Восприятие зрячих

 
                ВОСПРИЯТИЕ ЗРЯЧИХ
                К ПОСОБИЮ ДЛЯ ЗРЯЧИХ РОДИТЕЛЕЙ

          «Эта ситуация, на наш взгляд, определяется следующим: так, еще не уточнены основные категории – что воспринимается, каким образом и зачем» (Бехтель Э. Е. , Бехтель А. Э. Контекстуально опознание. – СПб.: Питер, 2005, с. 8.). «Восприятие – психический процесс, приводящий к возникновению чувственного образа, структурированного по определенным принципам  и включающего в качестве обязательного элемента самого наблюдателя» (там же, с. 10.). «В настоящее время в психологии не существует единой и общепризнанной теории восприятия. Существующие же не в состоянии охватить всего объема накопленных фактов» (там же, с. 10.).
Комментарий: авторы не считают, что воспринимается тот предметно-вещный мир, который каждый из зрячих может считать внешним видимым им физическим миром. Каждый из данных авторов (Бехтель Э.Е., Бехтель А.Э.) на основе своего опыта считает, что процесс восприятия не возможен без субъекта, без того в ком осуществляется процесс. Субъекту они ставят в соответствие термин – наблюдатель (observator, лат.).
«И самое главное – что существует две различных ситуации восприятия. Первая ситуация – когда происходит первичное формирование образа восприятия. Вторая – когда происходит опознание уже сформированного образа» (Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд. испр. . М.: Смысл; Издательский центр “Академия», 2005, с.127).  (Примечание: первый этап – система зрения мне формирует визуальный образ, соответствующий дому; второй этап – с помощью зрения я работаю с данным визуальным образом, ошибочно считая, что этот образ и есть дом).
          «ВОСПРИЯТИЕ: 1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»): 2) процесс формирования этого образа (употребляются термины «перцепция», «перцептивный процесс»). Иногда термином «В.» обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующих на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательскую деятельность наблюдения (см.  Перцептивное действие, Наблюдение) (Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова, М., 2006). 
Комментарий: авторы исходят из того, что то, которое они считают внешним для каждого из них физическим миром, миром предметов и вещей, существует само по себе объективно и каждый из них по-своему его воспринимает. Предмет (физическое тело) – это не некий их продукт, а независимый фрагмент объективной реальности.
          «ВОСПРИЯТИЕ –  непосредственно чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков (Восприятие иначе называют перцепцией (от лат. percepcio – воспринимаю), а процессы восприятия перциптивными процессами)» (Еникеев М. И. Энциклопедический словарь. – М., 2006.).
Комментарий: предметы и явления, с которыми чувственно автор имеет дело, есть фрагменты внешнего, по отношению к телу автора, физического мира.
          «Восприятие, или перцепция, представляет собой совокупность процессов, посредством которых формируется идеальная модель (субъективный образ) объективно существующей реальной действительности» (Психология: учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова [П 86] [и др.]. М., 2005, с. 67.).
Комментарий: автор уклоняется от вопроса, кто осуществляет процесс, где осуществляется процесс. Но, зная автора, могу утверждать, что исходит он из положения, согласно которому он воспринимает тот видимый мир, где имеют место все события. Он и другие есть фрагменты видимого им мира.
         «Восприятием называется интерпретация информации, которую мы получаем от органов чувств: получая сенсорную информацию, будь то запахи или звуки, мы сознательно и бессознательно придаем ей определенный смысл, и это позволяет нам соотнести новую информацию с тем, что уже известно» (Хайс Н., Орелл С. Что такое психология? – М.: Изд-во Эксмо, 2005, с. 64.).
Комментарий: каждый из авторов считает, что ощущения (запахи, звуки) попадают в органы чувств. Применяют термин – информация. Это тот случай, когда непонятное объясняется с введением еще более неопределенного.
         «ВОСПРИЯТИЕ, я, ср. (псих.) Узнавание предметов и явлений внешнего мира (путем переработки центральной нервной системой раздражений от внешней среды) (Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова, М., 1935 г.).
Комментарий: предметы для автора – это внешний мир.
          «ВОСПРИЯТИЕ, я, ср. Непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Законы восприятия. Изучать восприятие ребенка (Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 2015.).
Комментарий: неизвестно, что есть внешний мир, действительность. Это одно и то же или разное.
