Сюжеты из моего прошлого

                Нам кажется, что мы выражаем только себя,
                говорим только о себе, и вот оказывается,               
                что  из глубокой связи, из инстинктивной
                общности с окружающим, мы создали нечто
                сверхличное...Вот это сверхличное и есть
                лучшее, что содержится в нашем творчестве.
                Томас  Манн               
               

Для всех книг, в особенности для книг автобиографических, есть одно святое правило - их следует писать только до  тех пор, пока автор может говорить правду. По существу творчество каждого писателя есть вместе с тем и его автобиография, в той или иной степени преображённая воображением.
Так бывает почти всегда. Так было и с моими произведениями и, хотя я не считаю их высокохудожественными образцами, но они несут свой заряд правды и почти лишены вымысла.
Может быть в некоторых рассказах есть доля придуманного, но довольно малая часть, чаще всего взятая с образов моих друзей или по их рассказам. Длинный текст рассказа воспринимается лишь до определённого объёма, а осознаётся и того хуже.
Понимая, что эти строки прочтёт и мой сын, мне  хотелось бы, чтоб у него был шанс на понимание.
Когда пишешь очередную вещь, хочется, чтобы читатель испытывал чувство значительности нашего человеческого существования и глубокого очарования Жизни.
Есть тема для размышлений - кто мы, зачем здесь...
Честолюбие  свойственно почти каждому человеку и каждому пишущему автору! Написав очередной рассказ я был бы рад получить награду в виде признания со стороны компетентных и строгих судей - своих читателей! Самое большое счастье в жизни - это жить! Человек отличается от животного способностью к воображению. Воображение создало искусство и сообщило жизни то свойство,  что мы называем поэзией…
Морякам, вообще присуще это чувство восторженности, которое особенно остро проявлялось на берегу, после возвращения из рейсов. Как часто мне приходилось останавливать свой восхищённый взор на весенних зелёных листочках распускающихся деревьев, на белую кипень цветущих яблонь, кустов сирени; на яркую зелень молодой травы под ногами; вдыхать чудные запахи цветов, каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу, запахи чисто вымытых волос своих деток, целуя их головки!
Всегда вспоминалось море, когда оно встречало меня просвечивая синью и обдавая лицо солёной пылью, оставляя на губах горький привкус, привкус радости, встреч, тяжёлых воспоминаний и болезненных расставаний! Уже в ранней юности мне пришлось столкнуться с этим миром и от таких встреч остались незабываемые воспоминания. Они были радостными, счастливыми, горькими и страшными, но пришлось пройти через все испытания и вынести из них свой определённый опыт, который помогал жить и бороться с трудностями, а их было не мало на моём морском пути! Это был мой путь и я прошёл его достойно!
Мной написаны рассказы «Тихорецкая сага», «Драма кубанской станицы Тихорецкой», «Братолюбовское детство», «Криворожские картинки» - где достаточно подробно описаны события тех лет, которые были прожиты на Кубани и на Украине.
В этом рассказе будет несколько сюжетов, которые в те рассказы не вошли, я предлагаю их читателям. Городов, где прошло детство. больше не будет. Воспоминания учишься коллекционировать не сразу, только с годами понимаешь, в чём их ценность, навсегда врезавшихся в память, потому что всё, что мы видим в детстве запоминается навсегда. Звуки и запахи, ощущения и мысли по их поводу были совсем другие, чем сегодня, когда везде был, всё видел, куда угодно можешь поехать, встретиться с кем угодно, но никуда не хочется, сидишь в доме и рад, что никуда не надо!
         Мы приехали с мамой на Кубань после известия о гибели папы и поселились в домике, вместе с его мамой, моей бабушкой Дарьей. Домик был очень маленьким, почти вросшим в землю, полезная площадь той половинки дома, где мы жили втроём (мама, бабушка, я) составляла около 15-ти квадратных метров! Мебели, кроме моего столика, где я готовил уроки, не было. Едва умещались три панцирных койки и печь, которая топилась зимой углём, а летом еду готовили на примусе в маленьком коридорчике, где на крюке висело ведро с пресной водой. Зимой вода в нём замерзала и лёд пробивали оловянной кружкой.
Туалет был во дворе. Послевоенное время не баловало нас, мы трудно и бедно жили. Отец погиб на фронте, а мама работала в больнице днями и ночами, не помню даже, когда она успевала спать, так как ночами шила на продажу стёганные фуфайки, которые мы потом сбывали на базаре приезжим станичникам. Нас отлавливала милиция, конфисковывала пошивочный материал, но в тюрьму не посадили, Бог миловал!
