меня одним из таких людей является Ким Ки Дук.
   Было такое время в моей жизни, когда он своими фильмами, некоторыми из них, повлиял на меня. Сложный период в жизни, я пребывал на распутье. Было тяжело из-за неопределённости и неизвестности – как оно всё сложится для меня, смогу ли найти силы и выход, справлюсь ли? Не было ответов на очень важные вопросы. Проживал очередной экзистенциональный кризис.
   Испытывал острое чувство одиночества, хотя люди вокруг меня были. Несколько лет как покинул духовное сообщество, сократили на работе, а чем заняться не знал, в личной жизни тоже возникали сложности.

   И вот совершенно случайно (может, в кавычках «случайно») я по телевизору посмотрел фильм, который меня потряс. Не знал ни названия, ни режиссёра, просто наткнулся на него по кабельному телевидению, в то время только появившемуся. На следующий день у кого-то из знакомых выпросил газету с программой передач и узнал, что посмотрел «Пустой дом» Ким Ки Дука. В этом фильме я нашёл ответы на многие, мучавшие меня вопросы. Почувствовал-то сразу, а нашёл в течение нескольких лет. Но случилось главное – понял, что мне нужно искать и куда двигаться. Тогда окончательно доверился пустоте внутри себя. Этот фильм был будто специально явлен мне и для меня, послужил знаком от Пространства. Так я воспринял. Одно из маленьких чудес, случившихся со мной в жизни, осветивших её. И на уровне чувств, и на уровне смыслов фильм на десятилетие стал моей внутренней поддержкой.

   Что сказать о фильме в двух словах? Потрясение, открытие и откровение. Открытие для себя не только нового имени и фильма, новой формы и содержания, новых выразительных средств в искусстве, но и открытие себя и нового смысла своей жизни. Я увидел выход в собственных запутанных отношениях с миром, с которыми не мог разобраться, а там были показаны в символической форме развитие человеческих отношений, и выход за рамки условий и условностей, новый способ существования – при наличии взаимодействия и взаимообмена без отношений. Мне понравился их стиль и образ жизни, и тот смысл, который возник в результате их взаимодействия. Поразило то, что главные герои молчали. Пустота, звучащая в фильме и наполняющая его пространство, героев, заполняющая все паузы и пробелы между кадрами, присутствующая во всём, очаровывала и манила. Если раньше в моей жизни она была большей частью умозрительной, умственными понятиями, заимствованными из эзотерической литературы, и лишь изредка посещавшая меня вживую, приводя в такие моменты в состояние шока и ужаса, то фильм подарил мне надежду, что пустота не убийственна, что с ней и в ней можно продолжать существование, и укрепил доверие к той пустоте, которая пронизывала меня. Я перестал бояться состояния обнуления и поисков выхода в неизвестное. Те вызовы, которые возникали для героев, чувствовал и я, и, если справились они, то смогу справиться и я. Путь был определён. Позже я понял, что путь был предопределён.

   После встречи с «Пустым домом» познакомился с фильмом «Весна, лето, осень, зима, и снова весна», который ещё больше утвердил меня в направлении моего духовного поиска, дополнил, увеличил объём, добавил новых красок к моему пониманию. Если в «Пустом доме» показан путь одиночки в миру, то в «Весна, лето…» показан путь одиночки в уединении на острове, когда ищущий покидает мир, сосредотачиваясь на духовном развитии.
Затем принялся целенаправленно искать фильмы этого режиссёра, покупать dvd-диски, выуживать информацию.

   Я сейчас не хочу касаться подробного описания конкретных фильмов и тех смыслов, которые оттуда почерпнул, или перечислять список всех работ мастера, это можно будет сделать в другой раз, а хочу вернуться к самому Ким Ки Дуку.

   Ким Ки Дук стал для меня открытием и передал мне некое откровение. Моя благодарность безмерна.
   Он был одиночкой в мире. Вся его жизнь наполнена драматизмом одиночества, заканчиваясь трагизмом одиночества. Потому и все герои его фильмов были одинокими людьми.
   Даже будучи в мире среди людей, общаясь с ними и сотрудничая, некоторые индивиды продолжают испытывать состояние экзистенционального одиночества. Конечно, природа одиночества может быть разной и проявляться по-разному. Я говорю о той его разновидности, которую почувствовал в Ким Ки Дуке, и которая, как мне кажется, свойственна мне. Отчего и возникает между нами чувство близости и родства. Узнавание друг в друге родственных душ. При том, что я знаком с Кимом только через его творчество, а про его личную жизнь знаю совсем мало. Художник общается с миром посредством своих произведений.
Жизненная драма Ким Ки Дука. Личная драма.
   
 Одиночество – это судьба. По большому счёту одиночество таких людей, особенных, и питает, формирует, направляет, отливаясь в судьбу. И поэтому нет никакой возможности убежать им от себя, от одиночества, от судьбы. Будучи среди людей, чужих или родных, или находясь в уединении, это без разницы, они испытывают состояние глубинного одиночества. В этом проявление их инаковости. Такие люди очень чувствительные и глубокие.
Именно глубина делает их воспримчивыми, не похожими на всех, не желающими быть как все, не способных растворяться в массе, и в результате одинокими в мире.

   Во всех его фильмах, что для меня было не до конца понятно, и только сейчас приходит это понимание, было очень много боли, насилия, человеческих страданий, отстранённости и безразличия, безвыходности, ощущаемой у большинства его персонажей. Почему, зачем? Теперь, после его смерти, я снова пытаюсь эти вещи осмыслить и прочувствовать. Центральная тема творчества Ким Ки Дука - одиночество людей в мире, боль и насилие. И практически не встречалось морализаторства, поучений, веры в светлое и прекрасное будущее, знания о том, как нужно правильно жить, как не было и объяснений этому его интересу к насилию. Он лишь отражал и описывал то, что наблюдал в мире. Уже самому зрителю оставалось размышлять над увиденным и пытаться понять природу вещей и явлений, если зритель возьмёт себе труд размышлять, искать ответы на множество неудобных и неприятных вопросов.

(окончание следует)
6.03.2021


Рецензии