           «ВОСПРИЯТИЕ, отражение действующих в данный момент на органы чувств человека предметов и явлений материального мира, включающее понимание или осмысливание их на основе предшествующего опыта» (Энциклопедический словарь. Гл. редактор Б. А. Введенский. М., 1953.).
Комментарий: четко и ясно: предметы и явления действуют на органы чувств.

          «ВОСПРИЯТИЕ – непосредственное отражение предметов реального мира, действующих на наши органы чувств» (Краткий философский словарь. / Под ред. М. Розенталя и П. Юдина. М., 1955 г.).
Комментарий: реальный мир – мир предметов…
           «ВОСПРИ`ЕМНИК, а, м. (церк. офиц.) При христианском обряде крещения – лицо, принимающее на руки ребенка, вынутого из купели (полное офиц. Название: в. От купели); то же, что крестный отец.
           ВОСПРИЕ`МНИЦА, s (церк. офиц.). Женск. к восприемник: то же, что крестная мать» (Толковый словарь под ред. Д. Н. Ушакова, М., 1935 г.).
          В соответствии с нашей схемой ориентации, на рецепторные клетки органов чувств биологических организмов не действуют фрагменты внешней среды, в которой находится организм. Внешняя среда действует на защитные структуры организма, которые рецепцией не обладают. Таким образом, рецепторная клетка инициирует импульсы в соответствии со сдвигами в собственных процессах. Иначе: так называемые предметы и явления внешнего мира есть уже модели, соответствующие фрагментам внешнего мира или среды, в которой находится организм. Сама же внешняя среда непосредственно в ощущениях организму не дана. Чувственное отражение, которое организмом может считаться отражением внешней среды, есть отражение продуктов его собственной деятельности. Запахи, звуки, свет и цвет, тепло и холод создаются самим организмом и не являются свойствами внешней среды. То, что физические тела и физические поля, физические явления – это есть внешний мир, есть не более, чем иллюзия, есть дезориентация организма в продуктах собственной деятельности.
            Нейрофизиологи, психологи, нейропсихофизиологи подробно описывают, согласно моей версии того, что формировалось мною при пользовании соответствующими публикациями, как системы организмов создают запахи и звуки, тепло и холод…, но не могут или не хотят сделать соответствующие выводы в отношении того, что есть данность для органов чувств. И только некоторые из них предпринимали попытки это сделать (Леонтьев А. Н., например). «Окружающий мир целостен и не складывается из света, цвета, тепла, холода, вибрации и т.п. Он амодален и выступает в этих своих качествах только при взаимодействии с человеком (Леонтьев, 1972)» (Контекстуальное опознание, с. 253.).
            «Объективный мир действительно представляет собой материальный субстрат меняющейся плотности, распространенный в пространственно-временном континуме. И это не нужно понимать как метафору или как философские изыски. Окружающий мир именно таков, и все остальное субъект вносит в процессе восприятия. Воспринимая этот континуум, субъект осуществляет два процесса: он его отражает и опознает. Процесс отражения осуществляется перцептивным аппаратом и обеспечивается компрессией и перекодированием возникающих в процессе взаимодействия со стимулом информационных потоков. Этот процесс дифференциации пространства на основе его физических характеристик представляет собой дообъектную фазу восприятия. Можно говорить о выделении предметов на этом уровне, если под предметом понимать его физическую дифференциацию, а не идентификацию. Далее этот информационный поток опознается.
           Данный процесс имеет одно кардинальное отличие от традиционного понимания: опознание – это не сличение образа воспринимаемого объекта с эталоном или прототипом, хранящимся в памяти, а консолидация сенсорного информационного потока по алгоритмам конструкций, создаваемых на основе активации определенных систем памяти. Только на этом этапе появляется образ, который субъективно репрезентируется как воспринимаемый объект» (Контекстуальное опознание, с. 67.). (Примечание: ключевое – образ субъективно репрезентируется как воспринимаемый объект).
