Трёхсоставность в человеке

Треугольник есть первая полная форма.  Троица есть основа Порядка. Единство не самосозерцания, но любви. Троица едина по природе, желанию, власти, действию. Едина по существу, но не слиянна, Три вместе есть Одно. Это - совершенная любовь, подлинное единство, подлинная гармония, Вечная тайна, Никогда не постижимая умом человека.
                Лао Цзы  "Книга Пути и благодати".


Следует сразу оговориться, речь пойдёт не о христианском триединстве Троицы, где все Лица – равны в качестве, но разнятся в путях их осуществления, а о трёхсоставности человеческого микрокосма или личности человека. О том, равнозначны, взаимозависимы и едины эти компоненты или же имеют противонастроенность, сущностную полярность и разные уровни нахождения.
Почему это важно определить?

Потому как если мы будем отделять тело от души или от духа и ставить его на уровень ниже – мы неминуемо взойдём на тропу отрицания – себя и мира. Так, например, в буддизме, где физическому организму и всей материи отводится низшая роль – приходят логически к его отрицанию.
 
Признано ли творение выйти на один лишь духовный уровень или же части должны тонко состыковаться, преодолев противоречия, образовав уникальное целое – свой собственный микрокосм?

Вообще же для начала следует принять трихотомическое видение личности в антропологии. Так как не всеми людьми принимается третий состав – духовный.  Напишу в пользу этой концепции пару слов:

Во все времена числу три придавалось мистическое значение совершенства.  С давних веков было понятно: единица есть число скудное, двоица — число разделяющее, а три — число, которое превосходит разделение. Отражение триединства находится во многих метафизических и физических аспектах жизни. Треугольник есть первая геометрическая форма, рожденная из трех точек, а пространство – объёмно, трёхмерно.

Во многих учениях и системах природа человека делится на три состава:

Тело – душа – дух  (Евангелие. 1Фес. 5:23) и им созвучные:

Чувство/слово/страсть/желание/инстинкт/сердце  – воля/ум/рассудок/мысль/мозг  – разум/интуиция/совесть/вера/мудрость/энергетика и проч.

У Сократа и Фрейда это вылилось в такую формулировку:
Подсознание – сознание – сверхсознание

Человек – часть природы, и в природе мы наблюдаем также троичность:

Прошедшее – настоящее – будущее (свойство времени)
Длина – ширина – высота (трёхмерность пространства)
Длина – ширина – глубина (габаритность)

Здесь же выделяются три основные области:
Искусство – знание – религия

Итак, что же нам предписывает Бог относительно нашей трёхкомпонентности и каково подлинное отношение к физическому телу и материальному миру в православной теологии? 

Отношение всегда было и есть сугубо положительное, основанное на библейском стихе:
«Разве не знаете, что вы – храм Божий и что Дух Божий живёт в вас? Если кто разрушит храм Божий, то Бог покарает его, ибо храм Божий – свят, а вы и есть этот храм» (1-е Коринфянам 3:16-17)

Когда православные отцы пишут негативно о телесном –  всегда имеется в виду плоть повреждённая, а не первозданная.

 Читаем: «Это люди... душевные, не имеющие духа» (Иуд.;1:19). Однако «плотской» человек и «душевный» противоставлены «духовному» не из-за низости и недостойности первых, а по причине отсутствия полноты в человеческом образе.

«Дух бодр, плоть слаба». (Мф.26:36-46)
Слаба, ибо повреждена.

Но почему христианин не может принять разделяющую модель в своём естестве? Не может откинуть плоть, как нечто временное и тленное, зажив одним духом в своей душе? Может быть, оттого, что он понимает великую миссию Человеческого, отличную от чисто Ангельской? Иначе зачем Бог соделал человека иной ипостаси, нежели у ангелов? И не потому ли, что сказано «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?» (1Кор.6:19). Именно ТЕЛА. 

Так можно ли отделить тело от души? Конечно, нет. Тело без души – лишь оболочка, душа без тела обездвижена. Тело – лист, на котором душа может что-то написать. Потому и учит Церковь нас о невозможности покаяния по смерти. «в чем Я найду вас, в том и буду судить.»

Дух же присутствует не во всех людях, но он необходим для спасения человеческой природы.

«Сказав это, дунул, и говорит им <апостолам>: примите Духа Святаго» (Ин.20:22)
И всё же самое важное, краеугольный камень – это обетование о всеобщем воскресении мертвых в их прежних телах. (Иез. 37, 10), (Мф. 27, 52–53).

Зачем нужны тела в горнем мире? Выходит, что нужны.

Отталкиваясь от данного факта, приходишь к следующему:

Иерархия между телом, душой и духом есть, она похожа на трёхъярусную пирамиду, где каждому члену отведено свое место и назначение,  но все они находятся в соподчинении.  Сам по себе дух не является человеком, тело без души – просто мясо и кости, душа без тела не может сотворить ничего, а без духа не войдёт в Жизнь вечную.

Согласно Максиму Исповеднику, каждый из нас есть «лаборатория, в которой есть все и в полной форме», и поэтому «перед каждым из нас поставлена задача – раскрыть в себе великую тайну Божественного замысла: показать, как казалось бы непримиримые противоположности в творениях могут соединяться в гармонии, близкое с дальним, низкое с высоким, так, чтобы постепенно восходя, все пришло к соединению с Богом».

И потому истинное предназначение человека, созданного из «праха земного» - объединить в гармонии духовное и материальное, приняв физическое тело как неотъемлемую часть нашего человеческого естества.


Рецензии