Память прошлых лет. часть 8

          ПРЕДЧУВСТВИЯ ЛЮБВИ.

В то лето, когда мой брат Виктор закончил учебу в институте, мне было тринадцать лет. Как-то в субботу мы собирались ехать на покос. Но накануне вечером приехал Виктор со своим другом, всего на один день. Они уезжали по распределению работать в Казахстан и по пути заехали к нам. Их появление было для меня, как появление инопланетян. Красивые, сильные, веселые, нацеленные на какие-то свершения - пришельцы из какой-то другой жизни. Присутствие его друга очень меня смущало. Я молчала, краснела, отводила взгляд, а сердце вело себя вообще вызывающе. Они уехали в свою даль, а я осталась со смутным пониманием, что мой покой кончился. Образ друга стал лакмусовой бумажкой на долгие годы, в моем выборе предмета влюбленности.


В седьмом классе у нас появился новый ученик - Канадов Виктор. Сегодня я о нем знаю не больше, чем в первый день его появления в классе. Закрытый, не общительный, средний по успеваемости и вообще никакой. У него была удивительная улыбка, которая делала его совершенно беззащитным. Этот мальчик стал моей первой любовью. Он очень мне напоминал друга моего брата. Не знаю, догадывался ли он о моих чувствах.
Моя подружка Тонечка  недоумевала, что может привлечь в таком мальчишке, пыталась "открыть" мне глаза на него, но все было бесполезно, страдала я от неразделенной любви года два. Все это описывала в дневнике, который впервые тогда стала вести. Дневник уже в зрелые годы стал моей тихой гаванью, где я укрывала все свои переживания.  В десятом классе он с нами  уже не учился. Уехал с родителями из города. И наваждение мое прошло, как будто освободилась из тяжелого плена.

 
В те годы я особенно остро переживала, что плохо одета. Нет, постоянно я об этом не думала, т.к. среди  подружек не выделялась. Однако нарядного платья, туфель, капроновых чулок я не имела. Меня угнетала безликость в дни праздников, дней рождения, танцевальных вечеров.
Это я не обсуждала ни с кем.
Отношение мамы знала — не одежда красит человека. Надо быть умной, доброй, скромной, остальное приложится.
Пунктик о красивой одежде оживал вечерами, когда уже лежишь в постели, и подкрадывающийся сон снимает напряжение дня.
В школе мы иногда писали домашние сочинения на свободную тему. Вот одно из них я назвала «Новое платье» и описала девочку, которая получила такое платье к Новогоднему вечеру. Тема по тем временам для школьницы необычная. Мое сочинение зачитали перед классом, как лучшее, а я горела от стыда, что моя тайна так вдруг стала общим достоянием. Даже на выпускной вечер мама  сшила мне платье из дешевой ткани, а туфли дала свои, благо размер ноги был одинаков. Так что комплексов во мне было предостаточно.


В девятом классе, у нас в школе появился новый учитель физики Виктор Михайлович Лещенко. Он приехал к нам по распределению после института. Его жена преподавала математику, и у них был маленький сынишка. Рыжий, веснущатый, высокий молодой человек привлек внимание всех старшеклассниц.
Помню его первое появление в классе. Дежурные обычно стоят у двери, пока не войдет в класс учитель, таков был заведенный порядок. Чтобы войти в нашу дверь, ему надо было по диагонали пересечь актовый школьный зал.
Славка Фролов, увидев учителя, влетел в класс с воплем  - Рыжий идет!  Мы замолкли и встали в проходах между парт. Виктор Михайлович появился перед нами весь пунцовый - он точно слышал этот крик, поздоровался и спокойно сказал - Да, я рыжий и с этим ничего не поделаешь. Садитесь. Будем знакомиться.
На два последних школьных года он стал моей тайной любовью. Я боготворила его тихо и спокойно, осознавая, что это просто фантом еще не ведомой мне страсти.

Летом после девятого класса, вдруг возникла возможность пойти в поход. Вдруг, потому что ни кто до этого не говорил о каком-то туристическом слете. Туризм вообще как-то обошел нашу школу. В середине июня, когда уже начались школьные каникулы, по какой-то неведомой цепочке Виктор Михайлович собрал 10-12 человек старшеклассников и повел нас в неведомый Сикияз-Тамак, где проходили соревнования по туризму среди школ. Ходили по компасу, бегали по пересеченной местности, перевязывали и тащили раненых, готовили на костре походный обед.
Жили в обычных солдатских палатках, которые видимо, ставили устроители соревнований. Над лагерем звучала из репродуктора башкирская музыка и разные сообщения. Мы заняли первое место и привезли в школу кубок. Как уж Виктору удалось нас сорганизовать и все объяснить, что мы проявили невиданный энтузиазм, одному богу известно.
Из дневника " После похода мои отношения с В.М. стали очень дружескими. Мы с ним часто, оставшись вдвоем, шли за ребятами и о многом говорили. О природе, об учебе, о наших ребятах и просто он много рассказывал. Он очень простой и хороший человек. 22.06 у него был день рождения. Жена положила ему с собой коробку конфет, чтобы мы все вместе выпили чай в 4 часа утра, когда он родился. Мы это с радостью выполнили. Хороший она человек".
 