           «Наиболее наглядно изменение единицы опознания и изменение принципов формирования объекта можно проследить на примере научения чтения, письму. Когда ребенок первый раз садится за парту и начинает писать буквы, для него объектом будет даже не сама буква, а отдельные ее элементы – палочки, крючки, хвостики, их расположение, толщина линий, определяемая нажимом, и т.д. И ученик, высунув язык, старательно выводит все это, пытаясь правильно скомпоновать черточки и получить более крупный объект – букву. В последующем ребенок начинает складывать буквы в слоги, которые при определенной тренировке и становятся объектом восприятия» (с. 86.).       Когда ребенок берет в руки перьевую ручку, тетрадь, емкость с чернилами, то он организует нанесение чернил из чернильницы с кончиком пера этой самой ручки. Он может воображать, что пишет буквы. Учитель тоже может воображать, что ученик рисует буквы. Но фактически чернила на бумагу вносит кончик пера. От состояния этого кончика зависит то, как будут в бумагу внесены чернила. Вполне возможна просто клякса. Палочки, крючки, хвостики не могут быть нанесены на бумагу кончиком пера. Они есть продукты воображения ученика, учителя… Ученик имеет дело с собственными визуальными образами, которые соответствуют тому, что получается на бумаге (конструкциям из чернил в сцеплении с бумагой). Структуры, обеспечивающие программы-автоматизмы, … Мешают кому-то из Бехтелей понять существо дела.
            «Наиболее демонстративный пример – орган зрения, где рецепторные элементы (палочки и колбочки) находятся в последнем слое сетчатки, да еще и повернуты в обратную от светового потока сторону. Это становится объяснимым, если мы учитываем косвенный характер информации, снимаемой рецептором. В этом случае прямое взаимодействие становится излишним» (с. 321.).
             Сознание ребенка возникает через несколько месяцев после акта рождения. С момента же рождения он научается создавать ощущения (запахи, звуки, свет, тепло и холод, …). Таким образом, более ранние продукты психической деятельности, которые существовали до появления сознания, оно считает чужими (внешними, по отношению к его телу, с которым себя сознание отождествляет).
          

                «СМОТРЕТЬ И НЕ ВИДЕТЬ»
                ОЛИВЕР САКС
«Вильям Мулине, философ XVll столетия, у которого супруга была слепой, задал своему приятелю Джону Локку такой вопрос: «Положим, что человек, слепой от рождения, на ощупь отличающий куб от шара, прозреет. Сможет ли он тогда, не дотрагиваясь до этих предметов, сказать, какой из них куб, а какой шар?» Локк рассмотрел этот вопрос в своей работе «Опыт о человеческом разумении», написанной в 1690 году, и дал на него отрицательный ответ.
В 1709 году Джордж Беркли в работе «Новая теория зрения» пришел к заключению, что не существует обязательной связи между осязанием и зрением, и связь между ними может возникнуть лишь в результате опыта. Эти теоретические рассуждения были проверены на практике в 1978 году, когда Уильям Чезелден, английский хирург, удалил катаракту с обоих глаз у тринадцати летного мальчика, слепого от рождения. Несмотря на высокое умственное развитие, этот мальчик, став зрячим, испытал немалые трудности при новом восприятии мира. Он не владел чувством дистанции, плохо ориентировался в пространстве, не различал размеры предметов. Его пробовали учить рисовать, но двухмерного изображения он не осилил. Как и предвидел Беркли, этому прозревшему мальчику было необходимо постепенно осилить новые ощущения и установить связь между зрением и осязанием. За последние двести пятьдесят лет со дня проведения упомянутой операции подобному хирургическому вмешательству подвергались многие пациенты, но почти все они столкнулись с теми же трудностями, что и мальчик, прооперированный Чезелденом и подтвердивший заключение Локка» (Сакс, О. Антрополог на Марсе/ Оливер Сакс; пер. с англ. А. Николаева. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009, с.135 – с.136).
«А когда немецкий врач Макс фон Зендем удалил катаракту нескольким слепорожденным детям, то оказалось, что долгое время для этих детей видимый мир не имел смысла – привычные предметы они узнавали исключительно на ощупь. Только в повседневной зрительной практике развиваются природные возможности зрительного анализатора и он становится основным информационным каналом человеческого мозга, во многих случаях являясь «учителем» других органов чувств» (Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2005, с.102).