       Несмотря на тесноту, у нас всегда была кошка, которая летом жила на улице, а зимой, в холодное морозное время, прыгала на деревянные ставни, которыми мы закрывали окна, громко их теребила, требуя пустить погреться. Мама ругалась, но я очень любил кошечку и открывал ей дверь в любое время ночи, а она моментально ныряла ко мне под одеяло и укладывалась спать в ногах. Простынь потом была там очень грязной и на ворчанье мамы, что надо лучше мыть ноги - я помалкивал!
Иногда мы с кошкой устраивали мини-концерты: я завывал истошным голосом, а она сидя у меня на коленях, тянулась своей мордочкой к моему лицу, жалобно мяукала, тёрлась о мой подбородок, жалея и утешая по-своему, по-кошачьи. Родственники смеялись, а я был благодарен своей кошке за её чуткость...Питались мы как все в эти послевоенные годы, довольно скудно и однообразно, но кошка не голодала.
 Летом мама постоянно отправляла меня к своим родителям, на Украину, в село Братолюбовка. Работая в железнодорожной больнице медсестрой, она несколько раз отправляла меня в пионерлагерь «Орлёнок», под Туапсе. Путёвки были бесплатными, что немаловажно для нашего семейного бюджета, пенсия за погибшего папу была мизерной. Не помню хорошо пионерские костры и линейки, зато прекрасно помню как в обеденное время сна сбегал на берег моря и заплывал далеко от берега. Жгло солнце, надо мной плыли пушистые облака, становилось страшно и, напрягая все свои силёнки, подгребал к береговой кромке, выползал на берег на трясущихся от усталости ногах. Любил бродить по местным горам, пролезать через заросли кустов, непонятных растений, запахи цветов вливались волнами, нежила прохлада, сырое дыхание травы, притягивал таинственный шум деревьев.
Горные мелкие речушки были так девственно чисты, просвечивали мелкими камешками, галькой и мятущимися рыбками...Вода в них была холодная, а пить можно было зачерпывая ладошкой. Из лагеря домой приезжал хорошо загоревшим, полным впечатлений!
Мои первые представления о море и флотской жизни были связаны с моими родными дядями, братьями мамы. Они служили срочную службу вместе, на черноморском флоте, и во время краткосрочных отпусков приезжали к нам на Кубань, в маленький степной городок Тихорецк. Я до сих пор удивляюсь, как мы помещались в нашей миниатюрной комнатке? Ведь они иногда приезжали вдвоём. Вот уж точно к месту русская поговорка - в тесноте, да не в обиде! Мне доставляло истинное наслаждение гладить им брюки, форменки, чистить пастой флотские пуговицы на бушлатах до солнечного блеска. Морская форма, тельняшки, бескозырки и гюйсы, которые я демонстрировал своим друзьям, так возвышали меня перед моими одногодками, что у меня оставался только один жизненный выбор - стать моряком! Дяди любили и баловали меня как могли в это послевоенное время. Мама перешила мне из дядиной форменной одежды мини - матросскую форму и я с большой гордостью  и радостью  фотографировался в ней на семейных совместных фотографиях. Школьные годы романтикой не баловали, о море мне думать не приходило в голову, а моя мама хотела, чтобы я поступил в местный железнодорожный техникум и стал в будущем начальником какой-нибудь железнодорожной станции. Не сбылось! Большим праздником для меня был день, когда мне купили велосипед. В таких городках, как наш Тихорецк, велосипед становился незаменимым предметом городской жизни - на нём и на рыбалку; и в магазин за хлебом: и на рынок,: в станицу к родственникам. Велосипед - это путёвка в Жизнь!
А как можно было на велосипеде промчаться, не держась за руль или сделать ласточку - может понять только мальчишка нашего времени! Мои дяди хорошо играли на гармошках, а мне захотелось  научиться играть на аккордеоне. Сначала мама отдала меня учиться музыке учителю, но дома инструмента не было, да и денег на обучение наш семейный бюджет не потянул! Мне купили небольшой немецкий аккордеон и я научился играть на нём на слух, довольно хорошо, как оценивали слушатели!
Вспоминаются мамины неудачные попытки устроить свою личную жизнь. Ведь ей было всего 24 года, когда мы приехали в Тихорецк и она была довольно симпатичной женщиной, на которой останавливал глаз не один мужчина. Мужчины в послевоенное время были нарасхват и в дефиците. Первый раз она вышла замуж за милиционера, неудачно, второй раз за рабочего, с двумя детьми, и мы переехали в его дом. Но он оказался обычным пьяницей, а я, погрузив на тачку свои нехитрые пожитки, перевёз их в наш домик, к бабушке. Через неделю мама вернулась в родные пенаты. Третья попытка была совершена, когда мне было уже лет пятнадцать. Нашёлся такой прижимистый, хитрый и расчётливый мужичонка, с красной мордой, приходил в гости всегда с четвертной бутылью молока. Не знаю какими ещё положительными качествами он обладал, но мама сдалась и уговорила меня попробовать пожить у него в доме. Мне он был противен, но ради мамы решил попробовать и переехали к нему в дом. Но его жадность, выдача денег маме на прожитьё, не могли меня там удержать...История возвращения в наш домик повторилась. Больше мама замуж не выходила!