В том же учебном году Виктор организовал школьную  радиогазету. За техническую сторону отвечал наш единственный радиолюбитель Славка Фролов, а тексты для выпусков готовили мы сами и записывали на пленку, которую озвучивали раз в неделю на одной из больших школьных перемен. Это были удивительные по какому-то духовному таинству встречи 3-5 человек, занятых необычным, по меркам нашего детского понимания, делом. Именно там я испытала удар током от прикосновений руки боготворимого тобой человека. Беглый внимательный взгляд и прилив крови к лицу. Некое тайное знание доступное только этому моменту.

 На уроки физики мы приходили в физический кабинет и рассаживались за столы, кто с кем хотел. Как-то раз в 10-м классе я прибежала почти перед звонком и заняла место за последним столом, в конце ряда. Кто-то отвечал у доски, а Виктор (все его так звали между собой) ходил по классу.
Подошел ко мне и присел на свободный стул. Взял мой дневник и, открыв, увидел свежую тройку по какому-то предмету.  - Плохо. Это никуда не годиться, Нина!  Говорил он, понизив голос и не глядя на меня. Посидел. Встал и пошел между рядами. Я сидела, боясь расплескать ощущения от его голоса и слова "Нина".  Никто не обратил на это внимание, а для меня мир приобрел новый смысл. Еще несколько раз я специально занимала одна последний стол, и каждый раз происходило таинство индивидуального общения.
Возможно, это был такой прием у него для разных учеников, ведь у него было много классов. Но каждый верит в то, во что хочет верить.


Наступил выпускной вечер. Тогда произошло событие, которое и до сего дня  остается для меня загадкой. Я хорошо понимала, что не привлекательна для мальчишек из-за своей полноты и уж тем более не рассчитывала на какое-то особое внимание мужчин старше.
На выпускной вечер кто-то принес комплекты фотографий, которые делались заранее и они были нам розданы. Виктор, увидав, что мы сидим и рассматриваем эти фотки, попросил тоже взглянуть на них. А потом, вернув остальные, попросил меня надписать ему на память мою фотографию. Я сказала: - Да так возьмите!  Если подпишешь, то возьму - его ответ. Он ушел, оставив меня в диком смущении. Слов много, но ни одного написать я не могла.
Мы танцевали с ним в течение вечера раза два и каждый раз он повторял свою просьбу. На следующий день мы пришли в школу  убирать ее после бала. Подписанную фотографию я прихватила с собой на случай, если Виктор вновь заговорит о ней. Он о ней напомнил, и я подарила ему свое фото с простой надписью. "На память Виктору Михайловичу от его ученицы Антипиной Нины. Бакал 1961г."
На следующий день всем классом мы провожали его на станции. Он уезжал вместе со своей семьей в родной Дагестанский город Хасав-Юрт. Эти воспоминания теплом наполняли мое сердце и в 30 и в 40 лет. Сегодня это просто воспоминания прожитой жизни.

Из дневника. "О выпускном. Пишу, а у самой сильно бьется сердце, как то смутно и беспокойно на душе. Когда мы танцевали с Виктором, он все время странно смотрел на меня и поглаживал мою руку. Потом тихо поцеловал в лоб, даже  скорей просто прикоснулся губами, никто не видел, но как же мне стало хорошо с ним. Спустя некоторое время мы оказались с ним одни за столом в комнате, и он напомнил мне о фотографии, сказав, что из всего класса хочет иметь только мою . Он положил мне руку на голову и посмотрел в глаза. Погладил волосы и, когда его рука опустилась на шею, я встала и сказала, что налью ему чаю. Он грустно посмотрел на меня и ничего не сказал.  Уже под утро, кто-то выключил свет, вставало солнце, в зале полумрак, тихая музыка, и две танцующие пары. Виктор танцевал с Валентиной, нашей учительницей английского"
 

         МЫ ТАКИЕ ВЗРОСЛЫЕ.
 
