Такой разный Северный ветер

Уже почти месяц на больших экранах идет новый фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер». К творчеству режиссера и актрисы можно относиться как угодно, но однозначно равнодушным оставить оно вряд ли может. Каков же «Северный ветер»?

Как обычно, главную роль в фильме сыграла сама Литвинова, и это один из редких моментов, когда такой тандем не вызывает раздражения. Актриса играет главу богатого клана «Северных полей» Маргариту, которая старается обеспечить благополучие своей семьи. Семья, к слову сказать, непростая: издревле в клане матриархат. Власть передается от матери к дочери, а во главе всегда находятся женщины. У Маргариты дочери нет, зато есть сын Бенедикт (Антон Шагин), который безумно влюблен в стюардессу Фани (Ульяна Добровская). И, казалось бы, все должны быть счастливы, но внезапное крушение самолета, в котором погибает Фани, обрекает семью на ужасные беды.

Сразу отмечу: чтобы более-менее четко понять сюжет, я не только посмотрела фильм, но и немного почитала информацию в интернете, так как картина далеко не самая легкая для восприятия. Литвинова не сняла фильм, она засняла на пленку театральную постановку. Первоклассную сценическую феерию, происходящую почти полностью в одной декорации. Поэтому и относиться к этому фильму стоит как к спектаклю. Некоторые критики ругают картину за то, что все словно в гиперболе: актеры играют слишком явно, декорации слишком нарочитые, речь слишком громкая. Если смотреть «Северный ветер» как обычный фильм, то все это, конечно, имеет место. Но это не обычный фильм! Это театр в кино, поэтому все эти приемы смотрятся органично и не вызывают ничего, кроме восхищения.

На мой взгляд, первостепенна в фильме картинка. Она завораживает. Утонченные и в то же время пышные декорации фамильного особняка, вычурные, но такие необычные костюмы главных героев, старинные автомобили, заснеженная природа, словно из сказки… «Северный ветер» и есть сказка, если быть точными. Мы знаем, что действие происходит в России (об этом нам недвусмысленно намекает Спасская башня Кремля), но время определить невозможно — оно течет тягуче и неверно. По стилистике можно предположить, что начало фильма относится примерно к 20 годам 20 века, но картина все же фэнтези, поэтому этот момент совершенно не принципиален.

Несомненно, все декорации и костюмы не заиграли бы такими яркими красками без мастерской работы режиссера и оператора. Некоторые сцены затянуты, например, поездка Маргариты в машине в конце фильма занимает около 2 минут. При этом сцена настолько эстетична, что отрывать взгляд от экрана не хочется. Конечно, такого эффекта точно бы не было без шикарной музыки. Автором ее во всем фильме выступила Земфира, но это ни для кого не будет секретом, так как Литвинова и Земфира сделали вместе уже не одну картину.

И все же, несмотря на всю мощь визуальной части, смысловая тоже заслуживает внимания. Поначалу мне казалось, что фильм будет с легким (а может и не очень) налетом феминизма. Все же матриархат… Я ошибалась. Картина повествует о сильных женщинах, которые всю свою жизнь ищут мужское плечо, на которое смогут опереться, но не находят его. Маргарита, как и ее сестра, целую жизнь ждет одного-единственного, призрачного мужчину. Она пытается разглядеть защитника и опору клана сначала в сыне, а потом и во внуке. Но, как бы ей этого ни хотелось, ни один, ни второй не оправдывают ее ожиданий. Они инфантильны, эгоистичны и слабы. И ей приходится продолжать нести крест власти. Поэтому одним из посылов фильма я назвала бы философский поиск настоящего мужчины. Который ни к чему не привел.

Второй смысловой линией, конечно же, становится любовь. Сила ее как созидать, так и разрушать. Режиссер связывает падение семьи Маргариты с одним событием: смертью Фани. Именно гибель девушки, забравшей с собой в могилу сердце и душу Бенедикта, вызывает гниение на северных полях и ужасные события, последовавшие за ним. И мы снова понимаем: мы способны на все – нужна лишь любовь.

Что можно сказать в целом: фильм однозначно к просмотру годен. Но смотреть картину нужно со специальным настроем. И «Северный ветер» для каждого будет дуть по-своему.


Рецензии