КОММЕНТАРИЙ-ПОЯСНЕНИЕ: мы (коллектив СИОП) представили соответствия результатам наблюдений. Теперь необходимо предоставить соответствия результатов экспериментов, чтобы получить окончательный ответ. Эксперименты были проведены в отношении формирования людьми визуальных миров. Экспериментаторы использовали импульсные излучатели с возможностью регулирования излучений соответственно изменяющимся характеристикам: частоты излучений и интенсивности, также регистраторы излучений до нескольких микросекунд длительностей импульсов…
               
                ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ЛЕКСИКИ ЗРЯЧИХ
Вообразите ситуацию: имеется группа детей с воспитателем; N детей с исправным зрением – зрячих, N детей с неисправным зрением – слепых. Воспитатель приготовил три предмета (три вещи), с которыми дети никогда не имели дела, никогда о них не слышали и т.п. Воспитатель и дети заходят в помещение, где есть всего один предмет (стол). Дети вместе с воспитателем становятся в круг так, что в центре оказывается единственный предмет (стол). Приготовленные вещи воспитателем находятся в его сумке. Сам воспитатель, естественно, знает предметы на ощупь и может каждому из предметов поставить в соответствие наименование, т.е. проговорить наименование каждого (назвать каждое имя, соответствующее каждому предмету). Перед детьми воспитатель ставит задачу: после того, как выключат встроенные в потолке светильники, последовательно друг за другом дети в темноте должны внимательно на ощупь изучить получаемые ими предметы, чтобы они могли свободно на ощупь их опознавать. Им также назовут имена каждого предмета, эти имена они должны запомнить.
Допустим, выключили электрические светильники, процедура была проведена. Теперь дети при выключенных приборах легко на ощупь опознают предметы и ставят им в соответствие наименования. То есть воспитатель повторяет процедуру до достижения результатов всеми детьми. После этого он кладет предметы на середину стола, размеры которого таковы, что дети не могут руками дотянуться до предметов.
Включают электрические светильники. У зрячих детей формируются визуальные образы, соответствующие предметам. У каждого ребенка, естественно, свой зрительный образ, который создает ему исправная зрительная система. У детей с неисправными системами зрения визуальных образов не создается.
Согласно моим версиям схемам ориентаций Оливера Сакса, зрячие дети («прозревшие») не могут, не получив предметы в руки, поставить им в соответствие наименования. Они не могут визуально их опознать, то есть предметы остаются им неизвестными. Они могут проговаривать наименования (они запомнили), но к чему относятся наименования,  они не знают. Более того, они не знают, предметы ли, расположенные на середине стола,  они ощупывали. Только на основе их веры воспитателю, каждый из зрячих детей может считать, что именно предметы, находящиеся на столе, ему приходилось ощупывать. Следовательно, наименования относятся не к визуальным образам, не к тому, что в воображении детей находится на столе, а к их осязательным и тактильным образам. Если же зрячий ребенок назовет лежащие на столе предметы именами, которым он поставил в соответствие свои впечатления при ощупывании, то он допустит ошибку в ориентации. Понятно, что для слепого ребенка эта ошибка исключена отсутствием у него визуального образа.
Теперь понятно и то, почему религии должны быть связаны с небом, небесными телами, с космосом, с научными исследованиями. Человек, который непосредственно не участвует в некоторых событиях, вынужденно находится в состоянии человека верующего, какой бы версии он не придерживался. Теист он или атеист, или колеблющийся. Если он это осознает, то тогда у него есть установленная им граница компетентности, то есть граница между ситуациями, когда он вне религиозности, вне веры, а когда в состоянии верующего, религиозного человека.
ПОЯСНЕНИЕ: изготовленные мною соответствия некоторым частям некоторых публикаций различных авторов читатель не должен формируемое им содержание считать тем, с чем я согласен. Практически все авторы, согласно моим версиям, так или иначе страдают от собственных ими сформированных структур, обеспечивающих им некоторые программы-автоматизмы. И "ляпов" с и« стороны столь много, что бесполезно каждый «ляп» обсуждать. Пока у меня вопрос: «Они сознательно делают ЭТО или по недоумию? Например, понятно, что ни наука вообще, ни какая-то конкретная, например, наука физика, ни области знания, ни разделы и подразделы каких-то наук не являются действующими сущностями. Наблюдают, создают средства письменности соответственно результатам наблюдений, изучают и исследуют исключительно люди, но удалось найти лишь одну публикацию, соответственно некоторой части которой можно изготовить: «Правильнее спрашивать: «Что должны делать ученые?», а не «Что должна делать данная отрасль науки?» («Общественное животное». Исследования» под ред. Э. Аронсона. Том 1. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2003, с. 20. Пер. с англ. Е. Буданова и др. всего 9 пер.).


Рецензии