Памяти Ким Ки Дука. Окончание

Памяти Ким Ки Дука.
Окончание.

   Итак, центральной темой его творчества являлось насилие, царящее в природе и в мире людей, в животной и социальной природе людей. Человек является носителем насилия, инструментом насилия, которое ему вовсе не чуждо, как учит нас последние триста лет гуманизм. Гуманистические идеалы прекрасны, но они во многом оторваны от природы человеческого существа, и, как мы видим, в свою очередь тоже прибегают к насилию, чтобы утвердить своё верховенство в мире. Если добро борется со злом, надеясь победить, то оно пользуется насилием в каком-либо роде и виде. Сама борьба является проявлением насилия, любое сопротивление уже по определению является насилием. Если мы чего-то не приемлем – это тоже разновидность пассивной агрессии и пассивной формы насилия. Там, где есть усилие, есть и насилие. Ким Ки Дук рассматривает самые грубые проявления, порой даже дикие и низменные, но только для того, чтобы представить это как символ животного начала в человеке, и только для того, чтобы указать людям, что в действительности, они не знают, что с этим делать. Насилие пропитывает мир, все социальные механизмы построены из насилия и по принципу насилия, и только на словах утверждают, что они против насилия и ради любви к человеку.

   Вот во всём этом он и пытался разобраться, осмыслить и выразить. И был честен. Его задача как художника – отражать миру разные грани, срезы, процессы и состояния самого же мира.
   В человеке и в социуме есть много насилия, а не только любви. И чаще насилие действенно, а любовь декларируема. Ким Ки Дук не был святым, это очевидно, и не был просветлённым, он пришёл в мир для другого.
 
   Ещё раз. Я так чувствую и вижу, что он был очень глубоким человеком, тонким и чувствительным. Глубокими нас делает одиночество. Изначально такие люди (я говорю про инаковость) рождаются глубокими. Эта глубина, заложенная в них, как раз и делает их жизнь одинокой, вынуждает пребывать в одиночестве. Не потому что они не хотят, не умеют общаться, жить среди людей, сотрудничать, не знают, как надо, что их не научили – а потому что они не могут иначе. Они уже инаковые. Глубина их формирует и направляет. А во внешней жизни она проявляется как одиночество. Это такой этап – этап развития, этап пути. Кто-то в течение всей жизни проходит только один этап, и Ким Ки Дук тому подтверждение (может быть и я тоже), а кто-то успевает в течение одного воплощения пройти несколько этапов развития, и тому примером являются жизнеописания старцев, ставших святыми, или людей, открывшихся просветлению. Мы знаем таких мудрецов, святых и гуру. Взять того же Ошо Раджниша. Не говоря уже о Христе или Будде. Да и в современном мире достаточно славных имён духовных Мастеров. У них были периоды уединения, одиночества, испытаний, «ночи души», падений и взлётов, возрождений и трансформаций. А уже потом, после многолетних практик, усилий, служения и отречения, если они и «достигали» реализации, то тогда начинался следующий этап. Прежде чем начнётся путь сострадания должен быть пройден путь страдания.  Прежде чем будет понят, реализован путь любви, должен быть пройден путь насилия и ненависти. А вы как думали, как хотели? Мы все на каком-то этапе этого пути. Но они это они, мы это мы, а мне необходимо вернуться к Ким Ки Дуку. Он ведь тоже знал о них, читал, знакомился и постигал.
   
   Святость, освобождение, просветление предполагает, что в человеке произошло разотождествление с личностью, телом-умом. И только в результате этого обретается внутреннее единство и единство с миром, открывается человеку источник любви. Тогда можно говорить про любовь ко всем живым существам и прекращении любых проявлений насилия. Не в борьбе и в победе, а в сдаче и в смирении. Но прежде, чем сдаться нужно побороться в полную силу, и сдаться именно Высшей Силе, а не на радость победителям. Это прекрасно проиллюстрировал сам же Ким Ки Дук в таких работах, как «Пустой дом», «Весна, лето, осень, зима, и снова весна» и «Натянутая тетива». В этих фильмах есть выход на Вертикаль, в отличии от других его фильмов, наполненных безысходностью и беспросветностью, или в лучшем случае проблесками. С ним произошёл откат, падение в отчаяние, его одиночество не сменилось единством и благостью. Чем это вызвано мне в точности не известно, но об этом сигнализирует его творчество. Но даже в самых своих «тяжёлых и тёмных» фильмах, показываемое им насилие, жестокость, дикость человеческой натуры никак не сравнить с тем, что можно видеть в фильмах Квентина Тарантино или Такеши Китано, а уж тем более в боевиках, гангстерских и криминальных фильмах для массового зрителя, где реки крови, всевозможные виды убийства и жажда насилия. Власть, богатство, секс, успех – это всё и всё, что с этим связано относится к насилию.
 
