Мой дедушка по материнской линии

      Михаил Михайлович Пешковский - дедушка по материнской линии, инженер-майор, прошёл всю войну до Берлина. Вернулся живым благодаря бойцу, который заслонил его собой, приняв в себя смертоносные пули! Мой дедушка всегда вспоминал этого двадцатилетнего бойца:"Эх, Ваня, Ванюша!".
     Дедушке было под сорок и он руководил строительством переправ и понтонных мостов, а без командира операция по переправе через реку Висла у города Кульм была бы обречена....Светлая память Солдату Ивану... Не помню называл ли дедушка его фамилию.
    
     После войны разрешили бабушке и моей 9-летней маме поехать к дедушке в Берлин.
Дедушка до войны прошёл конкурс в Большой театр. Но грянул июнь 1941 и всё сорвалось... У него был лирический тенор. В ноябре 1946 года Михаил Михайлович был зачислен артистом хора в ансамбль песни и пляски ЦДКЖ под руководством Исаака.Дунаевского.  В старом семейном альбоме хранятся фотографии того времени и список городов, где выступал ансамбль.
    
     Невероятные воспоминания моего детства! На даче, например, копаем грядки, заходит разговор о музыке, вдруг дедушка встаёт во весь рост и поёт арию из оперы "Паяцы", или, сидя на ветке яблони,(а он был очень спортивным, так как был в юности мастером спорта по французской борьбе), собирая урожай спелых крупных яблок в корзину, весело поёт: "Эх, полным полна моя коробушка!"
     Мой Михаил Михайлович учил меня и строгать, и гвозди забивать, и что-то мастерить, и черенки разных сортов к стволу яблони прививать, и картошку сажать и окучивать, и огурцы в парнике выращивать, и за многолетними цветами ухаживать, и малину подвязывать, и с сорняками бороться! Так интересно в нашем дачном саду было с ним! А борьба с вредителями сада превращалась в настоящую серьёзную "операцию" по уничтожению противника. Как мне всё это в жизни потом пригодилось! Любой труд мне казался лёгким и радостным!
     А как мы собирались за грибами! Готовили с вечера бутерброды, котомки, корзины( мы их все храним на даче), вставали рано и ехали на электричке... Особенно мне нравилось понятие "привал"! Сидя на пенёчке, ели наш "провиант" с двоюродным братом и слушали рассказы дедушки.
    
     В свои семьдесят лет, дедушка купил гитару, освоил игру и пел под собственный аккомпанемент романсы на стихи Сергея Есенина. Мне, пятнадцатилетней, очень нравилось ему подпевать... Попоём романсы, разберёмся с задачками по физике, да и пойдём кататься вдвоём на лыжах между домами по проложенным лыжным тропам!
А вернемся - быстро оладьи с яблоками сделаем и чай пьём! К тому времени бабушки уже с нами не было... Вот и готовили сами. Мама моя на работе допоздна была. Мне с ним было интереснее и веселее, чем с любой свертстницей!
    
     Молодая живая душа, природный ум, жизнелюбие, мастерство в любом деле! И моей маме и мне невозможно было найти потом в ком-то сочетание всех его качеств! Но идеал с детства был именно такой! За три недели до рождения моего первенца, когда мне исполнилось уже двадцать два года, дедушки не стало. Конечно, я назвала сына в честь моего дорогого дедушки - Михаилом.
    
     Светлая память дедушке Мише, моему другу и моему идеалу!


Рецензии