О пантеизме и теизме

Ох, как трудно говорить на темы, в которых не являешься специалистом! Все – таки, это дело людей высокоумных, высокообразованных, знатоков своей науки. Но иногда так хочется, так хочется вставить и свои пять копеек. Пусть меня опровергнут, пусть надо мной посмеются, ничего страшного. Не имея специального образования, я не могу говорить о пантеизме и теизме подробно, развернуто, но могу высказать об этих религиозных направлениях несколько своих мыслишек, пусть порезвятся на просторах интернета. В конце заметки приведу два стихотворения Н.Заболоцкого, по всему видать, махрового пантеиста, и эти стихи украсят мою заметку, сделают ее более содержательной.

1.На мой взгляд, пантеизм и теизм – это два религиозно-философских направления, которые дополняют друг друга, хотя по видимости они друг друга отрицают. Противоречие между пантеизмом и теизмом происходит из противоречивости, ущербности человеческого ума, хорошо пригодного для познания мира объектов (феноменов), но мало пригодного для познания предметов духовных.

2.Мистический опыт выступает на стороне пантеизма, он отрицает двойственность мира, утверждает единство всего сущего. Религиозный опыт выступает на стороне теизма, он говорит о двойственности мира Духа и мира Природы. Оба опыта реальны и оба содержат истину.

3.Поскольку человек существо сложное, многоплановое, он способен иметь разный опыт, от самого глубокого, до самого поверхностного. И любой из этих опытов может быть реальным опытом, содержащим в себе истину.

4.Погружаясь в свою первоначальную, субстанциональную основу, человек «отключает» свою личность и оказывается в сверхличной стихии, где нет двойственности материи и сознания, жизни и смерти, времени и вечности, внешнего и внутреннего и т.д. Обращая молитвы к личному Богу, человек находит отклик в своем сердце, душевную теплоту и радость, а становясь ревностным приверженцем религии, он обретает большую духовную силу и стойкость. На самых высоких уровнях религиозного опыта человек способен лицезреть тех божественных персонажей, которым он поклоняется: Христа, Кришну, Шиву и других. И эти персонажи не плод больной фантазии верующего человека, в отношении к его личности они совершенно реальны.
 
6.Ментальная интерпретация мистического опыта приводит к пантеизму, ментальная интерпретация религиозного опыта ведет к теизму. И оба эти мировоззрения содержат истину.

7.Материализм, по сути, является вульгарной формой пантеизма, его упрощением и уплощением. Деизм, отрицающий Высший Промысел в мире, является вульгарной формой теизма, его выхолащиванием.

Избавившись от назойливых мыслишек, приведу теперь два стихотворения Н.Заболоцкого, которые мне ну очень понравились.

Метаморфозы.

Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что именуют мной,-
Не я один. Нас много. Я - живой
Чтоб кровь моя остынуть не успела,
Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел
Я отделил от собственного тела!
И если б только разум мой прозрел
И в землю устремил пронзительное око,
Он увидал бы там, среди могил, глубоко
Лежащего меня. Он показал бы мне
Меня, колеблемого на морской волне,
Меня, летящего по ветру в край незримый,
Мой бедный прах, когда-то так любимый.

А я все жив! Все чище и полней
Объемлет дух скопленье чудных тварей.
Жива природа. Жив среди камней
И злак живой и мертвый мой гербарий.
Звено в звено и форма в форму. Мир
Во всей его живой архитектуре -
Орган поющий, море труб, клавир,
Не умирающий ни в радости, ни в буре.

Как все меняется! Что было раньше птицей,
Теперь лежит написанной страницей;
Мысль некогда была простым цветком,
Поэма шествовала медленным быком;
А то, что было мною, то, быть может,
Опять растет и мир растений множит.

Вот так, с трудом пытаясь развивать
Как бы клубок какой-то сложной пряжи,
Вдруг и увидишь то, что должно называть
Бессмертием. О, суеверья наши!

Завещание.

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы,—
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.

Над головой твоей, далекий правнук мой,
Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил — томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели,—
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.

О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.