   Несмотря на такое количество насилия в его фильмах Ким Ки Дук не был человеком насилия в открытой и острой фазе, а был глубоким, внутренним человеком и сам ужасался обилию насилия в человеческой жизни. Он страдал от творимого людьми насилия, и не всегда пытался убежать, чаще наоборот, вглядывался в разнообразные формы насилия и изучал его. Живя в миру, занимаясь выбранной им деятельностью, которая оказалась его призванием, он мог его только исследовать. Не смаковал, не тиражировал, не пропагандировал и не культивировал насилие, а пытался проникнуть и постичь его природу. Ужасался и не скрывал от нас своего ужаса, вынуждая нас ужасаться вместе с ним – как это возможно?! Но люди так живут, так чувствуют и это делают друг с другом и с собой, и через это проходят! Неимоверное количество страданий, кажущееся бессмысленным, бесполезным и беспощадным. И повсюду смерть.
   Ему были интересны эти явления и процессы, например, внутренние состояния самураев, что они испытывали и чем руководствовались, тот же кодекс Бусидо или отношение к смерти животных, их смирения перед болью и смертью. Животные и некоторые люди умеют принимать смерть, быть готовыми умереть. Потому он и находил, или создавал, такие образы персонажей, которые жили на ощущениях, далёких от чувств и глубокомысленности. Вспомнить «Плохого парня» или «Крокодила». Это же люди-животные! Они ещё не совсем люди. Но они среди нас, и таких много. В них есть ген насилия и они напоминают зверей. И если их не коснулась крылом культура и воспитание в период их формирования, то переделывать таких уже бесполезно.

   Ким Ки Дук отстранялся, бежал, противился, но одновременно и притягивался, прикипал вниманием, принимал как факты эти проявления насилия, пытаясь пропустить через себя. А когда человек пытается пропустить, трансформировать, но недостаточно готов к этому, то его штормит и накрывает волнами. И единственный способ сбрасывать с себя подобное влияние «тёмных сил» – это отражать миру мирово. Отражать – функция художника. Нравоучений у него не встретишь, морали в его фильмах нет. Но это не значит, что в них не скрыт смысл, который, возможно, не всегда был доступен и самому создателю. Он создавал художественную символику такого уровня, что она вызывала метафизический объём и приводила к философским размышлениям. Просто за картинкой вдруг возникает смысл. Возникает у зрителя, хотя у самих персонажей и в их действиях, образе жизни смысла не наблюдалось. Ким Ки Дук находил свои образы и метафоры по наитию, и в этом проявился его талант.

   В нём глубина неразрывно связана с одиночеством. Я это вижу, потому что она есть и во мне, и потому так остро чувствую его значение, предназначение и уход. Даже если он для многих никто, или один из, или так себе, или странный тип - меня это не касается. Меня касается не то, как его воспринимают другие, а как я его воспринимаю и что он значит для меня. Поэтому мне нужно переосмысливать его жизнь и творчество, не раз ещё прикоснуться к нему, отдать ему дань уважения, признания. Благодарить, любить и помнить. Чувствую, как мало он в жизни получил добра и любви, дружеской поддержки и главное, понимания, несмотря на некоторое мировое признание со стороны разного рода кинематографических профессиональных кругов. Были, были люди, которые его знали, ценили, любили, следили с интересом за его творчеством и могли бы поспорить с ним.
 
   Взять самураев. У них воспитывалось безразличие к жизни и священное отношение к поединку, жертвенности и смерти. Смерть была освобождающим ритуалом.

  Ким Ки Дук хотел, на мой взгляд, проникнув в природу насилия, познать её, и выйти за границы - найти выход. Конечно же, он искал выход в любовь, к любви. Не знаю, успел ли он, получилось ли у него, но даже если и не нашёл, то для меня он велик. Велик в своём поиске, своём творчестве и в своей одинокой жизни.

Спасибо тебе, Ким Ки Дук.


Рецензии