Путевой дворец в Чёрной Грязи

Деревня Чёрная Грязь расположена на 32-м километре Ленинградского шоссе, что отражено в гербе этой деревни. Старинный верстовой столб напоминает, что через деревню пролегал тракт Москва – Петербург. Два почтовых рожка символизируют находящуюся в деревне почтово-ямскую станцию.

Здание в стиле классицизма в Чёрной Грязи называлось Путевым дворцом, который состоял из главного корпуса - двухэтажного каменного здания, построенного по типовому проекту в 1775 году архитектором Петром Яковлевичем Плюсковым и северного и южных флигелей, построенных в 1786 году. Известно, что Пётр Яковлевич Плюсков родился в 1732 году, умер около 1807 года, похоронен в Покровском монастыре. С 1806 года – коллежский советник, за строительство Путевого дворца в Чёрной Грязи в июле 1775 года был награждён золотыми часами и месячным жалованьем. Архитектор, поручик Фёдор Кириллович Соколов (1753-1824) в июне 1786 года сочинил сметы на постройку флигелей при Путевых дворцах в Чёрной Грязи и Подсолнечной и наблюдал за их строительством.

В 1808-1810-х годах главный корпус Путевого дворца был переоборудован под почтовую станцию. Эта почтовая станция, первая от Москвы на Петербургском тракте,  являлась одной из самых крупных, на ней содержалось до 150 лошадей, обычно же на станциях имелось 20-30 лошадей. За Путевым дворцом находились каретные сараи и конюшни, неподалёку дом станционного смотрителя, к станции прилегал также большой сад с прудом. Примечательно, что на карте 1763 года значится Чёрная Грязь, на карте 1774 года вместо нее — Дворец. Однако последнее название не прижилось - на Генеральной карте Московской губернии за 1845 год показан Черногряжский ям.

В 1820 году Петербургский тракт стал называться Санкт-Петербургским шоссе. С открытием в 1851 году Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги уменьшилось значение Санкт-Петербургского шоссе. В 1857 году была отменена ямская гоньба, а в 1865 году закрылось и «Отделение почтовых карет и брик», почтовая станция в Чёрной Грязи была передана земству.

В 1869 году в Путевом дворце была открыта земская больница, обслуживающая 4 волости. Дата основания больницы известна из договора с домовладельцем, чиновником 12-го класса Александром Васильевичем Невзоровым: «1869 года января 17 дня я нижеподписавшийся дал сию подписку Московской уездной земской управе в том, что отдал я на год правую половину нижнего этажа моего дома, находящегося в деревне Чёрная Грязь, под помещение земской больницы за 120 рублей в год».

В 1869 году в этой больнице было 5 коек, через год их количество увеличилось до 10. Персонал больницы первоначально состоял из трёх человек: врача, фельдшера и акушера. В 1878 году в земской больнице было 10-12 коек, в 1911 году в ней работали два врача, фельдшер и три акушерки. Фельдшером в больнице работала Александра Семёновна Голубкина, сестра знаменитого скульптора Анны Семёновны Голубкиной, но неизвестно, в какие годы.

После революции земская больница стала называться Черногрязской, затем Черногряжской больницей. В 1937 году в Чёрную Грязь приезжал известный историк и краевед Николай Павлович Анциферов  (1889-1958)  и описал здание бывшего Путевого дворца: «Это большое здание 18 века в два этажа, почти ничем не украшенное. Над окнами сандрики, а три центральных украшены фронтонами. Первый этаж рустован. Со стороны двора боковые части выдаются. Во втором этаже — ниши. Над центральною частию — навес. По бокам главного здания симметрично расположены два длинных флигеля — каменные в один этаж — тянутся они вглубь большого двора. Многочисленные конюшни исчезли. Внутри дома сохранилась старая лестница, одна кафельная печка с голубыми каймами на плитах. Вероятно, сохранились и двери с резьбой в виде дентикул… Теперь в помещении этого «дворца» — Черногрязская больница. И внутри уже ничто не напоминает былую почтовую станцию».

19 июля 1943 года в Чёрную Грязь снова приезжал Н.П. Анциферов с художником Б.С. Земенковым , осматривал здание Путевого дворца, которое сильно пострадало после попадания фугасного снаряда 21 декабря 1941 года. Анциферов писал, что здание было разрушено «на ; со стороны запада и юга. Извлечено было из-под развалин десяток жертв. Но многие еще остались похороненными в руинах. В саду устроена братская могила». Анциферов записал также рассказ Николая Варфоломеевича Горина, больничного техника, отвечавшего за подачу воды и света для больницы, по словам которого среди погибших были находящиеся на лечении красноармейцы, врач, санитарка и дворник.

Газета  «Здравоохранение на службу родины» от 3 августа 1943 года писала: «Как только воины Красной Армии прогнали немецкую нечисть с частично оккупированной территории нашего района, коллектив работников медицины приступил к восстановлению и ремонту корпусов и жилых домов Черногрязской больницы. Несмотря на огромные трудности, в течение месяца больница была восстановлена и начала работать. Восстанавливал и налаживал работу больницы гл. врач Панютина О.П. (жена доктора Коопа), проявившая себя как хороший организатор и администратор. При больнице трудами служащих создан большой огород». Здание бывшего Путевого дворца было восстановлено, правда, с некоторыми декоративными упрощениям, не уцелело ни резное крыльцо с дверью, ни кафельная печь. Помимо главного корпуса сохранились также северный и южный флигеля.

В 1999 году, к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина,  Черногряжская больница была отремонтирована, а в 2011 году закрыта. Рядом с Путевым дворцом находится небольшое двухэтажное кирпичное полуразрушенное здание в стиле классицизма  - бывший дом земского врача (по-видимому, ранее дом станционного смотрителя), позднее в нём до 1970-х годов находилось общежитие медперсонала Черногряжской больницы.
 
Со временем здание Путевого дворца пришло в плачевное состояние, с него пропала даже мемориальная доска с надписью: «В этом здании, путешествуя из Петербурга в Москву, останавливался великий русский поэт А.С. ПУШКИН», исчезли декоративные решётки ограды. 

С декабря 2014 года здание Путевого дворца, находящееся под охраной государства как памятник культуры федерального значения, передано в долгосрочную аренду, ведётся его реставрация.


Рецензии