10-й класс! Нам предстоял последний новогодний школьный бал-маскарад. Надо сказать, что именно этот вечер в нашей школе всегда был самым ожидаемым и по настоящему счастливым. К нему во все годы готовились очень тщательно. Была масса розыгрышей и разных призов. Ну а танцы самые необыкновенные. Ведь почти половина школьников приходила в масках и костюмах, а другая пыталась понять, кто есть кто. Все открывалось в самом конце вечера.
В тот новый год мои родители отправились в гости к Виктору, по-моему в г.Белград, знакомиться с его женой. Он только-только женился.  Несколько дней бесконтрольной жизни дома. Это ли не радость!
Три подружки - Тонечка, Света и я - закрылись у нас и занялись пошивом костюмов к предстоящему балу. Время было в обрез. И, если кому-то нужна была помощь в работе, то он потом такое же количество времени отрабатывал помогавшему. Я шила Иранский девичий костюм. Весь шик, которого заключался в шапочке украшенной бисером и подвесами. Эта бумажная шапочка долго кочевала за мной, но, в конце концов, потеряв всякую привлекательность, была безжалостно выброшена.
Три десятиклассницы усердно готовятся к балу, забыв про все на свете. Но мне же поручено было присматривать за курами и кроликами. Как же я счастлива до сих пор, что они тогда бедные не сдохли без еды. Однажды я забыла о них и около двух суток они жили только на воде.
Фурор на балу произвела Люся Кочергина. Маленькая, худенькая - она оделась чертенком. Носилась по этажам, выглядывала из разных укромных мест и вызывала хохот своими ужимками. Первый приз был ее. Мне тоже что-то подарили. Вообще все было здорово. Довольная и усталая добравшись до дома после вечера, я вдруг увидела в окнах дома свет. Это вернулись мои родители. Я о них совсем и забыла!Дома стоял кавардак, как в хорошей швейной мастерской. Меня встретили молчанием.
   
Последние полгода в десятом наполнялись мыслями предстоящих жизненных перемен. Институт или работа? Привлекало все. Радио и газеты звали молодежь на стройки и целину. Мы сожалели, что основные трудности по освоению Целинных земель достались не нам. Но там возникали все новые колхозы и рабочих рук не хватало.  Мы с подружками серьезно обсуждали тему поездки на целину. По крайней мере, для меня это была четкая и ясная цель. Пыталась агитировать поехать всем классом, но такое предложение сразу как-то тихо ушло из обсуждения. Дома меня не переубеждали, а молча, слушали.

           . В середине 50-х годов шла массовая пропаганда по освоению целинных и залежных земель в Сибири, нынче эти земли почти целиком отошли в Казахстан. Ненормальные молодые люди, вроде меня, с горящими глазами готовы были работать на благо Родины в любых условиях.
После армии ребята ехали не домой, а в эти загадочные земли. Для сельской молодежи это был шанс вырваться из своих деревень, ведь им тогда должны были в руки отдать паспорта, которые в деревне получить было не просто.
Кто же тогда мог знать, что это фикция, придумана нашими правителями, в том числе  для прикрытия строительства космодрома  Байканур, куда поставлялось эшелонами стройматериалы и оборудование. Тогда вся иностранная разведка велась только на земле. И массовые переселения людей, эшелоны со стройматериалами не привлекали внимание  разведок, т.к. именно в этом районе велось освоение сельскохозяйственных  земель. Уже через 5-7 лет Казахстанская земля снизила плодородие в 1,5-2 раза. Сильная эрозия почвы, из-за открытости степей всем ветрам и отсутствия леса. Возникшие совхозы стали закрываться, правда не все, что-то все же осталось полезным. Люди вновь обмануты, теперь их судьбами никто не интересовался.
 
Комсомол был энергичным проводником идей, возникавших в буйных головах наших коммунистов. Такие массовые акции, по перемещению молодых рабочих рук в нужные места для выполнения тяжелых работ, комсомол проводил не один раз.   На моей памяти строительство БАМ-а.
Строй отряды комсомольцев уезжают на стройку прямо из кремлевского дворца съездов, провожаемые с трибуны кем-то из руководства ЦК  ВЛКСМ. Полная неустроенность, палатки, грязь, примитивное питание, зарплата, которую просто некуда тратить и надежда, здесь будет город-сад, а в том саду твой теплый дом.
  Удивительно, что не стали воплощать поворот северных рек в Азию.  А что? Только бы кликнули и тогда нашлись бы энтузиасты, и повернули бы.  Одна надежда, что сегодня такое невозможно. Думаю, что в массовом порядке уже невозможно найти людей готовых не думая, за гроши, бросать свою жизнь в авантюры. Хотя у Русских, наверное, еще все возможно. Господи, вразуми нас!

Остались позади экзаменационные волнения, куча съеденных шоколадок, чтобы хорошо работала голова, хлопоты о нарядах на выпускной вечер и сам выпускной, как последняя ступенька в открывшуюся дверь в непонятное и такое желанное будущее. Так что же делать дальше?
Оказалось, что намерения каждого  - продолжить свое образование. Мои родители предложили мне компромисс: - Если не поступишь в институт, тогда уж и поезжай на свою целину.Туда никогда не поздно.  В аттестате у меня одна тройка - основы Дарвинизма, остальные пятерки и четверки, неплохой результат.  Однако выбрать направление будущей учебы было трудно. Мне как-то все нравилось понемногу. Думала, думала и решила, что все-таки химия интересней всего. Так возникло направление, а институт подсказали родители.
Уральский политехнический в Свердловске заканчивал и мой брат.   
 


Рецензии