Когда я сейчас вспоминаю эти события, я думаю, что это было одним из самых важных уроков в моей жизни. Жалость оставляет в душе горький осадок. Нельзя быть эгоистом, нужно было научиться быть терпеливым  и может быть мама обрела бы своё счастье. Моя молодость пахнет душистой белой акацией, которая росла в тихорецких парках, на улицах, лесопосадках и от этого запаха кружилась голова, а потом мы ломали ветки на деревьях и набивали полные рты белыми сладкими цветами. Голод не утоляли, но желудки наполняли до отказа! Городок был небольшой, жили в небольших домиках, при каждом домике был садик, на улицах высажены плодовые деревья: тутовник, яблони, вишни, жердёлы, персики. С приходом весны и началом цветения садов над городом плыл запах цветущих деревьев: неповторимый, тонкий, нежный, волнующий! Тротуары были засыпаны белыми лепестками, словно выпавшим снегом!               
По субботам, воскресеньям и праздникам из парка доносились зовущие звуки местного духового оркестра, жизнь текла своим чередом!
В Тихорецке я дружил с одним парнишкой, он был на один год старше меня, но у нас с ним было так много общего, что мы постоянно общались, всё своё свободное время проводили вместе и расстались после того. как его призвали в армию. Так разошлись наши пути и мы больше никогда не встретились! Первая школа, 4-х летка, была рядом с нашей улицей и время, проведённое в ней, ничем не запомнилось, разве только тем, что с нами, семилетками, учились великовозрастные мальчишки, лет на пять-шесть старше нас. Время было послевоенное, 1949 год, а в оккупацию школы не работали. Нам доставалось от них прилично, так как детская жестокость иногда не имеет предела, но жаловаться было некому и мы покорно терпели. Потом перешли в другую школу, и там испытания на терпимость от таких же старших ребят продолжались, вспоминать это горько и обидно. В небольшой городок стекалась всякая пена: бандиты, воры, вышедшие из тюрем блатные. Рядом город Ростов на Дону, они там гастролировали, потом приезжали в Тихорецк, где для них была «малина» - пропивание денег, драки, пьянки, а возле них крутилась городское хулиганьё, которое и задавало тон жизни в городе, а порой и в школах.
Вспоминать школьное время в этом городке мне не доставляет никакого удовольствия, оно прошло под знаком «сильный всегда прав»!
Поэтому больше запомнились уличные друзья, сверстники, наши вечерние игры и посиделки, спортивные занятия на стадионе, на котором проводили большую часть свободного времени, кроме учёбы! Мы вырастали в этой среде какими-то чертополохами, колючими, упорными, нетерпимыми...
Может быть эта черта характера помогла мне выжить и в дальнейшей жизни!
В ноябре 1958 года я приехал в город Кривой  Рог, на рудник  имени Ленина, где жили мамины родственники, два брата  и сестра. Тогда я учился уже в 10-м классе, и мне пришлось заканчивать последний класс в другой школе, в другой обстановке, с другими ребятами и девочками. Школа №53 была расположена на окраине рабочего  горняцкого  посёлка. Посёлок был очень зелёным и красные отвалы отходов железной руды красиво окаймляли его по окраинам, рукотворные пруды летом давали возможность жителям спасаться от зноя. Сам город расположен на месте слияния рек Ингулец и Саксагань. реки рыбные и полноводные.
Учиться в этой школе было легко, интересно, ребята были замечательно  подготовлены, начитаны; учителя классные, опытные, высокой эрудиции.
Даже странно было, что это школа небольшого горного рудника.
Зима пролетела незаметно и вот пришла весна на эту благодатную Землю!
Мне казалось раньше, что нет ничего лучше и прекраснее, чем кубанская Весна, но когда зазеленели сады Криворожья, зацвели сирень, сады утонули в белой кипени яблонь, вишен, абрикосовых деревьев, тюльпаны и пионы рвались наружу из каждой калитки сада, тогда пришлось смириться с тем, что Весна прекрасна и на этой оранжевой от руды земле!
Этот короткий отрезок времени прожитый на руднике вместил в себя столько событий, что они помнятся до сих пор и в какой-то степени определили мою дальнейшую судьбу. Всё помнится до мельчайших подробностей, которыми делиться не буду, но люди, которые прошли со мной этот отрезок времени.               
Ребята и девчонки, с которыми я проучился этот отрезок, времени живут до сих пор в моём сердце. Наиболее яркими , талантливыми и колоритными из них мне запомнились мальчишки: Козин Валера, Валера Удовиченко, Попик Володя, Седых Миша, Конышев Боря; девчонки: Ядыкина Катя, Кобец Галя, Свиридова Лариса, Дорогина Люда, Кошман Алла. Я бесконечно благодарен им за их понимание, помощь, бескорыстную дружбу, в которой тогда так нуждался.
На выпускной вечер приехала мама, я встречал её на вокзале огромным букетом из красных тюльпанов! Впереди начиналась новая жизнь!

               




          
;
;


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.