Трёхсоставность в человеке
Лао Цзы "Книга Пути и благодати".
Следует сразу оговориться, речь пойдёт не о христианском триединстве Троицы, где все Лица – равны в качестве, но разнятся в путях их осуществления, а о трёхсоставности человеческого микрокосма или личности человека. О том, равнозначны, взаимозависимы и едины эти компоненты или же имеют противонастроенность, сущностную полярность и разные уровни нахождения.
Почему это важно определить?
Потому как если мы будем отделять тело от души или от духа и ставить его на уровень ниже – мы неминуемо взойдём на тропу отрицания – себя и мира. Так, например, в буддизме, где физическому организму и всей материи отводится низшая роль – приходят логически к его отрицанию.
Признано ли творение выйти на один лишь духовный уровень или же части должны тонко состыковаться, преодолев противоречия, образовав уникальное целое – свой собственный микрокосм?
Вообще же для начала следует принять трихотомическое видение личности в антропологии. Так как не всеми людьми принимается третий состав – духовный. Напишу в пользу этой концепции пару слов:
Во все времена числу три придавалось мистическое значение совершенства. С давних веков было понятно: единица есть число скудное, двоица — число разделяющее, а три — число, которое превосходит разделение. Отражение триединства находится во многих метафизических и физических аспектах жизни. Треугольник есть первая геометрическая форма, рожденная из трех точек, а пространство – объёмно, трёхмерно.
Во многих учениях и системах природа человека делится на три состава:
Тело – душа – дух (Евангелие. 1Фес. 5:23) и им созвучные:
Чувство/слово/страсть/желание/инстинкт/сердце – воля/ум/рассудок/мысль/мозг – разум/интуиция/совесть/вера/мудрость/энергетика и проч.
У Сократа и Фрейда это вылилось в такую формулировку:
Подсознание – сознание – сверхсознание
Человек – часть природы, и в природе мы наблюдаем также троичность:
Прошедшее – настоящее – будущее (свойство времени)
Длина – ширина – высота (трёхмерность пространства)
Длина – ширина – глубина (габаритность)
Здесь же выделяются три основные области:
Искусство – знание – религия
Итак, что же нам предписывает Бог относительно нашей трёхкомпонентности и каково подлинное отношение к физическому телу и материальному миру в православной теологии?
Отношение всегда было и есть сугубо положительное, основанное на библейском стихе:
«Разве не знаете, что вы – храм Божий и что Дух Божий живёт в вас? Если кто разрушит храм Божий, то Бог покарает его, ибо храм Божий – свят, а вы и есть этот храм» (1-е Коринфянам 3:16-17)
Когда православные отцы пишут негативно о телесном – всегда имеется в виду плоть повреждённая, а не первозданная.
Читаем: «Это люди... душевные, не имеющие духа» (Иуд.;1:19). Однако «плотской» человек и «душевный» противоставлены «духовному» не из-за низости и недостойности первых, а по причине отсутствия полноты в человеческом образе.
«Дух бодр, плоть слаба». (Мф.26:36-46)
Слаба, ибо повреждена.
Но почему христианин не может принять разделяющую модель в своём естестве? Не может откинуть плоть, как нечто временное и тленное, зажив одним духом в своей душе? Может быть, оттого, что он понимает великую миссию Человеческого, отличную от чисто Ангельской? Иначе зачем Бог соделал человека иной ипостаси, нежели у ангелов? И не потому ли, что сказано «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа?» (1Кор.6:19). Именно ТЕЛА.
Так можно ли отделить тело от души? Конечно, нет. Тело без души – лишь оболочка, душа без тела обездвижена. Тело – лист, на котором душа может что-то написать. Потому и учит Церковь нас о невозможности покаяния по смерти. «в чем Я найду вас, в том и буду судить.»
Дух же присутствует не во всех людях, но он необходим для спасения человеческой природы.
«Сказав это, дунул, и говорит им <апостолам>: примите Духа Святаго» (Ин.20:22)
И всё же самое важное, краеугольный камень – это обетование о всеобщем воскресении мертвых в их прежних телах. (Иез. 37, 10), (Мф. 27, 52–53).
Зачем нужны тела в горнем мире? Выходит, что нужны.
Отталкиваясь от данного факта, приходишь к следующему:
Иерархия между телом, душой и духом есть, она похожа на трёхъярусную пирамиду, где каждому члену отведено свое место и назначение, но все они находятся в соподчинении. Сам по себе дух не является человеком, тело без души – просто мясо и кости, душа без тела не может сотворить ничего, а без духа не войдёт в Жизнь вечную.
Согласно Максиму Исповеднику, каждый из нас есть «лаборатория, в которой есть все и в полной форме», и поэтому «перед каждым из нас поставлена задача – раскрыть в себе великую тайну Божественного замысла: показать, как казалось бы непримиримые противоположности в творениях могут соединяться в гармонии, близкое с дальним, низкое с высоким, так, чтобы постепенно восходя, все пришло к соединению с Богом».
И потому истинное предназначение человека, созданного из «праха земного» - объединить в гармонии духовное и материальное, приняв физическое тело как неотъемлемую часть нашего человеческого естества.
Свидетельство о публикации №221030601672